Кризис беженцев в европе

Разновидности миграции

Люди имеют право переезжать в другие страны по экономическим, политическим и другим причинам. Большинство следует по такому пути с использованием официальных юридических каналов. Мигрировав в выбранное ими государство, они соблюдают те правила, которые приняты на его территории. Подобных эмигрантов называют легальными.

Но есть и такие люди, которые не подчиняются требованиям выбранных ими для проживания стран. Их называют нелегальными мигрантами. Многие из тех, кто приезжает в ЕС, бегут в первую очередь от религиозных, этнических, политических преследований или от войны. Это, например, жители Ирака и Сирии. Их называют политическими беженцами.

Эти люди пользуются особыми правами, закрепленными Женевской Конвенцией 1951 г. Тот же, кто приезжает в Европу нелегально и лишь для улучшения своего социально-экономического положения, считается экономическим мигрантом. Такие люди не обладают никакими защищающими их правами, принятыми на международном уровне.

Новые проблемы ЕС

Как определить миграционный прирост? Для этого понадобится рассчитать его показатель по простой формуле. При этом от числа прибывших в ту или иную страну вычитается количество выбывших из нее.

Стоит отметить, что наступивший век ознаменовался усилением процессов глобализации, которые в наше время достигли своих наибольших масштабов. При этом перед человечеством стали возникать новые проблемы. Одной из них, которая является наиболее громким вызовом спокойствию в мире, является вопрос миграции, наиболее актуальной для Европы. Ведь прирост данного показателя достиг небывалых для ее государств размеров.

Коренные жители стран ЕС обеспокоены сложившейся ситуацией. А многие и вовсе отрицательно относятся к наплыву мигрантов в Европу. Связано это с тем, что с увеличением количества приезжих и беженцев в государствах Европы значительно возросла преступность. Люди стали бояться выходить на улицы своих городов с наступлением темного времени суток.

Последствия миграционного кризиса в Европе весьма негативны. Вместе с массовым потоком беженцев государства этого континента столкнулись с новыми проблемами. Среди них:

