Главные экономические районы японии кратко

Особенности экономико-географического положения

Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.

Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:

  • известняка;
  • серы;
  • нефти;
  • цинковых и свинцовых руд;
  • каменного угля.

Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.

Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.

А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.

Главные экономические районы японии кратко

Япония располагается в очень сложных природных условиях. Она отделена от материка, значительная часть площади занята горами. Японский архипелаг находится в зоне сейсмической и тектонической нестабильности, что нередко наносит ущерб как экономике, так и жизни людей. Авария на АЭС Фукусима-1 крайне негативно отразилась на экономическом и экологическом благополучии страны.

Еще одним минусом являются климатические особенности. Тайфуны и тропические ураганы заглядывают сюда часто, нередко вызывая разрушения и экономический ущерб. В Японии мало полезных ископаемых, особенно топливных, которые эта страна вынуждена импортировать. Недостаток свободных площадей ограничивает возможности для развития возобновляемой энергетики, а строительство новых АЭС после аварии 2011 года не производится. Плюсом являются большие пространства океанских акваторий, где ведется добыча рыбы и морепродуктов.

Среди полезных ископаемых в недрах Японии лидирует сера.

Отношение к экологии

Экономика Японии развивается в тесной связке с экологией. После всплеска загрязнения в 50-60-е годы 20-го века, начиная с 1970 года страна упорно движется в направлении отказа от грязных технологий и улучшения качества окружающей среды. Главным приоритетом является энергоэффективность. Это связано еще и с тем, что в стране мало собственных топливных ресурсов.

Экономические показатели

Если говорить об экономике Японии кратко, то она устойчиво развивается, демонстрируя ежегодный рост ВВП и развитие наукоемких технологий. Величина инфляции в этой стране минимальна и редко превышает 1 % в год. Нередко наблюдается и обратный процесс – дефляция. Рост ВВП страны составляет около 1 % в год. Безработица постепенно уменьшается и в 2018 году снизилась до 2,5 %. Банки Японии соответствуют уровню высокоразвитых государств.

Особенности структуры экспорта и импорта Японии

Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.

Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.

Размер ВВП

По объему ВВП Япония на начало 2019 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.

На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.

Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.

В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2019 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.

Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:

  • 2019 год – до 4,992 трлн долл.;
  • 2020 год – 5,008 трлн долл.;
  • 2021 год – 5,015 трлн долл.

Госбюджет Страны восходящего солнца на 2019 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.

Кстати, по этой причине в марте 2019 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому  вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.

Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2019 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).

В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.

Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.

Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:

  • автомобили;
  • суда, корабли и плавсредства иных типов;
  • робототехника;
  • персональные компьютеры, бытовая электроника;
  • пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.

Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.

Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).

Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.

Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.

Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2019 года поставлялись они, преимущественно, из:

  • России – 6,8 %:
  • Катара – 7,7 %;
  • Объединенных Арабских Эмиратов – 14,1 %;
  • Австралии – 18,2 %;
  • Саудовской Аравии – 18,9 %.

Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.

Производство продукции

В Японии слабо развит добывающий сектор, а преобладает выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. На первом месте – машины и запчасти к ним. Это направление является традиционным для Японии, и качество продукции соответствует признанным стандартам. Японские автомобили также отличает долговечность.

Особенно прибыльным производство было до 90-х гг. 20-го века, а затем усилилась конкуренция, сначала с США, а затем и с азиатскими странами, особенно с Китаем. Сейчас в китайском автопроме внедрение новых технологий идет быстрее, чем в японском. Там более активно переходят на электромобили, постоянно совершенствуя их характеристики.

Япония традиционно делала упор на экономичные бензиновые двигатели, достигнув в этом деле больших успехов. Особенно это касается автомобилей японской марки Toyota, которая прославилась на весь мир выпуском экономичных ДВС и считалась эталоном экологически чистого транспорта. Теперь же самыми экологичными считаются электромобили, а в этом направлении Япония далеко не в лидерах.

Большую роль играет производство бытовой и компьютерной техники, микросхем и оборудования. Довольно развитыми являются металлургия и химическая промышленность, в том числе производство нефтепродуктов.

Основные составляющие экономики Японии

Многим непонятно, как небольшое по размерам государство, занимающее архипелаг, на котором нет значительных залежей полезных ископаемых, уже не один десяток лет находится в числе лидеров мировой экономики.

