Горнодобывающая промышленность японии

Современное состояние

Япония бедна полезными ископаемыми – значение имеют только запасы каменного угля, медной и свинцово-цинковой руд. В последнее время стала также актуальной обработка ресурсов Мирового океана – извлечение урана из морской воды, добыча марганцевых конкреций.

С точки зрения мировой экономики на долю Страны восходящего солнца приходится примерно 12% от общего объема производства. Ведущие отрасли промышленности Японии – черная и цветная металлургия, машиностроение (в особенности автомобилестроение, робототехника и электроника), химическая и пищевая сферы.

Кратко о территории и населении

Японское государство (официально Нихон коку) раскинулось на архипелаге из 4000 островов Азиатско-Тихоокеанского региона. Вереница кусочков суши растянулась на 3500 км. Основное население сосредоточено на четырех самым крупных островах.

Относительно небольшая территория Японии вмещает 127 млн человек. Страна входит в топ-10 государств мира по численности населения в 2020 году.

Самые крупные и густонаселённые острова Японии

Название острова Площадь, км² Численность населения, млн чел.
Кюсю 35 640 12
Сикоку 18 800 1,14
Хоккайдо 83 400 5,34
Хонсю 227 969 104

Акватория государства состоит из множества бухт и заливов. Благодаря омывающим архипелаг трём морям и Тихому океану Страна восходящего солнца богата морской флорой и фауной.

Больше информации о Японии Вы узнаете из видео, представленном ниже.

Горнодобывающая промышленность японии

Однако специалисты ООН прогнозируют ухудшение демографической обстановки в государстве и снижение численности местных жителей до 107 млн человек к 2050 году. Это следствие низкого уровня деторождаемости. Сейчас на 100 матерей приходится 146 новорожденных, а для хорошей демографии должно быть не менее 200 младенцев.

Японцы — довольно здоровая нация. Средняя продолжительность жизни здесь 80 лет у мужчин, и 86 лет у женщин. И этот показатель постепенно растёт.

К 2095 году средняя продолжительность жизни японца составит 93,7 года. По национальному составу страна на 99 % состоит из коренного населения. В оставшийся 1 % входят корейцы, китайцы и европейцы.

Почти 100 млн человек являются жителями городов, 12 из которых города-миллионники.

*Самый густонаселённый мегаполис Японии — это столица государства Токио. Здесь проживает около 9 млн человек.

Подробнее о жизни в Японии можно узнать здесь.

Разведение скота

Животноводство в Стране восходящего солнца начало активно развиваться только после Второй мировой войны. У него есть одна особенность – в основе лежат импортные, привозные корма (кукуруза). Собственное японское хозяйство способно обеспечить не более трети всей потребности.

Центром животноводства выступает о. Хоккайдо. В северных районах развито свиноводство. В целом же поголовье крупного рогатого скота достигает 5 млн особей, причем примерно половина из них – молочные коровы.

Промышленность

Со второй половины ХХ века экономическая доктрина японской промышленности была в корне пересмотрена государством. Помимо поддержки флагмана экономики, коим являлась лёгкая промышленность, приоритет был отдан тяжёлой индустрии. Особую нишу выделили для наукоёмких разработок.

Уже к 70-м годам Страна восходящего солнца удивляла весь мир опережающими темпами развития в таких отраслях, как электроника, приборостроение, машиностроение, судостроение, медицина и наука.

промышленность

Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью.

Автомобилестроение

Более 45 лет автомобилестроение Японии является одним из самых развитых в мире. Крупнейшие центры сформированы в таких индустриальных районах, как Токио, Иокогама, Нагоя, Осака, Кобе. На сегодняшний день эта отрасль по праву определяет лицо Японии.

Несмотря на автоматизацию процессов, в индустрии трудится около шести млн человек по всему миру и примерно 700 тысяч в самой стране. Автомобилестроение обеспечивает 1/10 часть ВВП государства.

