НАРОДЫ АМЕРИКИ, Северная Америка, Центральная и Южная Америка

10. Шайенны (чейенны)

Шайенны – индейцы Великих Равнин, были охотниками на бизонов, кочевавшими от Блэк-Хиллс до реки Арканзас. До середины XIX века они достаточно неплохо уживались с белыми поселенцами, но их, само собой, всё больше беспокоило, что пришельцы с другого континента не просто разгуливают, где хотят, по их землям, но и основывают здесь фермы, строят военные форты и т.д.

Шайенны дважды (в 1825 и 1851 гг.) заключали с американским правительством договоры о дружеских и торговых отношениях (а также и о разграничении территорий), но, как известно, американцы вовсе не старались эти договоры соблюдать.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

И вот, после нескольких серьёзных инцидентов (в том числе внезапного нападения отряда полковника Дж. Чивингтона на мирный лагерь шайеннов и арапахо у Сенд-Крик и уничтожения Дж. Кастером поселения вождя Чёрного Котла на реке Уошита) шайенны «вышли на тропу войны» против белых.

Они объединились с соседними племенами (арапахо, кайова, команчами и др.), сыграли большую роль в Великой Войне Сиу, заслужив славу яростных и храбрых бойцов, но всё-таки вынуждены были сдаться в 1877 г.

Сегодня шайеннов осталось около 11,5 тысяч человек, они живут в резервациях.

Центральная и Южная Америка

  • на-дене (атапаски, тлинкиты, ияк) на северо-западе;
  • алгонкины в центральных и северо-восточных районах;
  • сиу к югу от алгонкинов;
  • мускоги на юго-востоке США;
  • пенути и хока на западе США;
  • сэлиши и вакаши близ Тихого океана в приграничных районах Канады и США;
  • юто-ацтеки на западе США и в Мексике;
  • ото-манге в центральных и южных районах Мексики;
  • майя на юго-востоке Мексики и в Гватемале;
  • михе-соке в южной Мексике (между майя и ото-манге).

Состав и границы некоторых из этих семей, особенно

пенути и хока, определены приблизительно.

  • чибча (от Гондураса до Колумбии);
  • араваки (Антильские о-ва, Гвиана и Амазония, главным образом северная и западная);
  • карибы (главным образом Гвиана);
  • тупи (тупи-гуарани). Центральная и южная Амазония, Парагвай, побережье Атлантического океана;
  • же (Бразильское нагорье);
  • пано-такана (восток Перу и Боливии);
  • тукано (в основном колумбийская Амазония);
  • кечуа (горы Перу, Боливии, Эквадора);
  • гуайкуру (Парагвай, север Аргентины);
  • чоп (Патагония и север Огненной Земли).

Переселенцы в Новый Свет столкнулись с незнакомой для них природой, к тому же в эпоху окончания оледенения климат быстро менялся. Людям приходилось постоянно реагировать на изменения, а это способствовало динамичному развитию общества. Существенный культурный багаж предки индейцев – особенно, вероятно, их поздние группы – принесли с азиатской прародины.

Они наверняка умели шить теплую одежду из замши (обработанных шкур), делать лодки (без которых на юге Аляски не обойтись), у них имелись богатая мифология, сложные ритуалы и, скорее всего, связанное с ритуалами изобразительное искусство. Развитая техника обработки кремня у первых обитателей Северной Америки восходит к традициям Восточной Сибири, оттуда же индейцы привели с собой и домашнюю собаку.

С самого начала заселения Нового Света его обитатели были, вероятно, знакомы с четырьмя видами метательного вооружения: духовой трубкой для стрельбы маленькими дротиками, с дощечкой-копьеметалкой, с пращой и с бола (веревка с прикрепленными к ней камнями, которая при броске опутывала ноги животного или птицы).