  1. Террористическая угроза. Исходит она от радикально настроенных беженцев. Одновременно с теми людьми, которые надеялись найти в Европе безопасность для себя и своих семей, просочилось свыше 4 тыс. боевиков ИГИЛ.
  2. Распространение ислама. Некоторыми экспертами миграционный кризис в Европе 2015 г. сравнивается с нашествием сарацин. Произошло оно в 7-8-м вв. В тот период мусульмане захватили Средиземноморье, Пиренейский полуостров и начали продвигаться на северные территории. Однако армия смеядов была остановлена благодаря победе европейцев в битве при Пуатье. И позже, в период с 8-го по 10-й век, а также с 14-го по 18-й в. мусульмане предпринимали вооруженные попытки проникновения на территорию Европы. В свою очередь, христиане осуществили серию крестовых походов, освободив от мусульман Ближний Восток, Святую землю и Иерусалим, ведя одновременно пропаганду против ислама. Прибывающие на сегодняшний день в Европу беженцы имеют собственное самосознание и религиозную идентичность. Европа уже пережила первую и вторую волну миграции, когда на ее территорию устремились выходцы из Турции и арабского Магриба. Однако уже судя по этому опыту вполне очевидно, что никакой интеграции мусульман в европейскую общность ожидать не следует. Положительные результаты политики ассимиляции наблюдаются лишь в сфере владения языком страны проживания. Что касается религиозной и культурно-бытовой сфер, то подобного процесса здесь явно не наблюдается. Исходя из того, что волна беженцев, создавшая миграционный кризис в ЕС, значительно превышает прежние масштабы, интегрировать этих людей в европейское общество просто нереально. Ведь только в 2015 г. на территорию стран ЕС прибыло практически 1,8 млн беженцев, которые в большинстве своем являются мусульманами. Причем более всего приверженцев ислама на сегодняшний день проживает во Франции и Германии. Да и другие страны ЕС перенасыщены выходцами их африканских и ближневосточных государств, которые имеют совершенно другие ценности и взгляды. И при этом социально-культурная адаптация мигрантов находится под большим вопросом. Эти люди не желают принимать ценности Запада и не отказываются от своей культуры и обычаев. У населения Европы возникает опасение, что на своей территории оно вдруг окажется чужим. Ведь в случае массового притока беженцев в ЕС европейцы окажутся в меньшинстве на своем собственном континенте. Именно поэтому у коренных жителей отмечается негативный настрой к приезжим. Причем ситуация резко обострилась после терактов 2015 г. во Франции. Германия также не раз страдала от противоправного поведения мигрантов. В 2016 г. произошли теракты в Берлине, Брюсселе и Ницце. В 2017 г. – в Париже, Лондоне и Стокгольме.
  3. Необходимость выплаты пособий. Существует еще и экономическая проблема. Страны ЕС столкнулись с необходимостью выплаты пособий мигрантам. И несмотря на то что некоторые из них сократили эти суммы практически в два раза, финансирование на подобные нужды все еще остается довольно внушительным. Помимо этого, большой денежный поток направляется и в сторону Турции и африканских стран. Цель такого финансирования заключена в проведении совместных мероприятий, позволяющих остановить поток мигрантов непосредственно в стране их проживания.
  4. Вероятность распада Шенгенской зоны. В политических кругах нередко звучат опасения по поводу закрытия границ Евросоюза. Подобный факт способен привести к серьезным экономическим последствиям. В конечном итоге он поставит под угрозу существование евро в качестве единой валюты. От закрытия границ непременно пострадает и внутренний рынок, что приведет к росту безработицы.
  5. Раскол общества. Население большинства стран ЕС имеет разные точки зрения, касающиеся вопроса беженцев. Многие люди не знают, сколько мигрантов находится в их стране. Например, почти 60 % жителей Греции полагает, что основная масса беженцев проживает на территории их государства нелегально. В Румынии, Болгарии, Литве и Венгрии практически 70 % населения не идут на контакты с переселенцами. Четверо из десяти опрошенных жителей ЕС уверены в том, что нынешний кризис в Европе вызвал возникновение серьезных проблем. Нет общего мнения у населения и относительно той миграционной политики, которая проводится правительством. Эту проблему руководители многих государств воспринимают как наиболее серьезную. Они стремятся не допустить негативного отношения коренных жителей к приезжим, обвиняя СМИ в распространении антииммиграционных настроений. Противников беженцев многие правозащитники называют популистами, фашистами и расистами. Отсутствует согласие по поводу миграционной политики и между государствами, входящими в ЕС. Нет его и среди представителей политических кругов.

Таковы причины миграционного кризиса в Европе и последствия переселения на ее территорию огромного потока беженцев.

Причины

Кризис беженцев в европе

Основными причинами возникновения миграционного движения являются экономическая, политическая, демографическая и национально-правовая нестабильности.
К ним относятся:

  • войны и вооружённые конфликты, дестабилизирующие ситуацию в регионах, в том числе: Гражданская война в Ираке, гражданская война в Сирии, войны в Афганистане (2001—2014 и 2015), война в Ливии, военная операция против ИГИЛ, кризис в Сербии и в Косово, религиозные столкновения в Нигерии, конфликты в Йемене и Пакистане;
  • демографический взрыв в странах Африки и Ближнего Востока, превысивший возможности экономики этих стран обеспечивать трудовую занятость, усиливающаяся бедность, углубление социального неравенства, являющиеся почвой для распространения экстремистских течений[9][10].

