Население Филиппин; филиппинцы

Ареал расселения

Крупнейшие острова — Лусон (со столицей Манила), и Минданао, меньше Негрос, Бохол, Себу, Лейте, Самар, Миндоро, Панай, Палаван. Из 7000 островов заселено только 800. Вместе с Зондским архипелагом Филиппины образуют один Малайский архипелаг, заселенный родственными народами, которых иногда именуют малайцами или индонезийцами.

Этногенез и история

Филиппинцы происходят от малайцев, двумя волнами переселившихся сюда. Протомалайцы — первые, от них
происходят горные народы. Дейтеромалайцы вторые, они принесли с собой более высокую культуру и
оттеснили горных вглубь суши. В 14—16 вв. на Филиппинах были феодальные княжества. В 16 в. они были
колонизованы испанцами, острова были названы в честь принца Филиппа, будущего короля Испании Филиппа II.

Народы и языки

Крупнейшие народы, прибрежные: бисайя (висайя), тагалы, илоки, бикол, пангасинан, пампанган, ибанаг, самбал. Более мелкие, горные: ифугао, бонток, тингиан, калинга, гадданы, инибалои,канканаи, апайо (Лусон), букиндон, билаан, манобо, багобо, мандайя, тидураи, тагакаоло, ата, мангуан-ганы (Минданао), мангианы (Миндоро), иватаны (Бабуян), тагбанва (Палаван).

Языки подразделяются на группы: ями-иватанская, думагатская, северокордильерская,
центральнокордильерская, южнокордильерская, самбалическая, ценральнофилиппинские, языки Палавана и
Миндоро, Манобо и Данао, Субанон, Южного Минданао. Итого ок, 400 языков и диалектов.
Отдельные языки: бабуян, ями, иватан, паланан, илокано, бонток, пангасинан, пангалато, самбал,
бикольский, бисайя, масбатенья, таусуг, палавано (пиналаван), агусан, манобо, маранао, субанон,
багобо, билаан и др. Тагальский имеет 11 диалектов.

Кроме вышеперечисленных народов малыми группами на всех островах живёт народ аэта, или негритосы, австралоидной расы. Это автохтонное население, вытесненное переселенцами.

Общественные отношения

Население Филиппин; филиппинцы

Барангаев давно нет, но система отношений сохранилась. Филиппинец очень зависит от родственных
отношений, он чувствует себя не отдельным человеком, а членом рода, затем — народности, и наконец —
человечества. Без семьи и своей общины он страдает. В такой ситуации младший всегда подчиняется
старшему, слово отца — закон, его авторитет неоспорим. Старшие заботятся о младших, а когда те
вырастают, начинают сами помогать родне, причем помощь эта далеко не формальна.

Такие же отношения между помещиками и крестьянами. В крестьянине воспитывают с детства преданность
помещику, в случае лояльности он становится для помещика протеже. Это называется система
бата-бата(покровительства и фаворитизма). Однако на деле чаще помещик берет зверские проценты, не
оказывая никакой помощи арендаторам.

Примечание. Похожие отношения — у японцев: преданность боссу, фирме, которая восходит к феодальным
отношениям между крестьянами и самураями.

Филиппинские семьи многодетны. Дети окружены заботой, они — цель жизни. Бездетным родителям
сочувствуют.

Женщина, судя по хроникам, пользовалась большим почетом и раньше, но и теперь её положение выше, чем в Индонезии и Малайзии. Рождение девочки не считается несчастьем, как у других народов. Нормы для мужчин занижены, он может, например, иметь любовницу, жена должна это терпеть. Традиционные сферы деятельности женщин — табачная и пищевая промышленность, медсестра, продавец.

На Филиппинах широко распространена проституция, прежде всего из-за нищеты.

Население Филиппин; филиппинцы

Народность аэта занимается сбором трав, кореньев, плодов, охотой на кабанов, обезьян, оленей. Охота — не обязательно мужское занятие, охотятся даже девочки.

Женщина, судя по хроникам, пользовалась большим почетом и раньше, но и теперь её положение выше, чем в Индонезии и Малайзии. Рождение девочки не считается несчастьем, как у других народов. Нормы для мужчин занижены, он может, например, иметь любовницу, жена должна это терпеть. Традиционные сферы деятельности женщин — табачная и пищевая промышленность, медсестра, продавец.

Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function “#property” was not found.)]]Ошибка Lua: callParserFunction: function “#property” was not found.ФилиппинцыОшибка Lua: callParserFunction: function “#property” was not found.ФилиппинцыОшибка Lua: callParserFunction: function “#property” was not found.Филиппинцы[источник не указан 3847 дней].

