Подоходный и другие налоги в Италии в 2020 году

Особенности исчисления региональных налогов Италии

Налоговая система Италии чрезвычайно сложна. Большое количество налогов в совокупности с высоким уровнем налогообложения, сложностью порядка исчисления и уплаты основных налогов, а также отсутствием единого кодифицированного документа по вопросам налогообложения делают итальянскую налоговую систему одной из наиболее сложных среди стран Европейского союза.

Налоговые поступления являются основным источником доходов государственного бюджета Италии (более 80%).

Большие изменения в структуру налогообложения внесла реформа 1973 – 1974 гг., которая устранила ее многоступенчатость, фрагментарность, архаичность и приблизила к практике налогообложения других стран Европейского Сообщества.

Современная налоговая система Италии характеризуется довольно четкой структурой, унифицированными правилами обложения и изъятия средств из бюджета, превалированием прямых налогов над косвенными (рис. 1).

           ---------------------------------------¬
¦ Структура налоговой системы Италии ¦
L------------------T--------------------
--------------------- ----------------¬
--------- ----------¬ ------------ ---------¬
¦ Прямые налоги ¦ ¦ Косвенные налоги ¦
-------------------- ----------------------
¦ -------------------¬ ¦ ---------------------------¬
-- Подоходный налог ¦ -- Налог на добавленную ¦
¦ ¦ с физических лиц ¦ ¦ ¦ стоимость ¦
¦ L------------------- ¦ L---------------------------
¦ -------------------¬ ¦ ---------------------------¬
-- Подоходный налог ¦ -- Гербовый сбор ¦
¦ ¦ с юридических лиц¦ ¦ L---------------------------
¦ L------------------- ¦ ---------------------------¬
¦ -------------------¬ -- Регистрационный сбор ¦
¦ ¦ Местный налог на ¦ ¦ L---------------------------
-- доходы (физических¦ ¦ ---------------------------¬
¦ ¦и юридических лиц)¦ -- Налог на прирост ¦
¦ L------------------- ¦ ¦ стоимости недвижимости ¦
¦ -------------------¬ ¦ L---------------------------
-- Налог на доходы ¦ ¦ ---------------------------¬
¦ ¦ с капитала ¦ -- Прочие производственные ¦
¦ L------------------- ¦ ¦ и коммерческие акцизы ¦
¦ -------------------¬ ¦ L---------------------------
L-- Налог с наследства¦ ¦ ---------------------------¬
¦ и дарения ¦ -- Таможенные пошлины и сборы¦
L------------------- ¦ L---------------------------
¦ ---------------------------¬
L-- Налог с лото и лотерей ¦
L---------------------------

Подоходный и другие налоги в Италии в 2020 году

Рис. 1

В результате реформы 1974 г. наибольшему упрощению подверглись прямые налоги, взимаемые непосредственно с налогоплательщиков. Кроме того, существенные изменения в практику взимания данного вида налогов внесла реформа 1988 г., которая затронула три основных налога: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц и местный налог (с физических и юридических лиц).

Конституция Италии (ст. 75) запрещает выносить вопросы, связанные с налогообложением, на референдум.

Особенности процедуры взимания налогов с некоторых видов доходов методом удержания их у источника по фиксированным ставкам фактически породили еще один прямой налог – налог на доходы с капитала. Находясь в юридических рамках подоходного налога с физических лиц, он технически существует самостоятельно, так как проценты, получаемые по вкладам и облигациям, облагаются у источника в окончательном порядке и в дальнейшем при исчислении основного подоходного налога вычитаются из общей суммы облагаемого дохода.

К категории прямых относится и налог с наследства и дарения, который в 1980-е гг. также претерпел значительные изменения.

Косвенными налогами облагаются различные виды операций, связанных с продвижением товаров по стадиям производства и обращения, оказанием услуг, импортом товаров, сменой собственности и рядом других сделок. Наиболее важным из них является налог на добавленную стоимость. Все другие косвенные налоги имеют специфические сферы применения, и их названия, как правило, отражают их суть:

  • гербовый налог взимается государством за юридическое оформление гражданских и коммерческих документов;
  • регистрационный налог дополняет гербовый в тех случаях, когда помимо оформления документов требуется запись их в государственные регистрационные книги;
  • налог на прирост стоимости недвижимости взимается в пользу местных органов власти в случаях продажи недвижимости с прибылью;
  • прочие производственные и коммерческие акцизы (на электроэнергию, алкогольные напитки, сахар, табак) и сборы (при заключении страховых контрактов, купле-продаже акций и облигаций и при оказании государством так называемых концессионных услуг, т.е. при выдаче разрешений, лицензий и т.п.);
  • таможенные пошлины и сборы;
  • налог с лото и лотерей.