Основными причинами резкого увеличения числа беженцев в Европу 2015 года являются:

  • Обострение гражданской войны в Сирии, отсутствие перспектив разрешения конфликта, войны в Ираке и Афганистане (основные страны исхода беженцев), другие конфликты на территории Африки и Ближнего Востока препятствовали возвращению беженцев на родину, а заканчивающиеся собственные средства к существованию (беженцы не имеют права работать) вынудили людей покинуть лагеря в направлении стран Европы, в надежде на высокий уровень жизни в этих странах.[11]
  • Ухудшение финансирования лагерей для беженцев в Турции, Ливане и Иордании и как следствие сокращение рациона питания беженцев, введение платы за использование воды и электричества. Отсутствие возможности посещения школ детям беженцев[12]
  • Расширение территорий, находящихся под контролем Исламского государства, что способствовало увеличению количества беженцев и переполнению и без того полных лагерей.
  • Отсутствие экономических перспектив в странах исхода беженцев. Многие мигранты стремятся попасть в те страны (Швеция, Германия), где уже поселились их родственники и имеются обширные иммиграционные общины[8].
  • Вторая Гражданская война в Ливии, которая раньше сама принимала мигрантов, вынудила многих беженцев из стран Северной Африки и самой Ливии сменить желаемую страну проживания на страну ЕС.
  • Открытие беженцами более безопасного маршрута через Средиземное море — Грецию — Македонию, далее ЕС, вместо старого через Средиземное море — Ливию — Италию[12].
  • Простой способ попасть в ЕС: Решение правительства Македонии (середина июня 2015 года) о выдаче беженцам трёхдневных виз, что позволило мигрантам без регистрации пересекать страну в направлении Европы и стимулировало миграционный поток[13]. Согласно Дублинскому соглашению, регистрация или заявка на предоставлении убежища должны происходить в первом государстве-члене ЕС, в которое въехал беженец.

«Всю Африку в Европу не переселишь»

— Президент Литвы Дали Грибаускайте, в рамках протеста против размещения беженцев на территории Литвы

[14]

  • Отсутствие финансирования: бюджеты европейских стран составлялись без учёта расходов на содержание беженцев
  • Отсутствие единой концепции по приёму и распределению беженцев по странам ЕС[15]
  • Отсутствие свободного жилья: в отличие от таких стран, как Турция, Ливия и Иордания, где для поселения беженцев достаточно было построить палаточные лагеря, в ЕС, в связи с более низкой температурой, беженцев необходимо размещать в отапливаемых жилых помещениях.
  • Отсутствие персонала: нехватка персонала для регистрации беженцев, полицейских для пограничного контроля и сопровождения, переводчиков.

Привлечение трудовых ресурсов

По мнению многих аналитиков, миграционный кризис в Европе не возник внезапно. Он назревал в течение длительного времени. Правительства многих стран считали, что миграция является ключом к решению проблемы возникшего на их территории демографического спада, который угрожает благополучию любого государства.

Развитие событий

С января по сентябрь 2015 года в государствах — членах ЕС было зарегистрировано более 700 тыс. людей, ищущих убежище[16]. Всего за 2015 год в ЕС прибыло, по разным оценкам, от 1 до 1,8 миллиона беженцев и нелегальных мигрантов (для сравнения, в 2014 году их было зарегистрировано около 280 тыс.)[17].

В середине марта 2016 годаТурция и Евросоюз согласовали совместный план по борьбе с миграционным кризисом. Он предусматривает, в частности, оказание финансовой помощи Анкаре на прием беженцев и прием Евросоюзом легальных мигрантов-сирийцев из Турции.

Саммит 28-29 июня 2018, где главы государств и правительств 28 стран Евросоюза обсудили проблему миграции в ЕС и вопрос антироссийских санкций.[18]

16 июня — власти Италии отказались принять судно “Lifeline” (неправительственной организации Lifeline), на борту которого находятся около 350 мигрантов из стран Африки. [6]13 августа — Частное спасательное судно Aquarius (неправительственной организации SOS Mediterranee) со 141 мигрантом на борту отказались принять Италия и Мальта.

По данным Евростата (сведения середины марта 2019) — в 2018 году в европейские миграционные ведомства было подано чуть менее 581 тыс. заявлений на получение убежища. Это гораздо меньше, чем в разгар миграционного кризиса в 2015 году, когда таких заявлений было свыше 1,2 млн. По мнению экспертов, теперь можно говорить о завершении этого кризиса[22].

