Налог на квартиру: кто, когда и сколько должен платить

Вопросы применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении объектов недвижимости

^К началу страницы

В соответствии с п. 2

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

(далее – НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций (далее – налог) в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со

. При этом налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении следующих видов недвижимого имущества:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

  2. нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

  4. жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Переход к применению налоговой базы в качестве кадастровой стоимости по объектам, указанным в пп. 1), 2), 4), осуществляется после принятия об этом соответствующего закона субъекта Российской Федерации по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1), 2) и 4), может быть принят только после утверждения в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1) и 2), в отношении которых на очередной налоговый период налоговая база по налогу определяется исходя из кадастровой стоимости (далее – Перечень), формируется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1) и 2), не включенные в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 НК РФ, с учетом следующих особенностей:

  • сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
  • В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 1) или 2), была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений статьи 378.2 НК РФ;
  • В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в пп. 3) или 4), была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;
  • В случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, не определена, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ без учета положений статьи 378.2 НК РФ;

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Перейти

Ознакомиться с полным перечнем налоговых ставок, льгот и вычетов по всем имущественным налогам во всех муниципальных образованиях можно с помощью сервиса:

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

Начиная с налогового периода 2019 года в ст.ст. 378.2, 391, 403 НК РФ предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода с учетом нижеприведенных особенностей;
  • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.»

Налог на квартиру: кто, когда и сколько должен платить

^К началу страницы

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу (далее – налог) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом нижеприведенных особенностей.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено ст. 391 НК РФ.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для налогоплательщиков-физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

С налогового периода 2019 года предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по земельному налогу:

  • изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Последствия оспаривания кадастровой стоимости для целей налогообложения объектов недвижимости

^К началу страницы

В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (иногда говорят «доходы минус расходы» ст. 346.14 НК РФ).

Сменить объект налогообложения возможно только со следующего года, письменно уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря.

Расчет земельного налога для налогоплательщиков – физических лиц и налога на имущество физических лиц проводится налоговыми органами и отражается в налоговом уведомлении, направляемом налогоплательщику.

Перейти

Для предварительного расчета земельного налога и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости можно воспользоваться сервисом:

«Налоговый калькулятор – Расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц»

Согласно статьям 378.2, 391, 403 НК РФ, для целей налогообложения недвижимого имущества изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Начиная с налогового периода 2019 года в ст.ст. 378.2, 391, 403 НК РФ будут предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:

  • применяется кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости с учетом нижеприведенных особенностей;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
  • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Информация по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов недвижимости размещена на сайте Росреестра.

Прием граждан по возникающим вопросам проводится:

  • в МФЦ и налоговых инспекциях – по вопросам, относительно налогообложения физических лиц исходя из кадастровой стоимости (с рассмотрением обращений в налоговых органах);
  • в территориальных органах Росреестра – по вопросам характеристик объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и переданных в налоговые органы;
  • в налоговых органах – по вопросам порядка расчета налога.

– жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);

– квартира, комната;

– гараж, машино-место;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

– единый недвижимый комплекс;

– объект незавершенного строительства;

– иные объекты (здание, строение, сооружение, помещение).

При этом имущество, которое входит в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (п. 3 ст. 401 НК РФ).

Заменяет налоги

^К началу страницы

  • налога на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств;
  • налога на имущество организаций, однако, с 1 января 2015 г. для организаций, применяющих УСН, устанавливается обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ);
  • налога на добавленную стоимость.
  • налога на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности;
  • налога на имущество физических лиц, по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. однако, с 1 января 2015 г. для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, установлена обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, которые включены в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ (п. 3 ст. 346.11 НК РФ, п. 23 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ)»;
  • налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).
  • Применение УСН не освобождает от исполнения функций по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с заработной платы сотрудников.

    Применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц

    ^К началу страницы

    ^К началу страницы

    1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
    2. инвалидов I и II групп инвалидности;
    3. инвалидов с детства, детей-инвалидов;
    4. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
    5. физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
    6. физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    7. физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
    8. пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
    9. физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (с 01.01.2019 года);
    10. физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

    Уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком по форме, предусмотренной приказом ФНС России от 26.03.

    При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

    До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

    ^К началу страницы

    В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц (далее – налог) в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случая, если субъектом Российской Федерации не принят закон об установлении в срок до 1 января 2020 года единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

    https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

    Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

    Независимо от вышеуказанного решения субъекта Российской Федерации налоговая база по налогу определяется исходя из кадастровой стоимости для объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст.378.2 НК РФ, а также для объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ.

    Порядок определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

    Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 403 НК РФ.

    В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

    С налогового периода 2019 года предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц:

    • изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
    • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
    • в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

    Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

    Налоговый вычет

    Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.

    Налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры.

    Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

    Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

    Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры вышеуказанных налоговых вычетов.

    Перейти

    Ознакомиться с полным перечнем налоговых ставок, льгот и вычетов по всем имущественным налогам во всех муниципальных образованиях можно с помощью сервиса:

    «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

    Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 НК РФ.

    Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.

    Налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 – 5 статьи 403 НК РФ, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

    1. в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ;
    2. в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

    Порядок перехода

    Пунктом 2 ст. 406 НК РФ установлены базовые налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

    При этом базовые налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Такое право предоставляет п. 3 ст. 406 НК РФ.

    https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

    – до 10 млн руб. (включительно) – 0,1%;

    – свыше 10 млн до 20 млн руб. (включительно) – 0,15%;

    – для гаражей и машино-мест (независимо от кадастровой стоимости) – 0,1%.

    Для объектов, в отношении которых налоговая база рассчитывается по старым правилам (т.е. на основе инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор), налоговые ставки по сравнению с Законом № 2003-1 не изменились (п. 4 ст. 406 НК РФ).

    Н = (Н1 – Н2) x К Н2,

    где Н – сумма налога, подлежащая уплате;

    Н1 – сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;

    Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта недвижимости за последний налоговый период определения налоговой базы (ст. 404 НК РФ), либо сумма налога на имущество, исчисленная за 2014 г. по Закону № 2003-1 и приходящаяся на указанный объект налогообложения.

    Для снижения социальной напряженности законодателем предусмотрены так называемые временные повышающие коэффициенты, которые будут действовать в переходный период в течение четырех лет;

    0,2 – применительно к первому налоговому периоду, т.е. за 2015 г.;

    0,4 – применительно ко второму налоговому периоду, т.е. за 2016 г.;

    0,6 – применительно к третьему налоговому периоду, т.е. за 2017 г.;

    0,8 – применительно к четвертому периоду, т.е. за 2018 г.

    При расчете имущественного налога за 2019 г. коэффициент применяться уже не будет.

    Переходный период не применяется к административно-деловым и торговым центрам, а также к нежилым помещениям, которые используются для размещения офисов, торговых павильонов и объектов общественного питания, а также объектов бытового обслуживания. По таким объектам налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

    https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

    Покажем на примере расчет имущественного налога.

    ^К началу страницы

    1Переход на УСН одновременно с регистрацией ИП, организаций

    Уведомление может быть подано вместе с пакетом документов на регистрацию. Если Вы этого не сделали, то у Вас есть еще 30 дней на размышление (

    п. 2 ст. 346.13 НК РФ

    )

    2Переход на УСН с иных режимов налогообложения

    Переход на УСН возможен только со следующего календарного года. Уведомление необходимо подать не позднее 31 декабря (

    п. 1 ст. 346.13 НК РФ

    )

    Переход на УСН с ЕНВД с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.13 НК)

    В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности об уплате ЕНВД.

    Уведомление может быть подано в произвольной форме или форме, рекомендованной ФНС России.

    ^К началу страницы

    Сумманалога=Ставканалога*Налоговаябаза

    Для упрощённой системы налогообложения налоговые ставки зависят от выбранного предпринимателем или организацией объекта налогообложения.

    При объекте налогообложения «доходы» ставка составляет 6%.

    Законами субъектов РФ ставка может быть снижена до 1%.
    Налог уплачивается с суммы доходов.

    При расчёте платежа за 1 квартал берутся доходы за квартал, за полугодие – доходы за полугодие и т. д.

    Если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка составляет 15%.

    При этом региональными законами могут устанавливаться дифференцированные ставки налога по УСН в пределах от 5 до 15 процентов. Пониженная ставка может распространяться на всех налогоплательщиков, либо устанавливаться для определённых категорий. В этом случае для расчёта налога берётся доход, уменьшенный на величину расхода.

    Для предпринимателей, выбравших объект “доходы минус расходы”, действует правило минимального налога: если по итогам года сумма исчисленного налога оказалась меньше 1% полученных за год доходов, уплачивается минимальный налог в размере 1% от полученных доходов.

    При применении упрощённой системы налогообложения налоговая база зависит от выбранного объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов:

    • Налоговой базой при УСН с объектом «доходы» является денежное выражение всех доходов предпринимателя.
    • На УСН с объектом «доходы минус расходы» базой является разница доходов и расходов. Чем больше расходов, тем меньше будет размер базы и, соответственно, суммы налога. Однако уменьшение налоговой базы по УСН с объектом «доходы минус расходы» возможно не на все расходы, а лишь на те, что перечислены ст. 346.16 НК РФ.

    Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала года. Для налогоплательщиков, выбравших объект «доходы минус расходы» действует правило минимального налога: если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, то уплачивается минимальный налог в размере 1% от фактически полученного дохода.

    Пример расчета размера авансового платежа для объекта «доходы минус расходы»

    За налоговый период предприниматель получил доходы в размере 25 000 000 руб, а его расходы составили 24 000 000 руб.

    1. Определяем налоговую базу

      25 000 000 руб. – 24 000 000 руб. = 1 000 000 руб.

    2. Определяем сумму налога

      1 000 000 руб. * 15% = 150 000 руб.