Активное развитие производства машин началось в середине 1920-х годов. Триггером для автомобилестроения стало землетрясение 1923 года. Природный катаклизм разрушил железнодорожные и трамвайные пути.

Стране потребовались грузовики, автобусы и легковые машины. Изначально свои заводы недалеко от Токио построили американские компании «Форд» и «Дженерал моторс». В период Второй мировой войны производственные мощности были уничтожены бомбардировками.

К 50-м годам большую часть предприятий удалось восстановить, и первый выпуск машин составил 30 000 единиц в год. Война в Корее (между Севером и Югом) глобально отразилась на японском автомобилестроении. Армия США заказывала для своих нужд огромные партии грузовых и легковых машин «Тойота», «Ниссан», «Исудзу».

В этом видео рассказывается о зарождении, развитии и становлении машиностроения японской автопромышленности.

Горнодобывающая промышленность японии

Вместе с объёмом росло и качество продукции. По окончании военных действий «японский станок» было не остановить. К 1980 году Нихон коку обогнала Америку по количеству выпускаемых автомобилей, заняв первое место в мире.

Количество производимых автомобилей в США и Японии (тыс. штук, 1960–2005 гг.)

Страна 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г.
Япония 760 5290 11 045 12 300 13 490 10 195 9480 11 500
США 7870 7830 8010 11 430 9780 12 065 12 775 11 300

После топливного кризиса 1973–1974 гг. экономичные японские автомобили захватили американский рынок и продолжают на нём доминировать до настоящего времени. Флагманские автоконцерны «Тойота», «Ниссан», «Хонда» и «Мазда» имеют сеть производственных мощностей в США и других уголках мира. Машины качественные и пользуются заслуженным уважением у автовладельцев любого государства.

Электроника

Общее развитие тяжёлой промышленности и науки с 1950-х напрямую повлияло на бурное развитие электроники в Японии. Вместе с автомобилями страна начала экспортировать технически сложные товары. В конце 60-х годов японские радиоприёмники и телевизоры стали лучше американских.

К середине 80-х рынки Запада были забиты видеомагнитофонами и видеокамерами из Страны восходящего солнца. Япония осуществила невероятный технологический прорыв в этой отрасли. Начались разработки и изготовление более сложной техники — компьютеров.

электроника

На мировом рынке электронных устройств уже достаточно давно лидирующие позиции занимают компании из Японии

Сейчас в индустрии электроники трудится около 1,6 млн японцев. Больше половины из них работают над новыми видами связи.

С доступными вакансиями  и заработной платой в Японии можно ознакомиться на нашем сайте.

Авиастроение

Серьёзное развитие авиастроительной отрасли началось в 70-х гг. Западные страны всячески препятствовали этому после Второй мировой войны, но в итоге решились на компромисс. Было выдвинуто главное условие — развитие гражданского авиастроения.

Однако японцам позволили вести разработку летательных аппаратов для военных нужд США. Основная проблема для внутреннего авиастроения оказалась в зависимости от технологий Америки и стран Западной Европы. Индустрия нуждалась в производственных разработках силовых установок и в большом количестве комплектующих, которые Япония не в силах была произвести.

авиастроение

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами.

На сегодняшний день в стране зарегистрировано 146 предприятий, занимающихся разработкой и производством авиационной техники. Существующие мощности способны удовлетворить 96 % внутренних потребностей.

Самые крупные авиапроизводители:

  • Мицубиси Хэви Индастриз.
  • Кавасаки Хэви Индастриз.
  • Фудзи Хэви Индастриз.
  • IHI — лидер японского авиационного двигателестроения.

*Для Боинга 787 Dreamliner («Самолёта мечты») компания Mitsubishi Heavy Industries производит центроплан с консолями крыла и некоторые модули фюзеляжа.

Судостроение

Древнейшая промышленность Японии, судостроение, на протяжении многих веков оставалась ведущей. Современные производственные мощности судостроительной промышленности позволяют строить корабли всех типов и предназначений.