Ситуация «Аквариуса» повторилась и в июне 2019 г.

Ситуация обострилась в начале 2020 года, в связи с резким обострением ситуации в Сирии, в провинции Идлиб 29 февраля Эрдоган заявил, что его страна открыла свои границы с Евросоюзом для сирийских беженцев и уже не закроет свои двери — власти Турции стали направлять и поощрять перемещение нелегальных мигрантов;

Анкара пропустила в страны Евросоюза через свои границы более 100 тысяч беженцев[23].
На границе между Грецией и Турцией (в частности, на острове Лесбос) прошли прорывы границы нелегальными мигрантами и столкновения с пограничниками и полицейскими[24][25].
Министры иностранных дел стран — членов ЕС, собрались на экстренное заседание;

Кризис беженцев в европе

было заявлено что развивающийся на греческо-турецкой границе миграционный кризис спровоцирован Анкарой в политических целях, оговорившись все же, что признают: Турция и сама столкнулась с миграционной нагрузкой и вынуждена была принять 3,7 млн мигрантов и беженцев[26].
Через неделю Береговая охрана Турции запретила беженцам переправляться в страны Евросоюза через Эгейское море; закрытие морского пути объяснено заботой турецкого правительства о безопасности беженцев[27].

Война в Сирии

Одной из причин европейского миграционного кризиса (безусловной) являются боевые действия в этом государстве Ближнего Востока. Начались они после антиправительственных выступлений в марте 2011 г. Так называемая арабская весна привела к возникновению массовых беспорядков во многих сирийский городах. Это и стало основной причиной массового бегства жителей этой страны.

Именно сирийцы и составляют примерно 50 % беженцев, вызвавших миграционный кризис в современной Европе. И если на начальном этапе этих людей отправляли в Турцию и Иорданию, то позже их количество увеличилось настолько, что эти страны уже не могли разместить на своей территории всех, кто бежал от гражданской войны.

К потоку сирийцев, направлявшемуся в Европу, присоединились беженцы из Ливии и Афганистана. Здесь также разворачивалась гражданская война. В ЕС начали прибывать и выходцы из государств, находящихся на африканском континенте.

Миграционный кризис в Европе обострился и с появлением на территории воюющих стран террористической организации под названием «Исламское государство». Та ситуация, которая сложилась в отдельных государствах Среднего и Ближнего Востока, вынудила людей покинуть свою родину, отправившись на поиски безопасного места для себя и своей семьи.

Статистика

руки людей разных национальностей на фоне флага Евросоюза

по данным Евростата, в 2014 году Страны ЕС приняли 626 715 заявлений о предоставлении политического убежища, что было наибольшим показателем с 1992 года, в котором было зарегистрировано 672 000 заявок.
Основными странами, откуда прибыли почти половина всех беженцев, были Сирия (20 %), Афганистан (7 %), Косово (6 %), Эритрея (6 %) и Сербия (5 %)[29].

Динамика роста числа беженцев

Доля беженцев по странам исхода[30][31].
Площадь диаграмм пропорциональна количеству беженцев.

Доля беженцев в 2013 году. Всего 556 880 человек.

Кризис беженцев в европе

       8,6% из Сирии (47747)
       6,2% из Афганистана (34589)
       6,6% из Ирака (36992)
       6,2% из Сербии/Косово (34572)
       4,3% из Пакистана (23798)
       3,7% из Эритреи (20789)
       2,0% из Албании (11338)
       3,6% из Ирана (20147)
       2,5% из Нигерии (14154)
       56,2% остальные (312754)

Доля беженцев в 2014 году. Всего 782 782 человека.

Кризис беженцев в европе

       16,4% из Сирии (128230)
       6,7% из Афганистана (52441)
       8,6% из Ирака (67439)
       7,1% из Сербии/Косово (55297)
       3,2% из Пакистана (25368)
       6,0% из Эритреи (47015)
       2,2% из Албании (17023)
       2,5% из Ирана (19475)
       2,8% из Нигерии (21601)
       44,6% остальные (348893)

Доля беженцев в 2015 году. Всего 1 534 106 человека.