По сравнению с Евразией, природные условия Нового Света ставили для развития культуры существенные ограничения. В Америке почти не было пригодных к одомашниванию животных, либо такие животные вымерли вскоре после начала освоения Америки человеком. Единственное исключение – Анды, где обитали гуанако и викуньи – родственники верблюдов.

Не имея домашних животных, люди должны были регулярно заниматься охотой или рыбной ловлей. Когда же плотность населения поднималась до высокого уровня, возникала опасность белкового голодания. Флора Америки разнообразна, но бедна злаками, которые можно было бы легко окультурить. Главным культурным растением впоследствии стала кукуруза, однако потребовалось много тысячелетий, прежде чем из ее дикорастущего предка тсосинтс, пригодного только для выжимания сладковатого сока из стеблей, развился маис с крупными початками. Высокоурожайная кукуруза появилась не ранее II тыс. до н.э. При этом питательная ценность даже полноценного кукурузного зерна ниже, чем у пшеницы.

Была проблема и другого рода. Территории, в пределах которых существовали оптимальные условия для возникновения производящего хозяйства и сложных обществ, в Новом Свете имели меньшую, чем в Евразии, протяженность. Соответственно была более ограничена возможность развития независимых друг от друга культурных традиций, которые бы в дальнейшем обменивались достижениями.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Отчасти, вероятно, поэтому техническая оснащенность создателей американских культур была ниже технической оснащенности культур Евразии и Северной Африки, достигших сопоставимого уровня сложности. Повышение урожайности культурных растений в Америке шло в основном путем селекции самих растений, а не за счет совершенствования орудий труда.

В Южной Америке землю рыхлили палкой-копалкой, и лишь в Андах она имела упор для ноги и иногда бронзовое лезвие. На юго-востоке США была известна каменная мотыга. Серпами не пользовались, урожай собирали руками. В лесных районах главным орудием труда земледельца являлся каменный топор, которым участок расчищали от растительности.

НАРОДЫ АМЕРИКИ, Северная Америка, Центральная и Южная Америка

Срубленные кусты и деревья сжигали, зола удобряла почву. Через два-три года участок забрасывали, так как земля истощалась. Такое земледелие называется подсечно-огневым. Новый участок, как правило, расчищали на большом удалении от старого. Делали это для того, чтобы не оскудели запасы промысловых животных, поскольку в лесу поблизости от огородов дичь оказывалась быстро выбитой. Молодая же поросль на заброшенных участках, наоборот, привлекала травоядных животных.

По суше передвигались только пешком. Хотя лам в Аидах использовали под вьюк, это животное способно нести не более 40 кг груза и для верховой езды не годится. В Мексике и Южной Америке по рекам, а в Карибском бассейне также по морю, плавали чаще всего в лодках-долбленках. На побережье Перу и на озере Титикака рыбаки делали небольшие лодки из связок тростника.

Не менее 1000 лет назад, если не значительно раньше на побережье Эквадора научились строить огромные плоты из стволов легкого дерева – бальсы. Торговцы регулярно ходили на них под парусом в Перу, а, возможно, и в Мексику. Однако свидетельств того, что аборигены Америки плавали в Полинезию, нет. Наиболее развитой техникой мореплавания обладали индейцы северо-западного побережья Северной Америки, эскимосы и алеуты.

Индейцы делали большие каркасные лодки, алеуты – открытые байдары из шкур, которыми обтягивали каркас, эскимосы – такие же, но закрытые сверху каяки, в которых непромокаемая одежда морского охотника пристегивалась к корпусу. Человек в каяке какое-то время оставался сухим, даже если тот опрокидывался.

Далеко в море люди все же старались не уходить, поскольку паруса не было, а веслом-гребком приводить в движение большую лодку было непросто. Алгонкины на востоке Канады и северо-востоке США для плавания по рекам и озерам делали легкие каноэ из бересты. Сходные лодки огнеземельцев были сделаны из коры бука. Они годились для плавания вдоль берега в спокойных водах архипелага, но не для выхода в океан.