Центр индустриального и промышленного района Канто раскинулся между Кавасаки, Токио и Йокохамой. Всего в Японии зарегистрировано 75 судостроительных компаний. Ведущими предприятиями являются «Юниверсал шипбилдинг» (США), «Мицубиси», «Кавасаки» и «Сасебо».

судостроение

СУДОСТРОЕНИЕ — одна из ведущих отраслей японской промышленности.

В данный период спрос на гражданские суда падает из-за снижения корабельных перевозок. На уменьшение продаж влияет и растущая конкуренция. Но отрасль чувствует себя хорошо, так как значительно увеличились заказы от военных.

Многие компании оборудовали верфи под строительство авиа, вертолётоносцев и других кораблей для ВМФ Японии и США.

Транспорт

В 1924 году парк легковых автомобилей в стране насчитывал всего около 17,9 тыс. единиц. В то же время имелось внушительное число рикш, велосипедистов и повозок, которые двигались за счет волов или лошадей.

20 лет спустя увеличился спрос на грузовые машины, в основном за счет растущих потребностей армии. В 1941 году в стране было произведено 46706 автомобилей, из которых всего 1065 – легковых.

Автомобильная промышленность Японии начала развиваться только после Второй мировой войны, толчком к чему послужила война в Корее. Более выгодные условия предоставлялись американцами тем компаниям, которые брались за выполнение военных заказов.

Во второй половине 50-х годов стремительно вырос и спрос на легковые авто. К 1980 году Япония обогнала США и стала главным мировым экспортером. В 2008 году эта страна была признана крупнейшим автопроизводителем в мире.

Робототехника

Вместе с развитием электроники стремительно начала развиваться отрасль робототехники. Первый робот в мире был создан в Японии в середине 60-х гг. Сейчас эта промышленность является одной из ведущих в стране и практически не имеет конкурентов в мире.

Правительство принимает активное участие в развитии отрасли, предоставляя изобретателям льготные условия труда.

На данный момент Япония производит около 45 % промышленных роботов от общего количества в мире. Ведущими организациями по разработке робототехнических средств являются национальные университеты Айзу, Ивасаки, Тохоку, Цукуба, Хоккайдо, Рицумейкан, Кагава, а также политехнический институт в городе Шибаура. Особый интерес к дистанционно управляемой робототехнике проявляют военные Японии и США.

промышленность японии

Какими способностями наделены роботы узнайте из видео, представленном ниже.

Не менее востребованы роботы оказались в быту. Уход за инвалидами и престарелыми уже практикуется в автоматическом режиме. Создаются роботы, похожие на людей, которые способны выполнять функции социальных работников.

Инновации очень пригодились и в медицинской отрасли. Основными разработчиками и производителями роботов являются компании Sony, Honda, Toyota, Mitsubishi Electric, Panasonic, Kawasaki и Yamaha.

*Исследовательский институт Mitsubishi сделал в 2019 году доклад, согласно которому к 2030 году роботы займут 7,4 млн человеческих рабочих мест в стране.

Основной толчок химиндустрия ощутила в 60-х гг. при возросшем спросе на энергию, которая вырабатывалась за счёт газонефтепродуктов. Именно отходы нефтепродуктов и стали отличным сырьём для химической промышленности.

В данный период Японская химиндустрия является фаворитом на Азиатском рынке и занимает второе место в мире. Основными производителями товаров этого сегмента являются такие корпорации:

  • Асахи Кэмикл;
  • Асахи Глас;
  • Фудзи Фото Филм;
  • Секисуи Кэмикл;
  • Мицубиси Кэмикл.

Практически все компании заняты нефтехимией. В зависимости от специализации, предприятия изготавливают синтетический каучук, полимеры, химические волокна и другое. Дополнительно к нефтехимии корпорации занимаются изготовлением биохимии, к которой относятся лекарственные препараты и удобрения.