Кризис беженцев в европе

       24,3% из Сирии (372367)
       16,4% из Афганистана (251639)
       11,7% из Ирака (178963)
       5,7% из Сербии/Косово (87950)
       4,4% из Пакистана (67196)
       3,3% из Эритреи (50817)
       3,1% из Албании (47164)
       2,6% из Ирана (40184)
       2,0% из Нигерии (31249)
       26,5% остальные (406577)

Доля беженцев по странам прибытия[16](Площадь диаграмм пропорциональна количеству беженцев)

Первое полугодие 2013 года

Circle200.svg

       17% Германия
       5% Венгрия
       3% Австрия
       4% Италия
       12% Франция
       8% Швеция
       6% Великобритания
       13% США
       7% Турция
       25% остальные
страны ОЭСР

Первое полугодие 2014 года

Circle200.svg

       22% Германия
       1% Венгрия
       3% Австрия
       8% Италия
       10% Франция
       9% Швеция
       5% Великобритания
       14% США
       9% Турция
       19% остальные
страны ОЭСР

Первое полугодие 2015 года

Circle200.svg

Германия
31%

Венгрия
13%

Австрия 5%

Италия 6%

Франция 6%

Швеция 5%

Великобритания 3%

США
11%

Турция
9%

остальные
страны
ОЭСР
11%

Количество заявлений о предоставлении политического убежища в странах ЕС и ЕАСТ за первое полугодие 2015 года по данным Евростата[32]. За этот период подано 417 430 заявлений. Высота столбца отображает количество поданных заявлений в стране. Интенсивность цвета показывает процент заявлений по отношению к постоянному населению страны:      0.69%      {amp}gt;0.2-0.3%      {amp}gt;0.1-0.2%      {amp}gt;0.05-0.1%      0.01-0.05%      ≤0.01%      Нет данных

Количество заявлений о предоставлении политического убежища в странах

ЕС

и

ЕАСТ

за первое полугодие 2015 года по данным

Евростата[32]

. За этот период подано 417 430 заявлений. Высота столбца отображает количество поданных заявлений в стране. Интенсивность цвета показывает процент заявлений по отношению к постоянному населению страны:

     0.69%     {amp}gt;0.2-0.3%     {amp}gt;0.1-0.2%     {amp}gt;0.05-0.1%     0.01-0.05%     ≤0.01%     Нет данных

Государство Число лиц, ищущих убежища
в 2012 году (по Евросоюзу и ЕАСТ)[33]
Процент от общей
численности населения
ГерманияГермания 77 650 0,0968
ФранцияФранция 61 455 0,0968
ШвецияШвеция 43 945 0,4599
ШвейцарияШвейцария 28 640 0,3600
БельгияБельгия 28 285 0,2563
ВеликобританияВеликобритания 28 260 0,0447
АвстрияАвстрия 17 450 0,2074
ИталияИталия 17 350 0,0291
НидерландыНидерланды 13 100 0,0780
ПольшаПольша 10 755 0,0279
НорвегияНорвегия 9785 0,1932
ГрецияГреция 9575 0,0885
ДанияДания 6075 0,1089
ФинляндияФинляндия 3115 0,0575
ИспанияИспания 2565 0,0054
РумынияРумыния 2510 0,0135
ВенгрияВенгрия 2155 0,0217
МальтаМальта 2080 0,4596
ЛюксембургЛюксембург 2055 0,3821
Республика КипрКипр 1635 0,1460
БолгарияБолгария 1385 0,0188
ИрландияИрландия 955 0,0208
ЧехияЧехия 755 0,007
СловакияСловакия 730 0,0135
ЛитваЛитва 645 0,0217
СловенияСловения 305 0,0148
ПортугалияПортугалия 295 0,0028
ЛатвияЛатвия 205 0,0101
ЭстонияЭстония 75 0,0058
ЛихтенштейнЛихтенштейн 75 0,0058

В 2017 году ЕС прогнозирует изменение структуры потока беженцев. Ожидается увеличение числа беженцев из Африки и сокращение числа сирийских беженцев, в связи с перспективами стабилизации ситуации в Сирии[34].