Хозяйство и быт

Филиппины — аграрная страна. 50 % населения занято в сельском хозяйстве. Большая часть земли — в руках крупных землевладельцев, в том числе иностранных. Основные сельскохозяйственные культуры — рис, кукуруза, сахарный тростник, абака, табак, кофе, бананы, ананасы, манго, цитрусовые. В животноводстве разводят буйволов, коров, свиней.

Более 40 % населения живёт в условиях крайней бедности, 25 % — безработные или полубезработные. Стремясь улучшить свое финансовое положение, филиппинцы часто стремятся покинуть родину в поисках работы за рубежом. Филиппинцы очень востребованы в качестве элитного домашнего персонала в развитых странах мира.

Дома филиппинцев — свайные, двухкамерные, или однокамерные. Есть жилища на деревьях.

До прихода европейцев туземцы ходили обнаженные, наносили татуировку. Менее развитые народы не имеют одежды до сих пор. Ныне национальный костюм филиппинцев — цветная рубашка(бронг тагалог) и брюки у мужчин, блузка и саронг у женщин. Штаны у мужчин могут быть также до колен. Праздничное платье у женщин обязательно испанского покроя. Цвета — яркие, часто полосатые. У горных народов мужчины носят набедренную повязку, женщины — саронг.

Питание филиппинцев — 4-разовое. На завтрак они употребляют рис с приправами. Приправы: туйо — сушеная рыба, тапа — вяленое мясо, паксив — рыба или мясо с уксусом. Обед — пансит и адобо. Десерт — путо и суман. Пансит — суп с лапшой и приправой, адобо — курица или свинина с уксусом, чесноком или перцем, путо — рисовые пирожки, суман — рисовые лепешки.

Влияние испанцев

Первоначально филиппинцами называли испанцев, родившихся на архипелаге. Туземцев испанцы называли
«индиос». Филиппинцами они стали позже. Местные жители до сих пор пугаютК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3847 дней] детей словом «кастила» (испанец).

Но в быту остается много следов испанской колонизации. Прежде всего, филиппинцы носят пышные
испанские имена, такие, как Карлос, Луис, Хуан, Хосе, Бальтасар и др. Такие же и фамилии. Планировка городов во многом напоминает испанскую и латиноамериканскую. Центр города — пласа, с собором. Местная музыка похожа на испанскую, Народные песни филиппинцев напоминают песни Андалузии.

В каждой деревне — свой оркестр, рондалья. Филиппины — единственное место в мире, где сохранился обычай петь под окном серенады. Испанцы заставили туземцев одеваться, а до того их именовали «пинтадос»(раскрашенные), за обычай наносить татуировку. Барангай был переименован в барио (квартал), его глава — в теньенте (лейтенант).

Несколько барио составляли пуэбло (поселение), его возглавлял гобернадорсильо (губернаторишка). Местную аристократию называли принсипалией, Крупнейшей административной единицей была алькальдия майор, или провинция. Возглавлял её алькальд, ну и на вершине власти стоял генерал-губернатор (их сменилось 116).

Население Филиппин; филиппинцы

Мифология

Мифология филиппинцев сложна. У крупных народов, исповедующих католицизм, она частично утеряна. У
горных народов она сохраняется в большей степени. Для них характерны культы духов природы, предков,
есть пантеон богов, магия, прежде были жертвоприношения и охота за головами. Мифология отражала иерархию общества — строгая соподчиненность.

Космология филиппинцев включала 4 элемента: сверхъестественные существа, люди, природные объекты,
продукты труда. Обожествлялись солнце, луна, звезды, радуга, некоторые животные, птицы. Ниже богов
стояли духи лесов, полей, гор, рек и т. д., а также духи предков(анито). Их ублажали, так как они могли принести зло.

Назначение людей — служить им. Существовали многочисленные табу. Природными объектами человек пользовался, но был не хозяином их, а только арендатором, так как они принадлежали духам. И только продукты труда принадлежали человеку. По представлениям горных народов внутренних районов мир был объемен, в центре — земля(пугао), в горизонтальной плоскости протекает мировая река, в верховьях её — мир «даийе», связанный с верхним миром («кабуниан»), внизу — мир «лагод», связанный с нижним(«далум»). Мифы каждого народа впитывали влияние индуизма и буддизма.

Ифугао — суперполитеисты, обожествляли все сущее. Отсутствовала строгая иерархия богов, как и
привязанность богов к определенному миру. Наиболее абстрактно понятие Матунгулан, группа из 168
богов, один из них — Лидум ан Магидет. На Филиппинах был известен миф о потопе, почти неизвестный в
Индонезии.

К миссионерам туземцы относились неприветливо, но к 1622 году почти полмиллиона было крещено.

