Китайская модель смешанной экономики

Китайский Юань

Вся смешанная экономика Китая строится на трех основных постулатах:

  1. Использование всех возможностей для привлечения иностранного капитала в страну с целью поднятия народного хозяйства, промышленности и производства. Китай – небогатая страна, однако, товары этого государства заполнили международный рынок и имеют большую перспективу на будущее. В этом стране помогает иностранный капитал, который дает возможности для дальнейшего развития;
  2. Все товары Китая ориентированы на экспорт. Все государство работает на то, чтобы продавать свою продукцию по всему миру, ориентируя свои мощности на потребительский спрос и возможности;
  3. Очень дешевый рабочий труд. Китай смог поднять свою экономику преимущественно за счет очень дешевого труда своего населения. Перенасыщение населения и ограниченность ресурсов привело к тому, что у людей нет возможности нормального качественного существования, поэтому были приняты меры по «выживанию» и выведению страны на высокий уровень жизни.

Высокие темпы роста экономики Китая преимущественно связаны с очень низкой ценой на товары. Ценовая категория товара, произведенного в Китае, имеет минимальную себестоимость и наценку, что просто «уничтожило» конкурентов даже на мировом рынке;

Кроме того, данное государство смогло привлечь множество инвесторов и производителей на свою территорию, которые поделились не только технологиями, но и стали выпускать итоговый продукт непосредственно внутри Китая, что позволило поднять качество большинства производимых в стране товаров.

На сегодняшний день смешанная экономика Китая продолжает развиваться и налаживать процессы производственного и технического характера, увеличивать объемы ВВП и НВП.

Официально валюта Китая называется Жэньминьби (народные деньги), но в мире известна по единице измерения – Юань. Разменной монетой являются Цзяо (1 юань = 10 цзяо) и Фэнь (1 цзяо = 10 фэней), фэни практически не употребляются. Символом юаня является латинская буква “игрек” с двумя чертами – ¥, при этом японская иена имеет такой же символ. Курс юаня устанавливается Народным банком Китая относительно валютной корзины.

Китайская модель смешанной экономики

Юань частично конвертируем. Народный банк Китая позволяет “плавать” цене юаня в небольших пределах около установленного значения. По мнению международных экспертов, курс юаня искусственно занижен на 30-40% для повышения конкурентоспособности китайского экспорта. Развитые страны, прежде всего США, требуют от китайского правительства освободить цену юаня и сделать его полностью конвертируемым. Китай постепенно либерализирует валютную политику, но не спешит с реформами, сохраняя стабильность валютного курса и управляемость экономики.

Общая информация

Лидерство Китая по промышленному производству в начале XXI века не оспаривается ведущими мировыми державами.

Добыча полезных ископаемых осуществляется в мировых масштабах. Недостатка нет ни в чем. Добывается газ, нефть, руда, уголь, уран и др. Причем некоторые металлы почти не разрабатываются в других странах.

В большинстве отраслей промышленности Китай имеет мировое лидерство. Поднебесная в особо крупных размерах производит автомобили, менее чем за 10 лет было выпущено до 20 млн машин. По этому показателю она опережает и Японию, и США.

В то же время высокие показатели промышленности сильно бьют по сельскому хозяйству, где многие люди остаются без работы. Негласно правительство Китая побуждает безработных граждан эмигрировать в поисках лучшей жизни. Об уровне безработицы в Китае можно узнать пройдя по данной ссылке.

Отрасли экономики

Сельское хозяйство

Высокое место в экономическом состоянии страны в 2020 году занимает сельское хозяйство. Причем Китай в чрезвычайно больших объемах как производит продукцию, так и потребляет ее.

В данной отрасли задействовано свыше 300 млн человек. Хотя эта область имеет достаточно проблем, цифры прибыли с каждым годом растут.

Китайская модель смешанной экономики

Многие земли не орошаются, что создает дополнительные трудности. Кроме того, отсутствуют высокоразвитые технологии агрономии, в этом страна отстает от других.