Несмотря на некоторую техническую отсталость, индейцы Америки сделали все же немало открытий. Во II тыс. до н.э. в горных районах Боливии и юга Перу они освоили металлургию меди и золота. Вскоре навыки обработки этих металлов проникли на север Перу и в Эквадор, а в I тыс. н.э. – в Колумбию и Центральную Америку.

В Перу в I тыс. до н.э. появляется и серебро. Во второй половине I тыс. н.э. навыки металлургии были перенесены из Перу и Эквадора в западную Мексику. В Боливии тогда же изобрели оловянистую бронзу, которая в конце I тыс. н.э. также попала в Мексику. В Центральной Америке и Колумбии украшения чаще всего делали из тумбаги – сплава меди и золота.

На севере побережья Перу в конце I тыс. н.э. научились добывать медь не из ее окислов, запасы которых невелики, а из серосодержащих руд, как это делается и сейчас. С III тыс. до н .э. орудия из меди стали распространяться и на востоке США. Эта медь была самородной, а плавку металла индейцы Северной Америки до прихода европейцев так и не освоили.

В Мексике индейцы не позже конца I тыс. до н.э. самостоятельно изобрели письмо и бумагу. В VI–IV тыс. до н.э. (точные даты спорны) в низменностях востока Южной Америки возникло гончарство. В конце IV–III тыс. до н.э. оно появилось на востоке США, в Эквадоре и в Центральной Америке. В Мексике и Перу керамика распространилась довольно поздно – в конце III – середине II тыс. до н.э.

Северные охотники на морского зверя использовали поворотный гарпун. При попадании в животное его наконечник вонзался в тело, а древко отскакивало. Наконечник с помощью линя крепился к надутому воздухом пузырю, который плавал на поверхности воды. Наблюдая за пузырем, охотник мог следить, куда плывет под водой его жертва. Поворотный гарпун был, по-видимому, независимо изобретен на атлантическом и тихоокеанском побережье Америки 5–7 тыс. лет тому назад.

Не позднее конца IV тыс. до н.э. в Америке появилось ткачество. Об этом известно, благодаря находкам кусочков ткани на побережье Перу. Материалом служил местный хлопок. Ткачество, скорее всего, возникло на основе более ранней техники плетения. О совершенстве последней свидетельствуют материалы по калифорнийским индейцам.

Большие калифорнийские корзины из корней ели не пропускали воду и служили, в том числе, для приготовления нищи. Жидкость в них доводили до кипения, опуская в нее раскаленные камни. Древнее перуанское ткачество также отличалось техническим совершенством. Правда, ткацкий станок оставался примитивным – нижняя перекладина крепилась к поясу ткачихи, верхняя – к какому-нибудь столбу.

Наиболее роскошные ткани с богатой и сложной орнаментацией представляли собой простые полотнища. Ими украшали степы святилищ, в них заворачивали умерших, а если в полотнище оставляли отверстие для головы, ткань становилась одеждой (пончо). Искусство кройки и шитья, достаточно развитое на севере, в более южных областях было едва известно.

Ранее VIII–VII тыс. до н.э. культурный ландшафт Нового Света был довольно однообразен. Различия заключались лишь в том, на каких животных люди охотились и какие дикорастущие растения собирали. С VI–V тыс. до н.э. в горах, долинах и тропических низменностях от Мексики до Боливии люди стали уделять внимание выращиванию растений.

Первые опыты такого рода были и раньше. В III тыс. до н .э. появились общества, которые без культурных растений обходиться уже не могли. В горных районах Центральных Анд к этому же времени одомашнили альпак и лам. Существенную роль в литании играла в Андах одомашненная еще раньше морская свинка. Альпака происходит от викуньи и даст много шерсти. Лама происходит от гуанако, ее использовали для перевозки грузов и на мясо, пометом лам удобряли ноля.