А ведь еще начиная с 70-х годов минувшего века здесь начали развиваться опережающими темами отрасли, ставшие в хозяйственной сфере страны базовыми. Коротко рассмотрим основные компоненты, которые включает структура экономики Японии.

Банковский сектор

В основе банковской системы Страны восходящего солнца находится американская модель и состоит она из следующих трех уровней:

  1. Центральный Банк (Bank of Japan). Управляет деятельностью всех кредитно-финансовых организаций Японии, в том числе 11 государственными и всеми частными банковскими учреждениями.
  2. Коммерческие общенациональные банки. Это финансовые организации следующих типов:
  • банки долгосрочного кредитования;
  • трастовые банки;
  • региональные и городские банки;
  • иностранные банки.

Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.

  1. Кооперативные кредитные институты. К этой группе относятся:
  • трудовые кредитные кооперативы;Банки Японии
  • кредитные кооперативы;
  • кредитные ассоциации.

Главные экономические районы японии кратко

Они призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса в различных областях японской экономики.

В число наиболее известных входят такие банки Страны восходящего солнца:

  • Mizuho Corporate Bank;
  • Mitsubishi UFJ Financial Group;
  • Industrial Bank of Japan и др.

Лидерами мировой экономики являются такие японские компании, как Fujitsu Limited, Toshiba Corporation, Honda Motor Co. Ltd, Sony Corporation, Panasonic Corporation, Toyota Motor Corporation.

В начале XXI столетия в данной отрасли работало на постоянной основе порядка 8 млн человек. Именно в тот период массово открывались сборочные филиалы японских автопроизводителей в Азии.

Судостроение – традиционная отрасль производства островного государства. Крупнейшие заводы функционируют в городах Хакодате (остров Хоккайдо), Иокогаме, Йокосуке, Кобе, Ономити (все – на острове Хонсю), Сакаиде (остров Сикоку), Нагасаки (остров Кюсю). В число ведущих судостроительных компаний Японии входят “Кавасаки”, “Мицубиси”, “Сасебо”.

В электротехнической сфере заслуженную известность получили такие корпорации, как Yamaha, Sharp, Pioneer, Konica, Hitachi, JVC, Casio, Canon.

Качество японского товара

Для культивирования на архипелаге пригодны только 12 % земель. Заливные поля занимают большую часть этих угодий. Они используются для возделывания риса.

В среднем на 1 фермерское хозяйство приходится 1,8 га пашни. Со значительным отрывом по этому показателю идет Хоккайдо – 18 га, в остальных 46 префектурах – всего 1,3 га.

На протяжении длительного времени наибольшую прибыль приносила подобная деятельность на море Санрику (северо-восток острова Хонсю). Там теплое течение Куросио встречается с холодным Курильским течением. Но по причине аварии, произошедшей на расположенной поблизости Фукусимской АЭС, вылов в этом ареале рыбы был временно приостановлен.

Другое место акватории японского архипелага, богатое морепродуктами, – юг и север Западного Тихого океана

Сфера транспорта

В Японии действует современная и эффективная транспортная система. Общая протяженность автомагистралей на архипелаге составляет 1,2 млн км. Крупные города соединяет единая сеть платных высокоскоростных дорог. Она находится в ведении организаций, наделенных правом сбора платы за проезд.

На местных и региональных рынках пассажирских перевозок конкурируют десятки железнодорожных компаний, например таких, как Keio Corporation, Kintetsu Corporation, JR Group, Seibu Railway Company. Все их поезда славятся точностью движения.

Немного цифр:

  • Суммарная протяженность железных дорог составляет 27182 км.
  • Электрифицировано:
    • 2893,1 км дорог, имеющих стандартную ширину колеи;
    • 89,8 км дорог с узкой колеей.
  • Наиболее быстрые поезда “Синкэнсан” серий 500 и 700 развивают скорость до 300 км/час.

Аэропортов в Японии много. Главные международные воздушные гавани – Нарита (район Токио), Тюбу (район Нагойя) и Кансай (район Киото/Кобе/Осака).

Основным внутренним центром является токийский аэропорт Ханэда. Согласно статистике, это наиболее оживленный аэропорт Азии и 4-й по этому показателю в мире.

В Японии существуют две главные авиакомпании: Japan Airlines и All Nippon Airways.

В число других пассажирских авиаперевозчиков входят Fuji Dream Airlines, Star Flyer, Air Do, Skynet Asia Airways и Skymark Airlines.