Почти четверть полей отданы под выращивание риса. По производству этой культуры Китаю нет равных в мире. Другими популярными растениями среди фермеров являются кукуруза, злаки, соя, картофель, табак и чай.

Китайцы активно занимаются и разведением скота. По количеству доступного свиного мяса, кур и яиц страна находится на лидирующих позициях во всемирном масштабе. На конвейер поставлен и вылов рыбы, и разведение определенных ее видов в прудах.

По запасам угля Китай доминирует в мире в 2019-2020 году. Лидерство было достигнуто в 2010 году, когда удалось обойти США, добыв 3,2 млрд тон черного золота. В 2004 году правительство заключило договор с Южно-Африканской Республикой по сжижению угля.

Добыча нефти тоже приносит хорошие плоды. В 2003 году Китай перешел на вторую строчку по масштабам ее импорта. В 2006 были обнародованы цифры доступной нефти страны — 18 млрд баррелей.

Ожидается, что через несколько лет запасы возрастут на 10 %. Китай планирует отказаться от импортной нефти, прилагая больше усилий, чем раньше по ее добыче. Как и газа.

В 2010 году стало ясно, что сам Китай не может обеспечить все население и предприятия газом. Не хватало 20 млрд кубометров. Через пять лет число дефицита удвоилось. С 2006 года Австралия и Китай стали партнерами, и начались поставки сжиженного газа.

Промышленность Китая

Промышленность Китая на карте

В то же время в 2009 году был открыт терминал в Шанхае, а через два года — в Цзянсу и Ляонине. Спрос на газ растет с каждым годом, что стимулирует к активной работе и улучшению добычи ресурса.

Энергетика

1980 год стал вехой в энергетической сфере. Резко вырос уровень потребления энергии и, как следствие, увеличилось производство. Большую часть ресурсов производят тепловые электростанции, а это 80 %. На гидроэлектростанции приходится 17 %, а всего лишь 2 % энергии вырабатывают атомные станции.

Энергетика Китая обладает большим потенциалом, который так и не удается использовать максимально. Главной трудностью является удаленность источников от потребителей. Ведь большинство станций находится на западе и севере страны, тогда как ресурсы отправляются на прибережную часть.

Атомная энергетика активно развивается. Согласно плану правительства, до 2020 года ежегодно должно добавляться до 1,8 ГВт дополнительных мощностей в энергосистему. В конце проекта мощность всех АЭС страны должна быть равной 40 ГВт. За последнее время начали функционировать новые станции общей мощностью 6,7 ГВт.

планы развития атомной энергетики в Китае на 2019 год

Китай обнародовал планы развития атомной энергетики на 2019 год

За 2012 год гидроэлектростанциями было выработано электричества 800 000 ГВт ч в год. Ветровые станции дали 100 000 ГВт ч, а атомные блоки — 98 000 ГВт ч.

Китай серьезно работает над внедрением альтернативных источников энергии. Например, планируется запустить более 10 ветряных электростанций, которые должны выдавать мощность около 100 мегаватт.

мощность солнечных и ветровых электростанций Китая

Суммарная установленная мощность солнечных и ветровых электростанций Китая превысила 350 ГВт

Сейчас осуществляется строительство фотоэлектрических электростанций, а также привычных гидроэлектростанций. На сегодняшний день первые дают мощность в 16 ГВт, а вторые — 200 ГВт. Через несколько лет, по прогнозам, общая мощность будет составлять 500 ГВт.

Промышленность

Китайская модель смешанной экономики

Вместе со строительством промышленность занимает примерно 47 % ВВП. Более 22 % рабочей силы трудится именно в этой сфере. Производство Китая выделяется на фоне других государств и занимает почти 20 % всей мировой промышленности. По многим показателям Китай опередил США.

В отрасли производства КНР входят такие сферы:

  • Электроника.
  • Переработка ископаемых.
  • Ядерная энергетика.
  • Космонавтика.
  • Авиация.

Выпуск автомобилей и компьютеров занимает основное место в промышленности Китая. Причем высокий мировой статус достигается как благодаря большому количеству потребителей, так и масштабу производства.