химическая промышленность

Крупнейшие многоотраслевые районы химической промышленности

Также стоит упомянуть про экологию страны. Более подробно об экологии узнайте здесь.

Ещё одна из древнейших отраслей Японии — лёгкая промышленность. Этот национальный сектор всегда находился в спектре интересов как внутри страны, так и за её пределами. Основным коньком было производство пряжи из шёлка и изготовление керамики.

В данный период практически вся продукция производится на крупных фабриках, оснащённых роботизированными станками. Вместо изделий из шёлка, приоритет отдан хлопчатобумажным и шерстяным товарам.

Керамика осталась более консервативной, но также производится в промышленных масштабах. Почти 75 % продукции отправляется на экспорт. Многие почитатели керамических изделий с грустью подмечают, что в современных японских произведениях угадывается влияние Запада.

Большую часть пищевой продукции Япония вынуждена производить из импортного сырья. Кроме даров океана и рисовых плантаций, в стране довольно ограничены возможности для производства собственного сырья. Практически всё, что изготавливается, остаётся на внутреннем рынке.

Среди японцев модно употреблять в пищу органические продукты, относящиеся к здоровому питанию.

Сельское хозяйство

Почти 6,5 % населения Японии занято в сфере сельского хозяйства. Благодаря этой отрасли ВВП страны получает 2 %. В большей степени индустрия ориентирована на производство продовольственных товаров.

япония промышленность и сельское хозяйство

Подробнее о сельском хозяйстве узнайте из видео, представленном ниже.

Под с/х угодья отпущено почти 13 % территории архипелага. Основная выращиваемая культура — это рис. Много площадей засеяно плодовыми и овощными культурами. Помимо растениеводства, фермеры держат крупный рогатый скот, разводят свиней и птицу.

Значительная часть прибрежного населения занимается рыболовством и содержанием ферм по выращиванию морских животных и растений. Морская флора и фауна также предназначена для употребления в пищу.

Энергетика

На территории Японии и в территориальных водах отсутствуют нефтяные месторождения. Почти 95 % газа и нефти страна вынуждена покупать для обеспечения своих потребностей. Но статус потребителя не мешает японцам занимать третье место в мире по выработке электроэнергии, уступая КНР и США.

Преобладающее большинство электростанций в стране — ТЭС, чуть меньше по количеству ГЭС. С середины 70-х годов Япония эксплуатирует атомные электростанции. Сейчас в стране 17 АЭС, среди которых самая мощная в мире Касивадзаки-Карива.

энергетика

Электроэнергетика в Японии включает в себя генерацию, передачу, распределение и продажу электрической энергии в стране.

Из общего количества энергоблоков, составляющих 42 реактора, только девять эксплуатируются. Остальные находятся на аттестации и консервации после взрыва на АЭС Фукусима-1 в 2011 году. Специалисты-ядерщики пересматривают параметры безопасности, учитывая угрозу сейсмической активности.

легкая промышленность японии

Очень популярное развитие получило производство энергии Солнца. В ближайшем будущем правительство хочет добиться полного перевода энергосистемы страны на солнечную энергию, отказавшись от ядерной.

Сейчас Япония находится на четвертом месте в мире по суммарной мощности электроэнергии, произведённой от солнечных батарей объёмом 13 ГВт. Лидируют Германия, Китай и Италия.

Металлургия

Главный ажиотаж в чёрной металлургии пришёлся на 60–70-е годы ХХ столетия. Однако после топливного кризиса 1973–1974 гг. спрос на металл стал постепенно снижаться.

Своих запасов чёрной и цветной руды на архипелаге нет. Несмотря на это, в стране продолжают работать металлургические комбинаты, большинство из которых — производства полного цикла.

Главными импортёрами ресурсов являются Индия, ЮАР и США, поставляющие 99 % необходимой руды. Основные центры по металлообработке находятся на побережье страны, вблизи портовых зон. А некоторые комбинаты расположены не на берегу, а на специально намытых для металлургических комбинатов площадках.