Исторически воздушные внутренние перевозки по японскому архипелагу строго регулировались. Трем крупнейшим авиакомпаниям (JAS, ANA и JAL) с 1972 года были выделены конкретные маршруты.

Вплоть до 2000 года стоимость авиабилетов определялась правительством. Вместе с тем с 1995 года у авиакомпаний имелась возможность регулировать стандартные тарифы (тогда было разрешено применение скидок до 50 %). Сегодня авиаперевозчик может самостоятельно устанавливать цену на перелет, но за правительством закреплено право вето, если стоимость окажется очень высокой.

Лучшие показатели в Японии по уровню безработицы наблюдались в 1960 году, когда экономика страны развивалась стремительными темпами. Официально нетрудоустроенными считался 1 % людей, то есть была достигнута практически полная занятость. А наступивший в 1973 году так называемый нефтяной кризис привел к массовому сокращению рабочих мест.

Ситуация не вышла из-под контроля только благодаря предпринятым правительством мерам по организации рабочих мест и значительному прорыву в области медицины. Пик безработицы – 5,3 % – был зафиксирован в 2010 году, и до нашего времени отмечалось ее постепенное снижение.

По данным на конец августа 2019 года она составляла 2,2 % Несколько иная цифра для молодежи – 3,8 %. Для сравнения: на тот же период времени в США показатель безработицы был равен 8,5 %.

КЗ = (ЧЗЛ/ЧТН) × 100 (%), где

КЗ – коэффициент занятости, искомый параметр;

ЧЗЛ – число занятых людей;

ЧТН – численность трудоспособного населения (возраст от 15 до 65 лет).

В Японии на начало 2019 года КЗ был равен 59,2 %. Как изменялась занятость населения Японии за последние 20 лет, можно узнать, изучив график. Из него видно, что максимальное падение коэффициента занятости пришлось на 2012-й – последний год мирового финансового кризиса.

Население Страны восходящего солнца сокращается, но это вовсе не значит, что растет смертность. Здоровье пожилых японцев лучше, чем у людей преклонного возраста других государств.

Между тем демографическая обстановка в Японии отнюдь не радужная. Сегодня коэффициент рождаемости здесь составляет 1,46, в то время как воспроизводство населения будет иметь место при значении этого показателя на одну женщину в репродуктивном возрасте не меньше 2. И, по всем прогнозам, по крайней мере в обозримом будущем, коэффициент рождаемости таким не станет.

К этому их стимулируют и установленные государством правила выплаты денежной помощи людям преклонных лет:

  • при выходе на заслуженный отдых в 60 лет размер базовой пенсионной выплаты уменьшается на 0,5 процента за каждый месяц, на протяжении которых человек пребывал на пенсии до достижения им 65-летнего возраста;
  • жителю Японии, вышедшему на заслуженный отдых в 70 лет, за каждый месяц, в течение которых велась трудовая деятельность после 65 лет, полагается полупроцентная надбавка к базовой пенсии.

Размер минимальной пенсионной выплаты пожилым людям в Японии составляет 600 долларов, в то время, как в Китае средний размер выплат составляет около 14 долл сельским жителям и около 350 – горожанам.

Торговля

Если говорить об экономике Японии кратко, то эта страна имеет важные торговые связи с США, Китаем, Южной Кореей, Австралией.

Однако сейчас ситуация с экспортом японской продукции довольно неблагоприятная. Это связано с растущей конкуренцией со стороны Китая и отчасти Европы и США. Японская продукция получается более дорогой, чем у конкурентов. Это связано с дефицитом сырья, топлива, площадей и высокими зарплатами сотрудников.

Плюсы и минусы экономики Японии кратко

К положительным сторонам относят:

  • развитые технологии;
  • наличие запаса прочности и высокий уровень жизни людей;
  • производство и продажа по всему миру продукции высокого качества и с высокой добавленной стоимостью.

Минусами являются:

  • большой государственный долг в сравнении с величиной ВВП;
  • слабый покупательский спрос внутри страны (предложение резко доминирует);
  • дефляция и чрезмерно высокие заработные платы;
  • недостаток собственных ресурсов, которые приходится импортировать;
  • возрастная структура населения.

Власти страны стараются снизить отрицательное влияние негативных факторов на экономику Японии, однако пока принимаемые меры не меняют ситуацию кардинально, а государственный долг только растет. Это отражается и на бюджете Японии.