Практически половину мирового экспорта осуществляет Китай. Металлы активно отправляются на экспорт, так что заводы работают в интенсивном графике. Кроме того, страна обеспечивает других текстилем и одеждой.

Сфера услуг

Сфера услуг Китая в 2020 году является довольно скромной отраслью экономики. Показатели прибыли в ней уступают многим странам, которые развиваются и имеют подобный уровень жизни. Поэтому правительство внедряет реформы для улучшения сферы услуг, что поможет обеспечить большинство китайцев работой и выведет государство на новый уровень.

Сфера обслуживания в Китае в 2020 году представлена следующими заведениями:

  • Питания.
  • Розничной торговли.
  • Гостиничного дела.
  • Информатики.
  • Рекламы и другими.

Появляется много магазинов и торговых центров. Основная прибыль идет от продаж одежды, обуви, игрушек. А также особым спросом пользуется офисное и телекоммуникационное оборудование.

Транспорт

Длина железной дороги Китая составляет 91 000 км. По ее протяжности Поднебесная уступает лишь США. Большинство граждан страны путешествует именно железнодорожным транспортом.

Почти половина пути прошла электрификацию. Железные пути Китая имеют стандартный размер 1435 мм. В соседних странах он отличается, поэтому на границе меняют колесные пары. Только поездки в Северную Корею не требуют подобной процедуры.

Карта высокоскоростных железнодорожный линий в Китае

Карта высокоскоростных железнодорожный линий в Китайской Народной Республике

Сейчас много усилий прилагается к модернизации железной дороги для высокоскоростных поездов (со скоростью 350 км/ч). А также планируется проложить путь в такие страны, как Лаос и Мьянма.

На сегодняшний день в 15 городах функционирует метро, в некоторых уже начато строительство, другие только в планах. Потенциально вскоре данный транспорт будет доступен в 50 городах Китая. Наиболее примечательные линии метрополитена находятся в таких крупных городах:

  • Пекине;
  • Шанхае;
  • Тяньзине;
  • Гуанчжоу;
  • Шэньчжэне;
  • Гонконге.

Многие китайцы отдают предпочтение передвижению на автомобиле. В стране много велосипедистов, которые не готовы пересаживаться на менее практичный транспорт. На дорогах отделены специальные полосы для их передвижения.

Система национальных автодорог Китая

Карта национальных автодорог Китая

Китай имеет свыше 500 аэропортов по всей стране, обслуживание производят 27 местных авиакомпаний, эксплуатируются около 1500 воздушных судов.

Для грузовых перевозок отлично подходят реки и моря. В Китае насчитывается приблизительно 2000 портов, 130 имеют международный статус.

Речных портов еще больше. В год все они принимают грузы весом свыше 1 млрд тонн.

Связь и интернет

В 1987 году стали появляться первые мобильные телефоны. Несколько лет назад свыше 1 млрд граждан пользовались мобильной связью.

Интернет становится все популярнее в КНР. Например, в 2010 году сеть использовали 420 000 человек. Однако это число составляет лишь 32 % всего населения.

Средства массовой информации представляют 7000 журналов и 2000 газет. Печать осуществляется в типографиях, которых в Поднебесной насчитывается 25 000.

Основные новости в печатном виде регулярно представляет газета «Жэньминь жибао» (‘Народная газета’). Ее издательство контролирует правительство Китая. Большим тиражом выходят и другие газеты: «Бэйцзин жибао», «Гуанмин жибао».

газета «Жэньминь жибао»

Си Цзиньпин поздравил газету «Жэньминь жибао» с 70-летием

Радиовещание в Китае все еще популярно. Осуществляют его 3000 радиостанций. Основным государственным каналом выступает Центральная народная радиостанция, но каждый регион обеспечен собственной.

Доступно к прослушиванию Международное радио Китая, вещание которого осуществляется на 38 языках. ТВ государства курирует компания Центральное телевидение Китая. Доступно немало местных каналов, для туристов и гостей страны предусмотрены программы на русском и английском языке.