9. Делавары

Делаваров мы знаем, главным образом, благодаря произведениям Дж. Фенимора Купера. Они жили в районе границы нынешних США и Канады, вдоль рек Делавэр и Гудзон.

Кстати, название “делавары” – вовсе не «родное» для племени: капитан Сэм Аргайл назвал залив, на берегах которого проживали индейцы ленни-ленапе, в честь сэра Томаса Уэста, лорда де ла Вэрр, ну а вместе с заливом европейцы, недолго думая, заодно «переименовали» и местных жителей.

И, на самом деле, делавары вовсе не были такими уж благородными и свободолюбивыми, какими их изобразил в своих книгах Купер. До прихода европейцев они постоянно воевали с соседями-ирокезами (и ирокезы, чаще всего, побеждали).

И с появлением белых людей делавары почти сразу же установили с ними взаимовыгодные отношения, в отличие от многих других племён предпочтя не воевать, а торговать и, например, служить в американской армии скаутами. Во многом именно благодаря этому они, в итоге, и выжили. Сейчас делаваров насчитывается примерно 16 тысяч человек.

Кстати, именно вождь ленапе Таммани в 1625 г. продал голландцам Манхэттен.

8. Навахо

Навахо – одно из самых многочисленных на сегодняшний день племён индейцев Северной Америки (их более 280 тысяч человек). Живут они, главным образом, на территории штатов Аризона и Нью-Мексико.

В отличие от многих соседей, навахо были оседлыми индейцами, занимались земледелием (выращиванием кукурузы), скотоводством и охотой, а также владели ремеслом: гончарным делом, плетением корзин, ткачеством и т.д. (позаимствовав эти умения у своих предшественников на этой территории – индейцев пуэбло).

После прихода белых земли навахо сначала принадлежали испанцам, экспансии которых племя долго сопротивлялось (но при этом заимствовало у них много полезного: например, коневодство, выращивание плодовых и деревьев хлопка, производство сыра и т.д.).

В 1860 г., после войны за территории нынешних штатов Техас, Нью-Мексико, Невада и т.д. между Мексикой и США, индейцы навахо оказались в американской резервации (которая сегодня имеет полуавтономный статус и даже собственных президента, суд и полицию).

В годы Второй мировой войны индейцы навахо, служившие в армии США, получили известность, как лучшие шифровальщики – «говорящие с ветром» (дело в языке навахо, – настолько редком и сложном, что его не понимал никто из противников).

7. Команчи

Команчи были отлично известны и своим соседям, и белым европейцам как очень воинственное и храброе племя. В бою им не было равных (особенно после того, как они освоили верховую езду).

Окрестные индейские народы считали команчей настоящим бедствием, потому что они, довольно часто устраивая набеги, брали в плен женщин (делая их наложницами) и совсем маленьких детей, – чтобы воспитать их по своим собственным традициям.

С соплеменниками, нарушившими законы команчей, они обращались не менее жестоко: так, женщину, пойманную на измене мужу, могли убить или (в редких случаях) «просто» отрезать ей нос.

Белые поселенцы тоже сильно опасались заходить на территорию команчей, – это была верная смерть. Кроме того, команчи знамениты ещё и тем, что они первыми среди всех индейских племён поставили разведение лошадей «на поток», поставляя их, в том числе, и соседям.

Главным у них был именно военный вождь, управлявший целой структурой отрядов различного назначения: конных, пеших, разведчиков и даже подобия «тыловой службы».

И мексиканцам, и техасцам команчи доставили немало проблем. Армии США удалось сломить их сопротивление только в 1874 г. в сражении у каньона Пало-Дуро в Техасе.

Сегодня команчей – около 14,5 тысяч.

6. Апачи

Не меньше крови попортило европейским колонизаторам ещё одно индейское племя, кочевавшее на «спорных» землях между мексиканцами и американцами – воинственные апачи. Вообще-то, это общее название шести достаточно крупных племён, из которых ярче всех проявили себя в войнах с белыми чирикахуа-апачи и липан-апачи.