На протяжении 1970-х гг. фискальное значение отдельных налогов в результате проведения реформы 1974 г. непрерывно изменялось. Наиболее важными в финансовом отношении являются два налога: подоходный налог с физических лиц и налог на добавленную стоимость. В общей сумме налоговых поступлений государства их доля составляет свыше 50%.

Налоговая система Италии включает следующие основные виды налогов:

  1. национальные налоги;
  2. областные налоги;
  3. коммунальные налоги.

Уровни налоговой системы представлены на рис. 2.

                    -------------------------¬
¦Уровни налоговой системы¦
L------------T------------
---------------------- ----------------------¬
----------- ---------¬----------- ----------¬----------- --------¬
¦ Национальные налог覦 Областные налоги ¦¦Коммунальные налоги¦
--------------------- ---------------------- --------------------
¦ -------------------¬¦ --------------------¬¦ ------------------¬
- Подоходный налог ¦¦ ¦ Региональный налог¦ - Местный налог ¦
¦ ¦ с физических лиц ¦ - на производственную¦¦ ¦ на доходы ¦
¦ L-------------------¦ ¦ деятельность ¦¦ L------------------
¦ -------------------¬¦ L--------------------¦ ------------------¬
- Подоходный налог ¦¦ --------------------¬ - Налог на рекламу¦
¦ ¦ с юридических лиц¦¦ ¦ Косвенный ¦¦ L------------------
¦ L-------------------¦ ¦ региональный нало㦦 ------------------¬
¦ -------------------¬ - на увеличение ¦ - Налог ¦
¦ ¦ Налог ¦¦ ¦ стоимости ¦¦ ¦ на автотранспорт¦
- на добавленную ¦¦ ¦ недвижимости ¦¦ L------------------
¦ ¦ стоимость ¦¦ L--------------------¦ ------------------¬
¦ L-------------------¦ --------------------¬¦ ¦ Налог ¦
¦ -------------------¬ - Коммунальный налог¦ - на использование¦
¦ ¦ Косвенные налоги ¦¦ ¦ на недвижимость ¦¦ ¦ общественных ¦
L- на потребление ¦¦ L--------------------¦ ¦ площадей ¦
¦ (акцизы) ¦¦ --------------------¬¦ L------------------
L-------------------¦ ¦ Региональный нало㦦 ------------------¬
¦ ¦ за транспортировку¦¦ ¦ Местные ¦
L- и утилизацию ¦L- лицензионные ¦
¦ городских твердых ¦ ¦ сборы ¦
¦ отходов ¦ L------------------
L--------------------

Рис. 2

Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений занимают национальные налоги. Характеристика национальных налогов страны по элементам приведена в табл. 1.

Таблица 1

 Элемент налога 
 Подоходный налог
с физических лиц
    Налог    
на доходы
юридических
лиц
     Налог     
на добавленную
стоимость
Нормативное     
регулирование
Конституция, законы парламента Италии          
Субъект         
Частные лица,    
резиденты
и нерезиденты
Италии
Юридические  
лица
Организации и  
индивидуальные
предприниматели
Объект          
Доходы физических
лиц
Доходы       
юридических
лиц
Добавленная    
стоимость
Налогооблагаемая
база
Совокупный доход,
скорректированный
на сумму
разрешенных
вычетов
Валовой доход
за вычетом
заработной
платы,
расходов
на научные
исследования
и других
разрешенных
вычетов
Разница между  
стоимостью
товаров,
которые
поступают
на предприятие
в качестве
сырьевых и
вспомогательных
материалов,
и стоимостью
данных товаров
при их выпуске
в качестве
готовой
продукции
Ставки, %       
Установлена      
прогрессивная
шкала ставок
от 23 до 43%
в зависимости
от суммы дохода
      36     
  19; 13; 9; 4 
Налоговый период
Календарный год  
Год          
Календарный    
месяц

Как и во многих развитых странах, одним из важнейших источников государственных доходов в Италии является подоходный налог с физических лиц. Субъектом обложения выступают частные лица, резиденты и нерезиденты Италии, а объектом – их доходы. У резидентов (таковыми помимо исконных итальянцев считаются иностранцы, которые имеют в Италии основной источник доходов или проживают в стране более 6 мес.

Все доходы частных лиц в зависимости от источника происхождения делятся на пять категорий, каждая из которых имеет особенности исчисления.

К группам источников дохода для целей налогообложения относятся:

  1. земельная собственность, недвижимость и строения;
  2. капитал;
  3. работа по найму и свободные профессии;
  4. предпринимательство;
  5. прочие источники.