Христианский Бог для филиппинцев имел все-таки много языческого, и от прежних верований они не отреклись. Кроме католиков есть здесь и мусульмане, их называют моро.

Искусство и литература

В искусстве и литературе Филиппин прослеживается помимо самобытного слоя разные влияния: индийское и арабское, испанское и американское. Наиболее ранние образцы искусства — керамика позднего неолита, принадлежавшая древней волне малайцев, которую вытеснили представители следующей волны, также малайцы, но более высокого уровня развития, носители культуры бронзы и железа.

Население Филиппин; филиппинцы

До европейцев туземцы имели связи с Индией, Индонезией, Китаем, изготовляли ткани из шелка и хлопка, занимались плетением из волокон бамбука и ротанга. В 16 в. эти связи были прерваны, частично местные традиции были уничтожены. Вне западных влияний остались моро (мусульмане) и примитивные народы. Наиболее примитивны изделия негритосов аэта — гребни из бамбука, браслеты из клыков и т. д.

Хорошо изучены орнаменты игоротов — изображения животных (скорпионы, ящерицы, змеи), птиц, трав,
цветов, звезд, копий, щитов, топоров. Один из самых развитых народов — ифугао. У них развито
ткачество (хб ткани), с орнаментом, часто это полосы, красные, синие, черные, зеленые. Они
изготовляют одеяла, набедренные повязки, женские юбки(тапис), используют бисер.

У моро сочетаются индонезийско-арабские и китайские элементы. В орнаменте — драконы. змеи, петухи и
крокодилы. Цвета — красный, синий, жёлтый. Моро используют «панулунг» — украшение в виде носа лодки, на карнизе дома или шкатулке. У развитых народов подобные традиции сохраняются в сельской местности.

В колониальный период появляются каменные дома, крепости и соборы(прежде дома строились из тростника и дерева, преимущественно свайные). Старейшая из сохранившихся в Маниле церковь –
Сан-Агустин(1606—1614,А. де Эррера). Другие примеры: форты Сантьяго и университет Санто-Томас в
Маниле(1608—1615) и форт Сан-Педро на о. Себу.

Танцы филиппинцев — испанские, хота, хабанера, панданго са силад(фанданго). Театр соединил традиции
Китая, Индии, Индонезии, Испании, Америки. В 19 в. распространилась оперетта.

Музыкальные инструменты: субинг (щипковый), диудиу -ас, тимпану, кулагенг (виды флейт), 2-х
струнная гитара(была известна до прихода европейцев), ксилофон-маримба(американского происхождения).

Национальный оркестр — пангкат, весь из бамбука, современный пангкат может исполнить все, вплоть до
Баха и Чайковского.

Древнейшие образцы литературы на Филиппинах — эпос и фольклор, устные мифы и легенды, песни. Героями их являются, например, бог урожая Идионам, богиня ветра и дождя Анитон Табо, хранитель недр, карлик Патианак(относится к злым персонажам). В средневековье пишутся сказания из жизни царей, популярны индийские темы.

Национальные жанры прошлого — куридо — лирико-эпическая поэма, авит — поэма на героический сюжет.

Основоположник литературы нового времени — Ф. Бальтасар (1788—1862). Первый роман на тагальском языке издал М. де Кастро (1856). Наиболее известный писатель — Хосе Рисаль-и-Алонсо (1861—1896).

Национальным символом филиппинцев признан цветок сампагита (местное название жасмина индийского).

Отрывок, характеризующий Филиппинцы

– Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас?

Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.

Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.

Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?

Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I;

Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.

Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?

– «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка.

И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда.

Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы.

Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Свадьба Наташи, вышедшей в 13 м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья.События последнего года: пожар Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчаяние Наташи, смерть Пети, горе графини – все это, как удар за ударом, падало на голову старого графа.

Он, казалось, не понимал и чувствовал себя не в силах понять значение всех этих событий и, нравственно согнув свою старую голову, как будто ожидал и просил новых ударов, которые бы его покончили. Он казался то испуганным и растерянным, то неестественно оживленным и предприимчивым.Свадьба Наташи на время заняла его своей внешней стороной.

Он заказывал обеды, ужины и, видимо, хотел казаться веселым; но веселье его не сообщалось, как прежде, а, напротив, возбуждало сострадание в людях, знавших и любивших его.После отъезда Пьера с женой он затих и стал жаловаться на тоску. Через несколько дней он заболел и слег в постель. С первых дней его болезни, несмотря на утешения докторов, он понял, что ему не вставать.

Графиня, не раздеваясь, две недели провела в кресле у его изголовья. Всякий раз, как она давала ему лекарство, он, всхлипывая, молча целовал ее руку. В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья – главную вину, которую он за собой чувствовал. Причастившись и особоровавшись, он тихо умер, и на другой день толпа знакомых, приехавших отдать последний долг покойнику, наполняла наемную квартиру Ростовых.