НАРОДЫ АМЕРИКИ, Северная Америка, Центральная и Южная Америка

Они делали набеги не только на испанцев и французов (которые первыми заняли территории будущих Мексики, Техаса, Луизианы и т.д.), а позже – на мексиканцев и американцев, но и на соседние племена индейцев (причём были крайне жестоки с пленниками).

Больше всего апачи прославились своим талантом к «партизанской войне»: они умели напасть совершенно неожиданно и скрыться за считанные минуты.

Среди них было немало военных вождей, наводивших ужас даже на бывалых ветеранов противника: Колорадо, Кочис, Викторио, Юх, Найче. Но наиболее известным среди них стал Джеронимо, продолжавший вести войну с армией США ещё четверть века после того, как индейцев Великих Равнин загнали в резервации (до 1886 года).

Сегодня апачей насчитывается порядка 112 тысяч.

5. Чероки

Чероки – одно из 5 племён, которых новоприбывшие белые американцы отнесли к «цивилизованным индейцам». За что же они удостоились такой чести? За то, что чероки фактически первыми из коренных жителей Северной Америки отказались от кочевого образа жизни и даже попытались построить собственное государство.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Весь XVIII век это племя воевало как с белыми пришельцами, так и с соседями, но в начале XIX в. они заключили мир с правительством США, приняли христианство, стали охотно перенимать элементы европейской культуры (вождь Сейквойя, взяв идею у «цивилизаторов», изобрёл письменность чероки, и уже при его жизни 90% его соплеменников умели читать и писать).

Мало того, на своих территориях они основали более 30 школ, издавали газету и даже составили свою конституцию! И, кстати, самые знатные и самые богатые вожди чероки (представьте себе) имели плантации и чёрных рабов.

Но, увы, всё это им не помогло. Довольно обширные земли чероки были лакомым куском для белых фермеров и властей, и поэтому в 1838-1839 гг. индейцев насильно выселили на засушливые Великие Равнины. В пути, получившем в истории название «Дорога слёз» погибло до 15 тысяч чероки.

Сегодня их насчитывается более 300 тысяч – это самое крупное племя в США.

4. Могикане

В голове сразу возникает название романа Дж. Фенимора Купера «Последний из могикан», не так ли? Да, писатель был почти прав: сегодня от былого достаточно крупного (более 35 тысяч человек) союза 5 племён под одним общим названием осталось максимум 150 потомков, живущих в Коннектикуте.

Эти соседи ирокезов, делаваров, гуронов и т.д. либо частично растворились среди них, либо приняли культуру и обычаи белых людей и ассимилировались среди европейцев.

Именно могикане одними из первых стали сотрудничать с пришельцами из-за океана: они заключали с ними торговые договоры, поставляли меха и продукты собственного земледелия и т.д., приняли христианство ещё в начале XVIII века.

В годы Войны за независимость могикане приняли сторону США, охотно помогая американцам в качестве скаутов, но всё-таки были изгнаны со своих земель новопоселенцами.

3. Сиу (дакота, тетон-лакота, накота)

Пожалуй, лучше всех жизнь и обычаи индейцев сиу (точнее – сиу-дакота) описала в своей трилогии «Сыновья Большой Медведицы» Лизелотта Вельскопф-Генрих – немецкая писательница и историк.

Из её произведений вполне можно почерпнуть все основные сведения об этом большом племени, насчитывавшем к началу XIX века около 35 тысяч человек: сиу были типичными кочевниками Великих Равнин, охотились на бизонов, вели войны с соседями (кроу, пауни, шошонами и т.д.), выбирали в каждом роду «мирных» и военных вождей, разграничивавших между собой соответствующие обязанности, и т.д.