Совокупный доход, образованный из всех перечисленных ранее источников, затем корректируется на сумму разрешаемых вычетов.

Итальянское налоговое законодательство не позволяет вычитать из дохода расходы, связанные с получением дохода от капитала и работы по найму (занятости). Только предпринимательский доход и доход от независимой работы предусматривают применение налоговых вычетов. Однако некоторые вычеты из общего дохода допускаются относительно расходов, непосредственно не вычитаемых при расчете отдельных категорий доходов, при условии обеспечения сохранности необходимой документации.

Основное пособие предоставляется в размере 3 тыс. евро. Если налогоплательщик работает по найму, то он имеет право на дополнительное пособие в размере 4,5 тыс. евро. Альтернативным является случай, когда налогоплательщик получает доход от пенсии: дополнительное пособие равно 4 тыс. евро. Если налогоплательщик получает доход от самозанятости или от предпринимательской деятельности, то дополнительное пособие сокращается до 1,5 тыс. евро. Формула расчета обеспечивается так, чтобы основной вычет уменьшался с увеличением общего налогооблагаемого дохода.

 Элемент налога 
   Региональный  
налог на
производственную
деятельность
   Косвенный   
региональный
налог
на увеличение
стоимости
недвижимости
 Коммунальный налог 
на недвижимость
   Региональный  
налог за
транспортировку
и утилизацию
городских твердых
отходов
Нормативное     
регулирование
Правительственный
декрет
от 24.04.1992
N 504
Президентский  
декрет
от 12.05.1972
N 643
Правительственный   
декрет от 24.04.1992
N 504
Правительственный
декрет
от 24.03.1993
N 507
Субъект         
Юридические лица,
которые для целей
своей
деятельности
используют
территорию
и ресурсы региона
Физические     
и юридические
лица, владельцы
недвижимости
Физические          
и юридические лица
Физические лица  
Налогооблагаемая
база
Валовой доход    
за вычетом
заработной платы,
расходов
на научные
исследования
и других
разрешенных
вычетов
Разница между  
первоначальной
стоимостью
имущества
и новой
стоимостью
имущества при
ее повышении
Стоимость           
действующих
промышленных и жилых
зданий, строящихся
площадей,
сельскохозяйственных
земель
Фиксированная    
часть
рассчитывается с
учетом назначения
строения, общей
жилой площади,
численного
состава семьи.
Переменная часть
зависит от
реального объема
переработанных
отходов
Ставки          
4,25% на доходы  
производственных
и коммерческих
компаний.
8,5% для фирм,
занимающихся
не связанной
с производством
деятельностью
Устанавливается
прогрессивная
шкала от 3
до 30%
Устанавливаются     
региональными
властями
в зависимости
от технического
предназначения
объекта: основное
или вспомогательное
жилое помещение,
находящееся
в собственности
физического лица.
Для окончательного
установления
налоговой ставки
применяются
коэффициенты: 100;
50; 34
От 5 до 15%      
стоимости всех
городских услуг
Налоговый период
Год              
Год            
Год                 
Год              
  Процент, на который превышена первоначальная  
стоимость, %
   Ставка, %   
До 20                                           
     3 - 5     
От 20 до 50                                     
     5 - 10    
От 50 до 100                                    
    10 - 15    
От 100 до 150                                   
    15 - 20    
От 150 до 200                                   
    20 - 25    
Более 200                                       
    25 - 30    
 Элемент налога 
  Местный налог  
на доходы
      Налог     
на автотранспорт
Налог на рекламу
Субъект         
Физические и     
юридические лица
Юридические и   
физические лица,
владельцы
автотранспортных
средств
Юридические     
лица,
индивидуальные
предприниматели
Объект          
Доход            
физических и
юридических
лиц
Транспортное    
средство
Рекламные       
объявления
и другие виды
рекламы
Налогооблагаемая
база
Совокупный доход,
скорректированный
на сумму
разрешенных
вычетов
Ставки          
      16,2%      
Ставка          
дифференцирована
в зависимости
от объема
цилиндра,
мощности мотора
Ставки          
различаются
в зависимости
от финансового
состояния
муниципалитетов,
от видов и целей
рекламной
деятельности
Налоговый период
Год              
Год             
Год             
         Критерий сравнения        
   Италия   
   Российская  
Федерация
Налоги, базой для исчисления       
которых является выручка
от реализации товара
Нет         
Есть           
Система полных приписываний        
дивидендов, исключающих их двойное
налогообложение
Используется
Не используется
Принцип пропорциональности и       
прогрессивности отчислений
Используется
Не используется
Амнистия капиталов                 
Используется
Не используется
Ставка налога на доходы физических 
лиц, %
От 23 до 43 
       13      
Ставка налога на доходы юридических
лиц, %
     36     
       24      

Ставки регионального налога на увеличение стоимости недвижимости

Физические лица подлежат налогообложению с доходов, налогу на дивиденды, налогу на наследство и дарение, налогу на имущество и уплате взносов на социальное страхование.