Правовые нормы

Согласно Шенгенскому соглашению, 26 стран Европы (22 государства-члена Европейского союза из 28 и 4 члена ЕАСТ) объединились, чтобы сформировать зону, в которой пограничный контроль на внутренних границах отменён, ограничиваясь лишь контролем на внешних границах зоны, соблюдение контроля на которых обязательно.

Дублинское регулирование определяет ответственность государства-члена Евросоюза по изучению ходатайства о предоставлении убежища, чтобы избежать ситуации, при которой заявители просят множество стран Евросоюза о предоставлении убежища, или ситуации, при которой ни одно государство не берёт на себя ответственности за заявителя.

По умолчанию (если не представлено семейных либо гуманитарных оснований) проситель должен отправить запрос о предоставлении убежища в первое же государство-член ЕС, в которое он въехал и в котором у него были сняты отпечатки пальцев. Если проситель переезжает в другое государство из списка членов ЕС, его могут депортировать обратно в первое государство, в которое он въехал.

беженцы в лодке

Из-за этого положения многие критиковали Дублинские правила, потому что оно возлагает на государства-члены ЕС, расположенные на границах, слишком много ответственности за просителей об убежище (например, Италию, Грецию, Венгрию) вместо разработки системы распределения бремени между государствами ЕС[36][37][38].

Председатель ЕвропарламентаМартин Шульц заявил, что основной проблемой, которую вызвали мигранты, является не сам их наплыв, а отсутствие солидарности для принятия совместных правил решения проблем с их расселением, что приводит к существенно неравномерной нагрузке на миграционные службы отдельных стран.

Неконтролируемое перемещение мигрантов приводит к многочисленным человеческим жертвам. Так, 27 августа на востоке Австрии в закрытом заброшенном грузовике были обнаружены тела 71 беженца, которые, скорее всего, задохнулись от нехватки кислорода.

С января по август 2015 года, по данным ООН, в Средиземном море погибло около 2400 человек, пытавшихся переправиться в Европу[39].

15 октября 2015 года беженец из Афганистана стал первым убитым при попытке перейти границу (болгарскими пограничниками)[40]

Воссоединение родственников

Еще одной причиной миграционного кризиса в Европе стало накопление в течение предшествующих периодов в государствах ЕС огромного числа выходцев из Экваториальной и Северной Африки. В связи с этим многие мигранты стремятся попасть в конкретную страну, в которой уже успели обосноваться их родственники.

Пути мигрантов

Как уже было сказано выше, согласно Дублинскому соглашению о беженцах, просителю необходимо пройти в стране Евросоюза регистрацию. Однако это правило нередко нарушается. Мигранты в Европе стараются пройти на южные территории, оказавшись в Греции или Италии.

Пользуется популярностью и северный маршрут. Сирийские беженцы приезжают в Россию, а после стремятся попасть в Норвегию. Но таких людей сравнительно мало. Большинство выходцев из Северной Африки пересекают границы Европы в Греции, из которой отправляются в Македонию, а затем в Сербию, Венгрию и далее на запад.

встреча беженцев

Беженцы платят примерно 2 тысячи евро и проводят в дороге несколько недель. Их цель – достичь стран Центральной Европы.

Чтобы сдержать поток мигрантов, в начале 2016 года 8 из 26 членов Шенгенской зоны вернули на внутренних границах пограничный контроль[41]. Венгрия, как основная транзитная страна, лежащая на пути беженцев в богатые западные страны Евросоюза, строит заборы на границе с Хорватией и Сербией[42][43]. В Болгарии появились нелегальные «народные дружины», которые устраивали охоту на мигрантов[34]. Приток беженцев и мигрантов стал одним из решающих факторов в выходе Великобритании из Евросоюза[44].

