Налоговая политика японии

Кратко о государстве и налоговой системе

В процессе развития и совершенствования производственной деятельности человека начали образовываться излишки произведенной продукции. Постепенно это привело к классовому расслоению общества и формированию государств.

Государством называют форму организации общества, которая обеспечивает управление населением и хозяйством на определенной территории.

Государство – это система политической власти в определенной стране.

Любое государство имеет специальный аппарат, обеспечивающий обороноспособность страны (армию), правопорядок (суд, полиция), создание и функционирование общественных благ (строительство путей сообщения, функционирование систем образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение и пр.). Для финансового обеспечения всех этих направлений (составляющих) необходимы деньги.

Налоги – это безвозмездные принудительные денежные платежи, которые взимаются государством через систему специальных органов с юридических и физических лиц с целью финансового обеспечения функционирования государства (в том числе и его структурных образований).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Часто наряду с налогами государство применяет введение пошлин и сборов. Но они не являются безвозмездными и безусловными платежами. Скорее, они – результат или условие соглашения между плательщиками и государством о возможности совершения какого-либо действия плательщиком или в отношении него.

Налоговая политика японии

  • прямые;
  • косвенные;
  • аккордные;
  • подоходные.

Совокупность налогов, налоговых органов и налогового законодательства образуют налоговую систему государства.

Налоги и налоговые системы, несмотря на своеобразие в каждом государстве, выполняют общие функции и задачи. К ним относятся:

  • функция наполнения доходной части бюджета (фискальная);
  • функция перераспределения собранных денежных средств между расходными статьями бюджета (распределительная);
  • влияние посредством налоговой политики на деятельность определенных отраслей или предприятий (регуляторная);
  • функция контроля за финансовым состоянием как субъектов налогообложения, так и государственного бюджета.

Нельзя приуменьшить роль налоговой политики государства в послевоенный период в деле повышения уровня жизни населения и развитии экономики. Почти $65$% налогов являются государственными налогами, а остальные (почти $35$%) являются местными налогами. В дальнейшем собранные налоговые средства перераспределяются через государственный бюджет.

Отличительной чертой Японии является высокая доля в формировании бюджета неналоговых поступлений. В государственном бюджете они составляют примерно $15$%. А в местных бюджетах их доля может доходить до $25$%.

Характерной особенностью японской налоговой системы является многочисленность налогов (множественность). Право взимания налогов имеет каждый орган территориального управления. Вся совокупность налогов установлена государственным законодательством и зафиксирована в соответствующих нормативно-правовых актах.

  • прямые подоходные налоги, удерживаемые с юридических и физических лиц;
  • прямые имущественные налоги (налоги на имущество);
  • потребительские налоги.

Предпочтение отдается прямым налогам. Поэтому они составляют основу бюджета любого уровня.

Налоговая политика японии

4.4 Политика снижения налогов

Содержание

Введение

1. Экономические проблемы Японии на
рубеже тысячелетий

2. Налоговые органы Японии

3. Начисление и виды налогов

4. Японская налоговая политика в
ретроспективе

4.1 Система резервных фондов

Налоговая политика японии

4.2 Специальная налоговая система для
поощрения и поддержки мелкого и среднего предпринимательства

4.3 Гибкость применения налоговых
льгот

4.4 Политика снижения налогов

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

4.5 Назревшая налоговая реформа

Заключение

Список использованной литературы

Вторым стратегическим направлением государственной налоговой
политики было общее снижение ставок налогообложения для поддержания низкого
уровня налогового бремени. В 50-х — начале 70-х годов номинальный валовой
национальный продукт (ВНП) ежегодно возрастал в среднем на 15%, что
обеспечивало более чем 15%-ный среднегодовой прирост налоговых поступлений,
т.е. ускоренный экономический рост сам по себе автоматически генерировал
колоссальное увеличение фискальных доходов государства.

Принципиальное значение для всего экономического развития
Японии и эволюции ее налоговой политики того периода имело принятие
правительственного решения о том, что огромный рост налоговых поступлений не
должен использоваться для расширения государственного сектора, как это имело
место во многих других странах, а направляться на повышение общего уровня
доходов населения.