Физическое лицо считается резидентом, если оно имеет регистрацию в соответствии с законодательством и проживает в Италии более 183 дней в году (Гражданский кодекс).

Физические лица-резиденты облагаются налогом на доходы во всем мире, за исключением действия закона об избежание двойного налогообложения.

Подоходный и другие налоги в Италии в 2020 году

Нерезиденты Италии облагаются налогом только на доходы, полученные из итальянских источников.

Заработная плата, а также непостоянные вознаграждения, выплачиваемые любым лицом, подлежат налогу на доходы физических лиц. Он представляет собой авансовый платеж по налогу на прибыль, удерживаемый по прогрессивной ставке в соответствии с уровнем дохода.

Налогооблагаемая база

Евро                                         Размер налога %

0  – 15 000                                            23

15 001 – 28 000                                    27

28 001 –  55 000                                   38

55 001  – 75 000                                   41

75 000 и более                                      43

Региональный налог взимается по прогрессивной ставке от 0,7 до 3,3%, размер которого устанавливается местными органами.

Также взимается муниципальный налог, размер которого колеблется в пределах от 0% до 0,9%.

Уплата налога осуществляется до 16 июня следующего за отчетным года, а в декабре совершаются авансовые платежи на следующий год, после чего при подаче финансовой отчетности происходит перерасчет.

Итальянское налоговое законодательство допускает вычет определенных расходов из валового дохода налогоплательщика, такие как – социальное обеспечение, медицинское страхование, взносы за медицинскую помощь, алименты по решению суда, возмещение ряда коммерческих расходов и другие.

Дивиденды

Фиксированная ставка налога на инвестиционный доход равна 26% за исключением некоторых случаев. Если в руках одного лица содержится существенных пакет ценных бумаг компании, то ставка становится прогрессивной и  может составлять до 49% за дивиденды.

Проценты 

Фиксированная ставка налога на проценты равна 26% , исключение составляют проценты на облигации по государственным займам   – 12,5%.

Подоходный и другие налоги в Италии в 2020 году

Налог на прирост капитала при продаже недвижимости

Налог на прирост капитала по ценным бумагам представляет собой разницу между ценой покупки со всеми дополнительными  расходами и ценой продажи. Фиксированная ставка – 26%, прогрессивная до 49%.

Налог на недвижимое имущество

Налог на имущество относится к местным налогам ИМУ , налоговой базой по данному налогу признается сумма дохода от имущества, которая рассчитывается на основе кадастровой стоимости , помноженной на коэффициент. Ставка налога на недвижимость составляет 0,76 % и может варьироваться в зависимости от муниципалитета в границах коэффициента 0,3%.

Налог на аренду недвижимого имущества составляет 21% но может быть снижена до 10% при соблюдении определенных условий.

Налог на наследство и дарение 

Подоходный и другие налоги в Италии в 2020 году

4% – для  прямых наследников (супруг и дети)

6% – для братьев или сестер

6% – для прочих родственников

8% – для получателей, не имеющих родственных отношений с наследодателем.

Налог в Италии на прибыль предприятия

Юридические лица в Италии облагаются подоходным доходом (IRES) и региональным налогом на производство (IRAP).

Ставки налогов установлены в следующих размерах –

24% – подоходный налог

4,82%  – региональный налог на производство (может меняться в зависимости от региона)

Налог на добавленную стоимость (НДС) в Италии

Налог на добавленную стоимость IVA применяется к поставкам товаров и услуг, а также в импортных операциях.

Стандартная ставка составляет 22%.

4%    – для продуктов питания и сельскохозяйственной продкции,

10% – для поставок электроэнергии.

Экспортные операции за пределы Евросоюза  освобождены от уплаты НДС.

Каждое физическое лицо, занимающееся деятельностью на территории Италии и получающее соответствующие доходы, обязано уплачивать подоходный налог. Если источник средств — только заработная плата, он удерживается с работника непосредственно при ее начислении и выплате. В таких ситуациях агентом выступает работодатель, на него возложена обязанность правильно произвести расчет и удержание, обеспечить современное перечисление в государственный бюджет.