Например, крупнейший комбинат в Фукуяме расположен между двумя причалами — принимающим сырьё и отгружающим готовую продукцию. В общей сложности после переработки Япония экспортирует порядка 25 млн тонн стали в год.

отрасли промышленности японии

Не все подвластно роботам, на производстве в Японии еще существует ручной труд. Более подробно Вы сможете узнать об этом из видео, представленном ниже.

Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность Японии в 2012 году произвела продукции на 40,14 трлн йен. Страна входит в тройку мировых лидеров совместно с США и КНР, имея около 5,5 тыс. предприятий соответствующей направленности и давая рабочие места 880 тыс. человек.

Внутри самой страны отрасль занимает второе место (ее доля – 14% от общего объема), уступая только машиностроению. Правительство развивает ее как одну из ключевых сфер, уделяя большое внимание разработке экологически чистых, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% – в страны Азии, около 10,2% – в ЕС, 9,8% – в Северную Америку и т.д. Основа экспорта – каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.

Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.

характеристика промышленности японии

Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% – жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.

В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.

Электроника

Большое внимание уделяется развитию информационно-телекоммуникационной сферы. В роли «основного локомотива отрасли» выступают технологии передачи трехмерного изображения, робототехника, оптоволоконные и беспроводные сети нового поколения, интеллектуальные сети, «облачные вычисления».

По масштабам инфраструктуры Япония догоняет Китай и США и входит в тройку лидеров. В 2012 году общее число пользователей сети Интернет в стране достигло 80% от всего объема населения. Силы и средства направляются на создание суперкомпьютеров, разработку эффективных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих технологий.

Энергетика

Примерно 80% потребности в энергоресурсах Япония вынуждена была обеспечивать за счет импорта. Изначально эту роль играло топливо, особенно нефть, из стран Ближнего Востока. С целью снижения зависимости от поставок в Стране восходящего солнца был предпринят ряд мер, в частности, в отношении «мирного атома».

Исследовательские программы в области ядерной энергетики Япония начала в 1954 году. Было принято несколько законов и созданы организации, призванные выполнять цели правительства в этой сфере. Первый коммерческий атомный реактор был импортирован из Великобритании, начав свою работу в 1966 году.

Через несколько лет коммунальные предприятия страны приобрели чертежи у американцев и совместно с местными компаниями построили по ним объекты. Японские компании Toshiba Co., Ltd., Hitachi Co., Ltd. и другие стали проектировать и строить легководные реакторы сами.

В 1975 году из-за проблем с имевшимися станциями была начата программа совершенствования. В соответствии с ней ядерная промышленность Японии к 1985 году должна была пройти три этапа: первые два предполагали изменение существовавших конструкций с целью улучшения их работы и техобслуживания, на третьем же требовалось увеличить мощность до 1300-1400 мВт и провести фундаментальные изменения реакторов.

Подобная политика привела к тому, что в 2011 году в Японии имелось 53 действующих реактора, которые обеспечивали более 30% потребностей страны в электроэнергии.

После “Фукусимы”

В 2011 году энергетическая промышленность Японии получила серьезный удар. В результате сильнейшего в истории страны землетрясения и последовавшего затем цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла авария. После случившейся затем крупной утечки радиоактивных элементов подверглось загрязнению 3% территории страны, население зоны вокруг станции (примерно 80 тыс. чел.) превратилось в переселенцев.

Это событие вынудило многие страны задуматься о том, насколько приемлемой и безопасной является эксплуатация атома.

Внутри Японии прошла волна протеста с требованиями отказаться от ядерной энергии. К 2012 году большинство станций страны было отключено. Характеристика промышленности Японии в последние годы укладывается в одно предложение: “Эта страна стремится стать «зеленой»”.

Сейчас она фактически уже не использует атом, основная альтернатива – природный газ. Большое внимание также уделяется возобновляемой энергетике: солнцу, воде и ветру.