На практике это решение было реализовано в уникальной
налоговой политике, суть которой сводилась к тому, что доля совокупных
налоговых поступлений в национальном доходе должна была оставаться постоянной,
а непредвиденное увеличение налоговых поступлений должно компенсироваться
снижением налогов. И действительно, в 1955—1976 гг. эта доля колебалась в
пределах 18,0—18,9%[3].

Реализация данной политики шла в основном по пути ограничения
роста налоговых поступлений от подоходного налога на физических лиц, ибо, с
одной стороны, на этот вид налога приходится самая большая доля — около трети —
всех налоговых поступлений, т.е. эффект от действий в данной области был наибольшим,
а с другой — в условиях свойственной тому периоду относительно умеренной
инфляции (5—10% в год) и резкого повышения уровня номинальных доходов населения
происходил весьма быстрый и массовый переход населения в более высокие по
доходам категории налогоплательщиков. Поэтому сохранение status quo было
чревато неоправданным утяжелением налогового бремени.

— общее понижение ставок индивидуального подоходного налога,
которое за 1954—1974 гг. осуществлялось 11 раз;

— периодический пересмотр верхних и нижних пределов по
категориям дохода;

— повышение необлагаемого минимума дохода;

— увеличение различных налоговых скидок: базисной, на
иждивенцев, на занятых работой по найму, на страховые взносы, на покупку жилья
и т.д.;

— введение особой системы налогообложения для процентного,
дивидендного и пенсионного доходов и дохода от продажи недвижимости.

Проведение подобной политики было направлено на поддержание
высоких темпов развития экономики. Ориентация на удержание налогового бремени
на низком уровне давала правящим кругам моральное право ограничивать рост
государственных расходов на инвестиции в общественный капитал, сдерживать
развитие систем социального обеспечения и концентрировать усилия на различных
программах содействия ускоренному экономическому росту, в первую очередь
программах расширения производственной инфраструктуры.

Сокращение подоходного налога на физических лиц не означало
прямо пропорционального увеличения их доходов, так как определенная доля
прироста дохода «съедалась» инфляцией и потерями от вызванного номинальным
ростом дохода неоправданного перехода в более высокую налоговую категорию.
Однако скрупулезные расчеты свидетельствуют о том, что эффект снижения налога
существенно перекрывал инфляционные потери, причем не только в 50—60-е, но и в
70-е годы.

õ  
во-первых, в условиях неразвитости систем социального
обеспечения и «ползучей» инфляции существенная часть прироста располагаемого
дохода обращалась в сбережения и через кредитно-банковскую систему направлялась
на производственные инвестиции, поддерживая высокую деловую активность. При
этом рост сбережений в форме депозитов и вложений в ценные бумаги дополнительно
стимулировался льготной системой налогообложения процентного и дивидендного
доходов;

õ  
во-вторых, повышение индивидуальных доходов
трансформировалось в расширение потребительских расходов населения, что
расширяло совокупный спрос и стимулировало хозяйственную конъюнктуру;

õ  
в-третьих, увеличение располагаемого дохода в определенной
степени сдерживало рост заработной платы, позволяя предпринимателям экономить
на издержках на труд и направлять большие средства на инвестиционные проекты.

Здесь же уместно упомянуть проблему использования налоговых
инструментов в рамках антициклической политики. Обычно в условиях кризиса или
ослабления конъюнктуры одним из элементов государственной политики является
общее облегчение налогового бремени населения, так как сокращение налоговых
выплат увеличивает размер располагаемого дохода, что ведет к росту частных
потребительских расходов и, следовательно, расширяет совокупный конечный спрос,
придавая динамичность хозяйственной конъюнктуре[4].