Подоходный и другие налоги в Италии в 2020 году

Подоходный налог в Италии начисляется прогрессивно. Другими словами, чем выше доход плательщика, тем более высокая ставка будет применяться. В 2016 году установлены новые величины подоходного налога, и теперь вплоть до 2018 года он может составлять от 23% до 43% в зависимости от размера дохода плательщика:

  • минимальная ставка 23% установлена для тех граждан, совокупный годовой доход которых не превышает 15 тысяч евро;
  • на доходы от 15 до 28 тысяч налог будет начисляться по ставке 27%;
  • если доход находится в пределах 28―55 тысяч евро, налог взимается по ставке 38%;
  • если суммарный размер доходов физического лица находится в коридоре от 55 до 75 тысяч евро — 41%;
  • подоходный налог в Италии по максимальной ставке 43% обязаны уплачивать те физические лица, которые получают годовой доход свыше 75 тысяч евро.

В соответствии с установившейся тенденцией к смягчению налогового режима ставки планируется снизить для лиц, относящихся к первой категории плательщиков, начиная с 2018 года. Данное послабление будет установлено только для групп населения с невысоким уровнем дохода. Представителям так называемого среднего класса в Италии наоборот, придется платить больше налогов, поскольку в 2018 году запланировано снижение размера базы налогообложения для максимальной ставки подоходного налога:

  • социальное страхование;
  • медицинское страхование;
  • получение образования;
  • уплату алиментов и так далее.

Общая ставка НДС в Италии составляет 22%. При этом рядом законодательных актов допускается снижение до 4 или 10 процентов (для определенных групп товаров и услуг). Для некоторых видов продукции предусмотрена нулевая ставка НДС, в том числе для товаров, которые экспортируются за пределы Европейского Союза.

        Сумма дохода, тыс. евро        
        Ставка, %       
До 26                                  
           23           
От 26 до 33,5                          
           33           
От 33,5 до 100                         
           39           
Свыше 100                              
           43           

Данные ставки дополнительно увеличиваются на региональную надбавку, которая колеблется от 0,9 до 1,4% в зависимости от региона. Они могут быть также увеличены на местную дополнительную надбавку, которая колеблется от 0 до 0,5% в зависимости от муниципалитета.

Некоторые виды доходов подлежат обложению отдельно:

  • проценты по срочным банковским вкладам (25 – 30%);
  • проценты и доходы по негосударственным ценным бумагам (12,5%);
  • дивиденды (15% – для резидентов, 32% – для нерезидентов);
  • доходы от переуступки акций обществ – 15%. В том случае, если доля участия превышает 2% уставного капитала общества, – 25%;
  • премии и выигрыши (облагаются у источника и не декларируются): лотереи в пользу благотворительных обществ – 10%; премии в телевизионных играх – 20%; другие выигрыши – 25%; призы на спортивных соревнованиях – 20%; доходы от совместной деятельности и другие доходы от вложения капитала – 15%.

Подоходный налог с юридических лиц распространяется на все промышленные, коммерческие и кредитно-финансовые организации, в том числе на их филиалы за границей.

Регулирующая роль подоходного налога с юридических лиц проявляется и в ряде других случаев.

Например, если при продаже части основных капиталовложений получена прибыль, то она зачисляется на специальный резервный счет, который приравнен к амортизационному фонду и, таким образом, освобожден от налога.

Подоходный и другие налоги в Италии в 2020 году

Прибыль = Валовой доход – Издержки производства – Расходы на коммерческую деятельность.

Специальные правила регулируют обложение доходов, полученных за границей. Налоги, уплаченные там, дают право на налоговую льготу в Италии. В тех случаях, когда между Италией и страной, где был получен доход, имеется договор об избежании двойного налогообложения, он регулирует процент изъятия, который не может превышать суммы итальянского подоходного налога.

В тех случаях, когда такой договор отсутствует, льготное изъятие лимитируется в пределах 25%. Таким образом, принципа универсальности обложения доходов, полученных за границей, в Италии не существует, и эффективные ставки подоходного налога колеблются от 33 до 75% текущих ставок в зависимости от страны происхождения.

Налог взимается по единой ставке – 36%.

С некоторых видов доходов взимается местный подоходный налог. Для малых корпораций с числом занятых менее 5 человек и валовым доходом до 413 165 евро введен минимальный налог в размере 2% стоимости имущества, но не менее 2066 евро; если имущество оценивается до 20 658 евро – не менее 3100 евро; если имущество оценивается от 20 658 до 77 470 евро – 4132 евро. Минимальный налог вычитается из налога, начисленного на действительный доход, но в случае отрицательного результата возврат не производится.