Вообще, сиу – это семь родственных племён (оглала, брюле, хункпапа, минниконжу, сансарки, ухенопа и черноногие). На Великих Равнинах они были наиболее могущественными, а также и наиболее «организованными»: каждое лето племена сиу собирались все вместе на Совет Семи Костров, чтобы обновить родственные связи, обсудить общие проблемы, выбрать четырёх главных лидеров и т.д.

Ещё в начале XIX века сиу заключили с белыми договор об отношениях и разграничении земель, который, естественно, вскоре был неоднократно и беспардонно нарушен со стороны «колонизаторов».

Последней каплей терпения сиу стало начало строительства железной дороги через их земли без разрешения хозяев (вследствие чего бизоны ушли в другую часть Великих Равнин, и у индейцев возникли проблемы с пищей).

Начавшаяся в конце 1870-х гг. Великая Война Сиу (к которой присоединились многие соседние племена) стоила как индейцам, так и белым поселенцам и армии США немалых жертв и закончилась, как нетрудно догадаться, поражением сиу и переселением их в резервации.

Сегодня племя сиу насчитывает почти 120 тысяч человек.

2. Гуроны

Гуроны – когда-то одно из самых многочисленных племён Северной Америки (до прихода европейцев их насчитывалось до 40 тысяч человек), были ближайшими родственниками и злейшими врагами ирокезов.

Во многом из-за постоянных войн с ними (а также из-за заразных болезней, привезённых европейцами) к концу XVIII века численность гуронов уменьшилась в несколько раз. Сегодня их осталось (по разным оценкам) всего от 4 до 7 тысяч.

А в своё время именно это племя первым установило торговые отношения с французами в районе Онтарио, поставляя им меха, кукурузу, табак и т.д., а также привлекло к торговле с европейцами и другие соседние племена (за что французы достаточно долго оказывали им поддержку в войне с ирокезами).

Кроме того, гуроны были одной из немногих тогда племенных конфедераций (под общим названием «гуроны» понимались 4 племени со схожей культурой и обычаями).

Но сразу же после Войны за независимость США племя окончательно лишилось своего былого благополучия и всех земель, оказавшись на территории Соединённых Штатов.

Сегодня гуроны забыли даже свой язык.

1. Ирокезы

И, наконец, ирокезы – Союз Пяти Наций (сенека, кайюга, онондага, онейда, мохок) под одним общим названием. Кто же не слышал о самых жестоких, бесстрашных и воинственных индейцах в районе будущей границы США и Канады (от реки Гудзон до озера Эри)?

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Опять же, в первую очередь скажем за это спасибо Дж. Фенимору Куперу. Союз ирокезов был не просто формальной конфедерацией, – они имели даже официальный устав, «записанный» в виде вампума (ракушек, нанизанных на нитку в определённом порядке).

В этот Союз ирокезы, кстати, позже принимали и неродственные им племена, пожелавшие жить по их законам и традициям (за это, конечно, получая защиту и военную помощь).

Вообще-то, название «ироку», происходящее из языка соседних алгонкинских племён, означает «гадюки». Нда… Ирокезов они явно «недолюбливали», – и было за что: не отличавшиеся кротким нравом и постоянно совершавшие набеги на гуронов, могикан, делаваров, отава, эри и т.д., после прихода европейцев ирокезы принялись расширять владения за счёт территорий соседей с двойным энтузиазмом.

Чем активнее они торговали мехами бобров сначала с голландцами, затем с французами и англичанами, тем быстрее таяла популяция этих животных на их землях, – нужно было «обновлять ресурсы».

В итоге сила и влияние Союза Пяти Наций стала настолько велика, что европейцы (тоже боровшиеся между собой за североамериканские территории) старались почаще использовать её в качестве союзника.

Увы, это, в конце концов, и привело Союз к краху, – в постоянных войнах он истощил свои силы и стал уже не нужен новым хозяевам континента. Ирокезов рассеяли по разным резервациям США и Канады.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

Сегодня их насчитывается около 125 тысяч человек.