С экономической точки
зрения эффективно снижение налогов в первую очередь физических лиц с высокими
доходами: поскольку склонность к увеличению расходов (как потребительского, так
и инвестиционного характера) у категорий населения с более высокими доходами
выше, чем у средне- и низкодоходных, их «отклик» на облегчение налогового бремени
оказывается более сильным.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Подход к данной проблеме с точки зрения принципов «социальной
справедливости» вполне оправдан в периоды долгосрочного расширения или
стабильности конъюнктуры. Однако он мало продуктивен в условиях ее ослабления,
так как чем скорее будет преодолен кризис, тем быстрее улучшится и положение
низко- и среднеобеспеченных слоев.

Следуя этой элементарной логике, Япония уже
в 1953 г. отменила ранее введенный налог на чистые активы физических лиц,
неоднократно в течение 50—60-х годов на фоне общего снижения налогового бремени
ужесточала прогрессивность налогообложения, расширяя число налоговых категорий
и повышая ставку подоходного налога для категории лиц с наивысшими доходами с
55% в 1950 г. до 65% в 1953 г. и 75% в 1962 г.

Следует отметить, что сказанное относится только к ставкам
общенационального налога. С учетом местных (префектуральных и муниципальных)
подоходных налогов суммарная ставка существенно повышается (в настоящее время —
на 5—16% в зависимости от категории дохода). Поэтому, когда возникала
необходимость стимулирования конъюнктуры, правительство предпринимало шаги по
облегчению налогового бремени лиц с высшими доходами.

В случае же наступления достаточно серьезной и
продолжительной рецессии правительство неизменно обращается к испытанному
«оружию» — общему облегчению налогового бремени населения. Самый последний
пример — снижение ставок подоходного налога в 1994—1995 фин.гг. в целях
стимулирования хозяйственной конъюнктуры для выхода из затянувшейся рецессии.

Результат политики снижения налогов на индивидуальные доходы
проявляется в том, что эффективная (т.е. учитывающая льготы) ставка подоходного
налога (включая местные налоги на проживание) в Японии ниже, чем в других
развитых странах, за исключением Франции.

Что касается подоходного налога на прибыли корпораций, то,
поскольку облегчение налогового бремени здесь достигалось в основном
посредством применения специальных налоговых мер, его базисные ставки
изменялись практически исключительно в рамках налоговых реформ. Тем не менее в
50—60-х годах была заметна тенденция к их понижению: 1952 г.—42%, 1958 г.—38,
1965 г. —37, 1966 г. — 35%. После 1970 г.

Краткая характеристика Японии

Япония – островное государство на востоке Евразии. Ее территория состоит из $6852$ островов, объединенных в Японский архипелаг. Но $97$% площади страны приходится на четыре крупнейших острова – Хонсю, Хоккайдо, Сикоку и Кюсю. Большая часть островов имеют гористый рельеф и принадлежит к островам вулканического происхождения. Отрицательным физико-географическим фактором является расположение Японии в сейсмически активной зоне «Тихоокеанского огненного кольца».

Япония – древнее государство с многовековой историей формирования и развития. В настоящее время это конституционная монархия. По форме устройства и государственному режиму Япония представляет собой сегодня демократическое децентрализованное унитарное государство делящееся на $47 $префектур.

Страна входит в группу великих экономических держав («большая шестерка») и характеризуется очень высоким уровнем жизни. Японии принадлежит третье место в мире по номинальному внутреннему валовому продукту. Страна имеет высокотехнологическую многоотраслевую промышленность и высокоразвитое сельское хозяйство.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Приоритетами в развитии экономики были сделаны акценты на высококвалифицированные кадры и внедрение передовых научных разработок в производство. После Второй мировой войны Япония резко сократила военные расходы, направив средства на развитие экономики. Проводилась политика активных покупок патентов на всевозможные промышленно-технические разработки и технологии. Это позволила стране сэкономить средства на собственные разработки.

В послевоенный период (с $1945$ по $1975$ годы) Япония четырежды полностью обновляла свой станочный парк в промышленности. Это позволило существенно повысить производительность труда и качество продукции. Японские товары отличались высокой конкурентоспособностью. Японии удалось существенно потеснить на мировых рынках США.