В конце 2015 г. вступил в действие договор между ЕС и Турцией о депортации беженцев из Греции в Турцию. В том же году ЕС выплатила Турции 3 млрд евро на содержание лагерей мигрантов. Однако, мигранты из Африки продолжают прибывать в Италию морским путём[45]. Турция требует от ЕС значительно увеличить финансирование, выделяемое на содержание лагерей сирийских беженцев на своей территории.[46][47].

Чтобы приостановить поток беженцев в Европу, ЕС планирует создание лагерей для приёма беженцев в африканских странах. Сумма затрат на такое решение, по прогнозам может составить 20 млрд евро. Также проводятся мероприятия по борьбе с нелегальными перевозчиками мигрантов, укреплению береговой охраны[48][49].

Долгосрочные меры

Российский социолог и демограф Анатолий Вишневский считает, что долгосрочными мерами, которые в перспективе могли бы остановить поток мигрантов и снять социальную напряжённость, являются, по примеру Ирана, — стабилизация уровня жизни населения, за счёт политики ограничения рождаемости и повышения уровня образования среди женщин в странах Африки и Ближнего Востока[9]. Естественно, подобные меры возможно осуществить лишь после окончания конфликтов и стабилизации политических режимов в странах исхода мигрантов[15].

Выдача виз

Еще одной причиной развития миграционного кризиса стало одно из решений правительства Македонии. Согласно его положениям, принятым в июне 2015 г., эта страна начала выдавать беженцам трехдневные визы. Подобное решение значительно расширило права мигрантов. Они смогли пересекать границы Македонии без регистрации, что и позволило им беспрепятственно двигаться по направлению к Центральной Европе.

Свое решение правительство Македонии приняло согласно Дублинскому соглашению. В нем говорится о том, что регистрация беженца или принятие от него заявки на предоставление убежища производится в первой стране ЕС, в которую въехал такой человек.

Освещение миграционного кризиса в СМИ

Миграционная волна с Ближнего Востока и Африки захлестнула Евросоюз и этот кризис раскалывает Европу. Восточноевропейские страны заявляют, что не несут никакой ответственности за беды Сирии, Ливии, Ирака[51].

Взгляд из Европы

Евросоюз все больше превращается в клуб эгоистов». Факты таковы, что 43 % заявок, поданных в 2015 году, приходятся на Германию. «ФРГ и ещё три европейских государства принимают к себе почти всех мигрантов в Европе, в то время как остальные страны, в особенности — в Восточной Европе, отказывают беженцам в защите», — пишет журналист[52].

Кристина Хебель и Северин Вайланд пишут в Der Spiegel, что кризис беженцев раскалывает Европу. Однако государства Вышеградской группы, в частности премьер-министр Венгрии, считают, что у них нет проблем: «Это — не проблема Европы. Это проблема Германии», — заявил он. Власти других стран Восточной Европы так же, как и венгры, выражают готовность принять лишь ограниченное число беженцев, приводя самые разные объяснения своей рестриктивной миграционной политики — от слабой, по сравнению с Западной Европой, экономики до опасности террора или простой нехватки опыта в миграционных вопросах[53].

The Wall Street Journal, цитируя слова премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, пишет о том, что британцы сейчас с обеспокоенностью наблюдают за наплывом беженцев и мигрантов в Европу. Кэмерон очень опасается, что миграционный кризис испортит отношения между европейскими странами, но предположил, что теперь Европа идет в правильном направлении в плане своих ответных мер.

Галерея

Привлекательность ФРГ

беженцы на берегу в лодках

Отчего возник миграционный кризис в Германии? Беженцы стремятся попасть в эту страну по причине принятого там законодательства, которое весьма лояльно к переселенцам. Правительство Германии в целом положительно относится к миграции, считая, что оно несет государству обогащение и благо. Любые настроения в обществе, направленные против беженцев, подавляются.

Помощь мигрантам в этой стране составляет 400-450 евро. Именно таков размер пособий на каждого прибывшего сюда человека. Кроме этого, в Германии намного больше возможностей трудоустроиться, чем в Италии и Греции.