Все эти знакомые, столько раз обедавшие и танцевавшие у него, столько раз смеявшиеся над ним, теперь все с одинаковым чувством внутреннего упрека и умиления, как бы оправдываясь перед кем то, говорили: «Да, там как бы то ни было, а прекрасжейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь… А у кого ж нет своих слабостей?..

Население Филиппин; филиппинцы

»Именно в то время, когда дела графа так запутались, что нельзя было себе представить, чем это все кончится, если продолжится еще год, он неожиданно умер.Николай был с русскими войсками в Париже, когда к нему пришло известие о смерти отца. Он тотчас же подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и приехал в Москву.

Положение денежных дел через месяц после смерти графа совершенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования которых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения.Родные и друзья советовали Николаю отказаться от наследства. Но Николай в отказе от наследства видел выражение укора священной для него памяти отца и потому не хотел слышать об отказе и принял наследство с обязательством уплаты долгов.

Кредиторы, так долго молчавшие, будучи связаны при жизни графа тем неопределенным, но могучим влиянием, которое имела на них его распущенная доброта, вдруг все подали ко взысканию. Явилось, как это всегда бывает, соревнование – кто прежде получит, – и те самые люди, которые, как Митенька и другие, имели безденежные векселя – подарки, явились теперь самыми требовательными кредиторами.

Николаю не давали ни срока, ни отдыха, и те, которые, по видимому, жалели старика, бывшего виновником их потери (если были потери), теперь безжалостно накинулись на очевидно невинного перед ними молодого наследника, добровольно взявшего на себя уплату.Ни один из предполагаемых Николаем оборотов не удался;

имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов оставалась все таки не уплаченною. Николай взял предложенные ему зятем Безуховым тридцать тысяч для уплаты той части долгов, которые он признавал за денежные, настоящие долги. А чтобы за оставшиеся долги не быть посаженным в яму, чем ему угрожали кредиторы, он снова поступил на службу.

Ехать в армию, где он был на первой вакансии полкового командира, нельзя было потому, что мать теперь держалась за сына, как за последнюю приманку жизни; и потому, несмотря на нежелание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвращение к статской службе, он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцевом Вражке.

Наташа и Пьер жили в это время в Петербурге, не имея ясного понятия о положении Николая. Николай, заняв у зятя деньги, старался скрыть от него свое бедственное положение. Положение Николая было особенно дурно потому, что своими тысячью двумястами рублями жалованья он не только должен был содержать себя, Соню и мать, но он должен был содержать мать так, чтобы она не замечала, что они бедны.

Графиня не могла понять возможности жизни без привычных ей с детства условий роскоши и беспрестанно, не понимая того, как это трудно было для сына, требовала то экипажа, которого у них не было, чтобы послать за знакомой, то дорогого кушанья для себя и вина для сына, то денег, чтобы сделать подарок сюрприз Наташе, Соне и тому же Николаю.

Соня вела домашнее хозяйство, ухаживала за теткой, читала ей вслух, переносила ее капризы и затаенное нерасположение и помогала Николаю скрывать от старой графини то положение нужды, в котором они находились. Николай чувствовал себя в неоплатном долгу благодарности перед Соней за все, что она делала для его матери, восхищался ее терпением и преданностью, но старался отдаляться от нее.

Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее. И он чувствовал, что чем больше он ценит, тем меньше любит ее. Он поймал ее на слове, в ее письме, которым она давала ему свободу, и теперь держал себя с нею так, как будто все то, что было между ними, уже давным давно забыто и ни в каком случае не может повториться.

Положение Николая становилось хуже и хуже. Мысль о том, чтобы откладывать из своего жалованья, оказалась мечтою. Он не только не откладывал, но, удовлетворяя требования матери, должал по мелочам. Выхода из его положения ему не представлялось никакого. Мысль о женитьбе на богатой наследнице, которую ему предлагали его родственницы, была ему противна.

Другой выход из его положения – смерть матери – никогда не приходила ему в голову. Он ничего не желал, ни на что не надеялся; и в самой глубине души испытывал мрачное и строгое наслаждение в безропотном перенесении своего положения. Он старался избегать прежних знакомых с их соболезнованием и предложениями оскорбительной помощи, избегал всякого рассеяния и развлечения, даже дома ничем не занимался, кроме раскладывания карт с своей матерью, молчаливыми прогулками по комнате и курением трубки за трубкой. Он как будто старательно соблюдал в себе то мрачное настроение духа, в котором одном он чувствовал себя в состоянии переносить свое положение.