Не подлежат обложению налогом фонды: фонд безнадежных долгов, резервный фонд, фонд компенсации потерь и другие фонды, до тех пор пока они не достигли разрешенных законодательством пределов.

Корпорация может создавать необлагаемые резервы для покрытия возможных убытков и безнадежных долгов и перечислять туда до 0,5% выручки от реализации продукции. Размер резервов не может превышать 5% стоимости активов.

Капитальная выручка от продажи активов облагается как обычный доход. Имеются некоторые особенности ее учета при составлении баланса. Убытки могут быть отнесены на доходы следующих пяти лет.

  1. Региональный налог на производственную деятельность (IRAP). Данный налог устанавливается региональными властями Италии для компаний, товариществ, индивидуальных предпринимателей и кооперативов, которые для целей своей деятельности используют территорию и ресурсы регионов (области, провинции, коммуны).
  • при продаже недвижимости, приобретаемой даже безвозмездно от государства и региональных властей;
  • при отчуждении недвижимости, принадлежащей юридическим лицам, в случае ее передачи государству или федеральным властям;
  • при передаче отчуждаемой недвижимости, приобретенной бесплатно и передаваемой на безвозмездной основе общественным фондам и организациям;
  • в случае продажи полученной в наследство недвижимости, когда ее стоимость не превышает 100 тыс. евро;
  • при передаче отдельных объектов недвижимости, принадлежащих Ватикану;
  • при продаже недвижимости, ранее принадлежащей государству, общественным, благотворительным и другим не преследующим коммерческих целей организациям и фондам, даже и до истечения 10 лет владения недвижимостью.
     Стоимость недвижимости,    
тыс. евро
        Ставка налога, %       
Первые 25                       
Ставка налога равна 0          
От 50 до 120                    
Ставка налога уменьшается на 30
От 120 до 200                   
Ставка уменьшается на 50       
От 200 до 250                   
Ставка уменьшается на 75       

Налог на прибыль предприятий

Предприятия-резиденты должны уплачивать налог на прибыль в Италии со всех доходов, в том числе и тех, которые получены за границей. Юридические лица–нерезиденты платят по прибыли, полученной от хозяйственной деятельности на территории страны (из итальянских источников).Отличительной чертой современного развития итальянской фискальной системы стало снижение налогового бремени не только для физических лиц, но также и для компаний.

Налог на прибыль в Италии в 2016 году был существенно снижен: его ставка уменьшена с 27 до 24,5 процентов. Обязанность уплаты возлагается на все предприятия, учреждения, организации, которые занимаются хозяйственной деятельностью на территории данного государства и получают прибыль.Это утверждение касается не только резидентов, но и иностранных компаний — в том случае, если имеют свой итальянский филиал или представительство, они обязаны платить налог на прибыль в Италии.

Ставки регионального налога на увеличение стоимости недвижимости

Законодательным декретом правительства Италии от 24.04.1992 N 504 это право было изъято из компетенции региональных властей и передано правительству Италии.

  1. Коммунальный налог на недвижимость (ICI). Данный региональный налог на недвижимость был установлен Правительственным декретом от 24.04.1992 N 504 и предусматривал выплату владельцами (физическими и юридическими лицами) действующих промышленных и жилых зданий, строящихся площадей, а также сельскохозяйственных земель определенной денежной квоты в зависимости от типа и целей их использования, даже если эта недвижимость была приобретена незаконно.

Под “действующей недвижимостью” декрет понимает промышленные и жилые здания и сооружения, занесенные в городской строительный кадастр, с прилегающей к ним служебной площадью. Исключением являются объекты недвижимости, расположенные в сельской местности, где размер дохода от использования недвижимости поглощается общим налогом на сельскохозяйственные угодья.

Строящиеся площади определены как площади, используемые в строительных целях и отвечающие критериям общественной пользы. К их числу относятся помимо заново возводимых сооружений также реставрируемые, реконструируемые, санируемые здания и сооружения, а также застройка и облагораживание пустырей.

Под сельскохозяйственными землями понимаются земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности (культивация, животноводство, звероводство, переработка сельскохозяйственной продукции).

Не облагается данным налогом недвижимость, принадлежащая государству, региональным властям, торговым палатам, используемая в культурных (музеи, библиотеки, архивы и т.д.) и культовых целях, принадлежащая иностранным государствам и международным организациям, предгорная местность, а также недвижимость, принадлежащая общественным организациям, занимающимся педагогической и иной просветительской деятельностью без права получения коммерческой прибыли.

Региональные власти в зависимости от технического предназначения объекта основного или вспомогательного жилого помещения, находящегося в собственности у физического лица, а также в случае принадлежности недвижимости общественным организациям могут дифференцировать этот налог.