Наука и технологии

Правительство Китая выделяет много средств на развитие науки. Это вылилось в большие достижения по технологиям. Благодаря научным работникам удалось запустить программу по изобретению ядерного оружия и построить электростанции.

Развитие космических технологий берет свое начало в 1970 году, с запуском первого спутника. В 2003 был осуществлен пилотируемый полет в космос. Космическим кораблем «Шэньчжоу-5» управлял пилот Ян Ливэй.

Китайская космическая станция

Китайская космическая станция «Тяньгун-1»

Внешняя торговля

Экономика КНР во многом процветает благодаря грамотной внешней политике. Большая часть выпускаемой продукции первоначально изготавливается для экспорта в другие страны. Однако сейчас и на внутреннем рынке востребованность растет.

Сельское хозяйство

Валюта Китая

Среди местного населения валюта страны носит название «жэньминьби», то есть ‘народные деньги’. Однако во всемирном масштабе ее называют «китайский юань». А также ходят «копейки» — цзяо (1 юань = 10 цзяо).

Китайская модель смешанной экономики

Обозначение юаня идентично японской валюте — ¥. Курс регулируется Народным банком Китая.

Многие экономические эксперты считают, что КНР специально занижает курс юаня на 30–40 % для того, чтобы сделать китайские экспортные товары более востребованными.

Транспорт

Китай имеет вторую по длине железнодорожную сеть в мире после США (91 тысяча километров). Железная дорога – самый популярный вид транспорта в Китае. Ширина колеи – стандартная (1435 мм), 47% сети электрифицировано. Китай имеет железнодорожное соединение с Россией, Монголией и Казахстаном, гда колея составляет 1520 мм, с Вьетнамом, где колея имеет ширину 1000 мм (на границе вагонам меняют колёсные пары), Северная Корея имеет стандартную колею, как и в Китае, это единственная страна при поездке в которую не надо менять колёсные пары.

В настоящее время в 15 китайских городах имеется метро, ещё в 18-ти – строится, и ещё в 20 – планируется построить. Крупнейшие системы метро находятся в Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Гуанчжоу и Шэньчжене, а также в Гонконге.

В 2005 году Китай имел автодорожную сеть длиной 3,3 миллиона километров, из них с покрытием только 770 тысяч километров. Остальные – гравийные или грунтовые. Основой дорожной сети являются национальные автомагистрали (Годао). Годао имеют трёхзначную нумерацию. 12 дорог 000 серии – важнейшие маршруты страны, дороги 100 серии проложены из Пекина во все стороны, 200-й – с севера на юг, а 300-й – с запада на восток. Помимо национальных автодорог, в развитых районах есть платные скоростные автомагистрали, мосты и тоннели.

Китай стал крупнейшим в мире рынком по продаже автомобилей, этим видом транспорта пользуются всё больше китайцев, хотя число автомобилей на душу населения всё ещё намного ниже, чем в развитых странах. Велосипед является популярным среди китайцев. И хотя велосипедами пользуются всё меньше в силу пересаживания на более дорогие и престижные средства, велосипедистов в стране всё ещё очень много.

Автодороги в большинстве городов имеют выделенные полосы для велосипедистов. Набирающим популярность транспортным средством является электрический мотороллер, или электрический велосипед, по производству которых Китай занимает первое место в мире: внутри страны ежегодно продаётся более 20 миллионов электрических мотороллеров, и ещё 3 миллиона экспортируется. Эти мотороллеры заряжаются около восьми часов и способны проехать до 45 километров при скорости 20 км/ч.