На что имеет право мигрант, прибывший в ФРГ? Он может рассчитывать на статус беженца, который предоставляется ему в соответствии с особым актом. Человеку необходимо подать на это заявление в установленной форме, что должно быть выполнено непосредственно при пересечении границ, а также после приезда на территорию немецкого государства.

Рассматриваться оно будет на протяжение нескольких месяцев. До получения статуса беженца в Германии человек имеет право на социальную поддержку и получение жилища. На первых порах людей, прибывших в ФРГ, селят в миграционные лагеря. После этого происходит их распределение в какой-либо регион немецкого государства.

Тому, кто претендует на статус беженца, положено в Германии и социальное пособие. На территории некоторых земель мигранты получают так называемую пищевую помощь. В других местах беженцам выдают кредитную карточку.

После 15 месяцев проживания на территории страны такие люди получают право на осуществление трудовой деятельности. Но занять такие люди могут только ту вакансию, от которой отказываются граждане Германии. Не может беженец открывать и собственное дело.

По данным на 2019 г., немецкие власти выплачивали ежемесячное пособие в 3612 евро на семью, членами которой являются двое взрослых и пятеро детей. Основное условие – получение в ФРГ убежища. Таким беженцам дано право получать еще и пособие по безработице. Но для этого понадобится собрать внушительное количество справок.

В отличие от Германии, во Франции ситуация складывается несколько иная. В этой стране высок рейтинг правых партий, негативно относящихся к беженцам. Мигранты прекрасно знают об этом, и потому стараются выбирать для себя более лояльные государства. Например, в Дании отношение к беженцам более приемлемое. Помощь мигрантам в этой стране составляет в месяц 1400 евро на одного человека. В Швеции эта сумма равна 800 евро.

Кризис в Европе

С какими проблемами пришлось столкнуться ЕС из-за резкого увеличения количества беженцев, которое имело место в 2015 г.? Среди них следующие:

  1. Отсутствие должного финансирования. В статьях бюджетов государств Европы не были учтены расходы на содержание беженцев.
  2. Отсутствие единой концепции, касающейся распределения беженцев по странам-участницам ЕС.
  3. Отсутствие жилья для проживания мигрантов. В отличие от Иордании, Ливии и Турции, в Европе не достаточно было построить одни лишь палаточные лагеря. В связи с более низкой температурой воздуха беженцы нуждались в размещении в жилых помещениях, оснащенных отоплением.
  4. Отсутствие персонала. Страны ЕС столкнулись с проблемой отсутствия необходимого количества людей, регистрирующих беженцев, полицейских, которые осуществляют пограничный контроль и сопровождение мигрантов, а также переводчиков.

Отмечается, что на сегодняшний день, спустя несколько лет после пика кризиса миграции, Евросоюз не смог преодолеть возникшие перед ним трудности. Правительства государств ЕС смогли вернуть количество прибывающих беженцев к тому уровню, который существовал до 2015 г., однако проблема с претендентами на предоставление убежища до сих пор остается острой.

Одним из сторонников проведения политики «открытых дверей» стала в свое время Ангела Меркель. И до сих пор канцлер Германии продолжает находиться под огнем критики. Причем звучит она не только со стороны ее политических оппонентов. Недовольны и члены правительства Германии, а также представители власти других государств, входящих в ЕС.

В связи с этим на саммите Евросоюза, проходившем в Брюсселе летом 2018 г., Меркель была вынуждена пойти на уступки. Она согласилась на введение ограничений на прием беженцев после заявления министра внутренних дел Хорста Зееховера о намерении уйти в отставку, которая стала бы причиной развала правительственной коалиции.

Тот кризис, который изначально был связан только с беженцами, привел к возникновению разногласий и взаимных обвинений внутри Евросоюза. Некоторые страны, в числе которых находятся Венгрия, Чешская Республика и Польша, категорически отказались открывать границы для беженцев из Ближнего Востока, Северной Африки и Азии.