При этом для окончательного установления данной налоговой ставки применяются соответствующие коэффициенты: 100 – для жилых помещений, складов, лабораторий, офисов, магазинов и лавок; 50 – для гостиниц, театров, банков и 34 – для остальных объектов недвижимости.

Бизнес ИП в Италии

Что касается налога на жилые помещения, то региональные власти на основное жилье могут устанавливать этот налог в льготном исчислении, т.е. на 100 евро меньше первоначально устанавливаемой суммы налога, а законодательный декрет от 10.09.1996 наделил региональные власти правом на снижение коммунального налога на основное жилье на 50%.

Таблица 5

Налог на недвижимое имущество

Он относится к числу местных общеобязательных сборов. Уплачивается ежегодно. Ставка может варьироваться от 0,4 до 0,7% от кадастровой стоимости недвижимости в зависимости от конкретного региона. Необходимо учитывать, что помимо налога в стране также установлено требование обязательного страхования недвижимого имущества.

При купле-продаже объектов установлены разные ставки и порядок расчета платежей в зависимости от того, является продавец резидентом или нерезидентом. Последние обязаны уплатить налог на прирост капитала, база для которого рассчитывается как разница между стоимостью первоначальной покупки и последующей продажи лота.

Заключение

Согласно данным, которые были получены после исследования, проведенного серьезным европейским изданием, Италия является наиболее благоприятной страной для инвестиций и бизнеса. В рейтинге она находится на семьдесят восьмом месте.

бутики в Италии

Улица с модными бутиками в Италии

Но перед тем как решиться открыть на территории этого замечательного, солнечного и уютного государства свое дело, важно учесть, что государству предстоит отдавать примерно пятьдесят процентов выручки. Впрочем, это достаточно демократичные условия для предпринимателей.

По итогам анализа итальянской налоговой системы можно сделать вывод, что она относится к числу классических. Экономика страны считается сильной и устойчивой, одной из показательных для западноевропейских государств, и налоги в Италии нельзя назвать низкими или минимальными. При этом наблюдается стойкая тенденция по ослаблению бремени для наименее социально защищенных слоев населения с одновременным повышением налогов для среднего класса и богатых граждан.

Ставки регионального налога на увеличение стоимости недвижимости

Таблица 3

  1. Косвенный региональный налог на увеличение стоимости недвижимости (INVIM) был установлен президентским декретом Италии от 12.05.1972 N 643 в целях объединения различных мелких налогов, выплачиваемых физическими и юридическими лицами за владение недвижимостью в региональные бюджеты Италии. Данный декрет устанавливает, что в случае повышения стоимости недвижимости (жилых и административных строений, а также земельных владений) по отношению к первоначальной стоимости при ее отчуждении, безвозмездной передаче или продаже, а также при разделе имущества юридических лиц после 10-летнего владения этим имуществом на разницу этой суммы устанавливается прогрессивный налог, выплачиваемый в региональный бюджет. Ставки косвенного регионального налога на увеличение стоимости недвижимости представлены в табл. 4.

Таблица 4

Таблица 5

Государственное регулирование налогообложения в Италии

Реальная ситуация с местным самоуправлением довольно далека от положений, декларированных в Конституции и в других законах. По закону об областном самоуправлении, принятому в 1970 г., области получили не так уж много прав: в государстве, где 95% бюджета распределяется через центр, автономия органов самоуправления ограничена.

Государство берет на себя сбор непосредственных налоговых отчислений, но назначает и налоговых сборщиков для взимания местных налоговых отчислений. Характеристика местных налогов представлена в табл. 6.

Индивидуальный предприниматель

Таблица 6

  1. Местный налог на доходы. Данный налог взимается как с прибыли юридических лиц, так и с доходов физических лиц в том же порядке, что и налог на прибыль и подоходный налог. При этом уплаченная сумма местного налога вычитается из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль юридических лиц и подоходного налога физических лиц. Ставка налога для всех фиксированная – 16,2%. Для исчисления данного налога не учитываются доходы от работы по найму, от занятий профессиональной индивидуальной деятельностью, а также от собственности на землю и на строения. Налог взимается центральным правительством, но полностью перечисляется затем местным бюджетам.
  2. Налог на рекламу. Им облагаются рекламные объявления и другие виды рекламы, расположенные в общественных местах и открытые для доступа публики. Ставки налога в различных местностях страны варьируются в зависимости от финансового состояния муниципалитета, а также от видов и целей рекламной деятельности.
  3. Налог на автотранспорт функционирует как государственный и как местный. Им облагаются все юридические и физические лица – владельцы транспортных средств. Ставка налога дифференцируется в зависимости от объема цилиндра и мощности мотора, выраженной в лошадиных силах.
  4. Налог на использование общественных площадей устанавливается муниципалитетом и в зависимости от размера, местонахождения и целей использования общественных пространств, принадлежащих мэрии. Для определения ставки налога общественные площади разбиваются на классы и категории.
  5. Местные лицензионные сборы устанавливаются за право сезонной торговли в общественных местах, за получение разрешений на торговлю предметами антиквариата и т.д.