Интенсивно развивающимся видом транспорта является авиационный. В Китае построено более 500 аэропортов, имеются 27 национальных авиакомпаний, владеющих в сумме более, чем 1 500 самолётами. В 2005 году они в сумме перевезли более 138 миллионов пассажиров и более 22 тысяч тонн грузов. Крупнейшими авиакомпаниями являются Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines, которые обслуживают большинство международных авиарейсов.

port of shanghai yangshan deep-water harbour zone 02
Грузовой порт Шанхая

Китай располагает более, чем 2 000 портами, 130 из которых – международные. Общая годовая пропускная способность китайских портов составляет более 2 890 миллионов тонн. На Китай приходится более 35% мирового морского грузооборота. Шестнадцать основных портов Китая имеют пропускную способность более 50 миллионов тонн ежегодно. Китайский торговый флот насчитывает более 3 500 судов, из них 1 700 с водоизмещением более 1 000 тонн.

По протяжённости судоходных рек и каналов (110 000 километров), Китай занимает первое место в мире. Реки и каналы с древности являлись основными транспортными артериями страны. На реках расположено более 5 100 внутренних портов, ежегодный грузооборот речного транспорта составляет 1,6 миллиарда тонн грузов.

Связь и интернет

Телефон появился в Китае ещё при династии Цин, однако телефонная сеть развивалась медленно из-за войны с Японией и гражданской войны. Возрождение телефонной сети началось после прихода к власти коммунистов в 1949 году, к 1963 году телефонными линиями были соединены все центры провинций и крупные города, а в 1986 году запущен первый китайский спутник связи.

С началом экономических реформ в 1980-хх годах телекоммуникационная сфера начала получать значительные инвестиции. В 1987 году в Китае появились мобильные телефоны, а в 2003 году их число превысило количество стационарных телефонов. К 2012 году число мобильных телефонов в стране превысило миллиард.

Сотрудничество с Российской Федерацией

Хотя Россия и Китай стабильно сотрудничают на протяжении многих лет, однако именно в последнее время товарооборот постепенно увеличивается. В 2017 году наблюдался подъем, а в 2018 был достигнут рекордный оборот свыше 100 млрд $.

Объемы поставок нефти компанией {amp}quot;Роснефть{amp}quot; в Китай

Объемы поставок сырой нефти компанией «Роснефть» в Китай

Большую часть экспорта из Российской Федерации составляет нефть и минеральное топливо. В небольших объемах отправляется древесина, цветные металлы, обувь и т. д. Из КНР в Россию доставляется большое количество автомобилей и комплектующих. А также импортируются химические товары и текстиль.

Наука и технологии

В сентябре 2012 года стало известно, что китайское правительство инициировало реализацию новой программы, нацеленной на подготовку 10 тыс. высоко квалифицированных специалистов в области науки и техники, в рамках которой им будет оказываться различная поддержка, в том числе финансовая.

Проект называется «Национальный план специальной поддержки талантов высшего уровня» (National Plan for the Special Support of High-level Talent), он представлен рабочей группой китайского правительства по работе с талантами.

Как заверили ее представители, среди отобранных профессионалов будут дополнительно выделены 100 человек, потенциально способных совершить прорыв в своих областях и стать экспертами «мирового уровня».

В рамках названных 10 тыс. будут выделены 8 тыс. человек, которые добились инновационных результатов в науке и технологиях, а также таких областях как философия, социальные науки, образование и инженерия. 2 тыс. человек в возрасте до 35 лет будут простимулированы за наличие выдающегося потенциала к достижению инновационных результатов в науках и технике.

Кроме денег, которые пойдут на поддержку специалистов и их проектов, программа предусматривает создание более благоприятных условий для исследований и введение дополнительных стимулов.

Китайская наука интенсивно развивается. Китай уже добился выдающихся технологических упехов. Так, китайская ядерная программа успешно завершена, и Китай владеет технологией производства ядерных боеголовок и строительства атомных электростанций.

Китайская космическая программа стартовала в 1970 году с запуска первого китайского спутника. В 2003 году с запуском космического корабля Шэньчжоу-5 с космонавтом Ян Ливэем на борту, Китай стал третьей страной в мире, осуществившей пилотируемых космический полёт. А в 2011 году была запущена Тяньгун-1 – первая китайская орбитальная станция. Китай также запускает межпланетные аппараты серии Чанъэ к Луне.