В Италии доходы от большинства местных налогов (их более 30) перераспределяются через центральный бюджет, а ставки устанавливаются государством (например, надбавки к поземельному и сельскохозяйственному налогам). Центр строго регламентирует финансовую политику областных органов власти: они могут относительно свободно распоряжаться только 8% своего бюджета.

Итальянская система налогообложения существенно отличается от российской. Основные отличия представлены в табл. 7.

Таблица 7

  • отсутствие налога на нехозяйственное имущество физических лиц;
  • единая для всех корпораций система внесения предварительных платежей подоходного налога – 2 раза в год исходя из дохода в прошлом году.

Количественные различия по ставкам налога на корпорационные доходы, НДС, минимальным ставкам индивидуального подоходного налога невелики. Несмотря на то что в Италии ставки социальных налогов выше, в России они также высоки (выше, чем в среднем по Западной Европе. Это определяет сходство основных параметров налоговых систем России и Италии наряду с отмеченными существенными различиями).

В целом можно сделать вывод, что итальянская налоговая система более мягкая в отношении налогообложения дивидендов по сравнению с российской и более жесткая в отношении очень высоких доходов физических лиц. Применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога, пониженной ставки для мелких корпораций, невысоких ставок налогов на небольшое наследство и дарение приводит к снижению этих налогов вплоть до нуля для бедных слоев населения и корпораций, имеющих небольшие доходы.

Таким образом, важным принципом налогообложения в Италии является зафиксированный в Конституции принцип пропорциональности и прогрессивности отчислений. Со всех субъектов, подвергаемых налогообложению, взимаются суммы пропорционально размеру их доходов с учетом прогрессивности. Данный принцип налогообложения, использующийся в большинстве стран, может быть применен и в России.

Кроме того, интересна введенная с 1990 г. практика ответственности покупателя (клиента), предполагающая наличие у него чека при приобретении товара (услуги). В качестве меры, способствующей нормализации денежного обращения, можно было бы установить такую ответственность и в нашей стране.

Важны статьи Конституции о том, что проведение референдума по отмене существующих налоговых законов является незаконным, и о том, что после утверждения госбюджета не могут быть установлены налоги. Эти принципы целесообразно использовать и в России.

Расчеты НДС

Серьезное внимание в Италии уделяется борьбе с неуплатой налогов.

Одним из ключевых элементов стимулирования наиболее злостных неплательщиков к уплате налогов в Италии является амнистия капиталов. Среди причин, которые предшествуют принятию решения по амнистии капиталов, можно выделить:

  • определенную экономическую ситуацию, требующую обеспечения значительных долгосрочных инвестиций в определенные сферы экономики, которые может обеспечить в большей степени национальный бизнес в отличие от интернационального – спекулятивного бизнеса;
  • налоговые или финансовые реформы, для которых изменения потоков денежных средств, особенно в начале реформы, стимулируют ее последующее плавное осуществление;
  • изменение политической обстановки (выборы).

В любом случае возвращение капиталов требует выявления и устранения причин, по которым они вывозились. Например, последняя амнистия капитала началась с отмены налога на наследство, который вследствие значительной налоговой ставки подталкивал налогоплательщиков к незаконным действиям.

Опыт Итальянской Республики показывает, что амнистия капиталов является действенным механизмом построения взаимоотношений с налогоплательщиками. Однако сама амнистия всегда проводится на условиях, которые требуют от налогоплательщиков уплаты основной части налогов, ранее не заплаченных.

Такая практика может быть полезна для нашей страны, где многие предприятия уклоняются от уплаты налогов.

Л.В.Попова

Д. э. н.,

профессор

И.А.Маслова

Д. э. н.,

профессор

Ю.Д.Земляков

Д. э. н.,

профессор

Б.Г.Маслов

К. э. н.,

доцент

И.А.Дрожжина

К. э. н.,

доцент

Кошелек после оплаты выплаты НДС

В.Ю.Салихова

К. э. н.,

доцент

На региональном уровне действуют Агентства налоговый поступлений (Agenziedelleentrate), обеспечивающие контроль за налоговыми поступлениями.