    3. Рассчитываем минимальный налог

      25 000 000 руб. * 1% = 250 000 руб.

    Уплатить нужно именно эту сумму, а не сумму налога, исчисленную в общем порядке.

    Законами субъектов Российской Федерации на два года может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. С 29 сентября 2019 года к этому списку добавлены услуги по предоставлению мест для временного проживания (пункт 4 статьи 346.20 НК РФ).

    Период действия этих налоговых каникул – по 2020 г.

     В качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость квартиры, то есть стоимость, которая максимально приближена к рыночной стоимости имеющегося в собственности частного лица объекта налогообложения.

    Формула расчёта для переходного периода подробно расписана в статье 408 НК РФ.Из неё следует, что к учёту принимается не только кадастровая, но и инвентаризационная стоимость. В формуле используется уменьшающий коэффициент, необходимость которого к 2020 году отпадёт.

    Н = (Нк — Ни) * Кф Ни где

    Нк — величина налога, полученная от кадастровой стоимости.

    Нк = К * Ск (К- кадастровая цена и Ск — налоговая ставка);

    Ни — налоговая сумма от инвентаризационной стоимости.

    Ни = И * Си (И — инвентаризационная цена и Си — налоговая ставки);

    2015 — 0,2;

    https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

    2016 – 0,4;

    2017 – 0,6;

    2018 — 0,8.

    В 2019 году уменьшающий коэффициент использоваться не будет, потому с 2020 года пользователям придётся платить налог на недвижимость в полном объёме.

    Так как налог на квартиру частных лиц является местным налогом, то конкретные размеры ставок налога на имущество физических лиц определяются в каждом муниципальном образовании отдельно.

    § не более 0,1% от величины кадастровой стоимости объекта налогообложения, а также сооружений хозяйственного назначения с площадью не более 50 кв. м.;

    Льготы

    Налогоплательщиками считаются все лица, имеющие в своей собственности недвижимое имущество. Их обязанностью является своевременная уплата налога. Некоторые категории граждан имеют право на льготное налогообложение (статья 407 НК РФ). В полном размере от уплаты налога на квартиру освобождаются следующие категории граждан:

    • лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

    • герои СССР и РФ;

    • инвалиды 1 и 2 групп, вне зависимости от вида заболевания, а также инвалиды детства;

    • участники войн, в том числе партизаны;

    • участники боевых действий;

    • участники оборонительных акций во время Великой Отечественной войны;

    • граждане, пострадавшие от радиоактивных облучений в Чернобыльской АЭС, Семипалатинск;

    • семьи, потерявшие своих близких при исполнении служебного долга;

    • иные категории физических лиц, установленные статьей 407 Налогового кодекса РФ.

    Налоговые льготы предоставляются в размере всей суммы налога, подлежащей обязательной уплате.

    Для получения льготы собственнику квартиры следует обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации и написать соответствующее заявление о предоставлении ему льготы и предоставить необходимый комплект документов.

    Отметим, что льгота может быть предоставлена только в отношении одного объекта каждой категории налогооблагаемого объекта по усмотрению плательщика налога на имущество. 

    Отметим, что перечень льготных категорий не уменьшился. Например, полностью освобождены от имущественного налога пенсионеры, получающие пенсию в соответствии с пенсионным законодательством РФ, Герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, физические лица – в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.

    https://www.youtube.com/watch?v=crussia24tv

    Следует отметить, что если льгота предоставлялась по действовавшему до 1.01.2015 г. Закону № 2003-1, то такая льгота автоматически пролонгируется налоговым органом. Это означает, что физическому лицу нет необходимости представлять в налоговый орган подтверждающие льготу документы (часть 4 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).

    Обращаем внимание еще на один существенный момент. Налоговая льгота может быть предоставлена только в части одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. 3 ст. 407 НК РФ).

    Если физическое лицо не сделает выбор самостоятельно, то в отсутствии заявления налоговый вычет будет предоставлен в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимально исчисленной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК РФ).

    Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб. (п. 5 ст. 407 НК РФ). Например, если на пенсионера оформить дорогую элитную недвижимость, то такой пенсионер будет уплачивать налог на имущество по ставке 2% независимо от того, что он относится к льготной категории.

    ^К началу страницы

    Льготы данным режимом налогообложения не предусмотрены

    Оплата налога и представление отчётности

    ^К началу страницы

    Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

    Отчетный период

    Квартал

    Полугодие

    9 месяцев

    Порядок действий

    Организации уплачивают налог и авансовые платежи по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели – по месту своего жительства.

    1Платим налог авансом
    Не позднее 25 календарных дней

    со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам налогового (отчетного) периода (года) (

    п.5 ст. 346.21 НК РФ

    )

    2Заполняем и подаем декларацию по УСН

    • Организации – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
    • Индивидуальные предприниматели- не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
    3Платим налог по итогам года

    • Организации – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
    • Индивидуальные предприниматели – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

    Если последний день срока уплаты налога (авансового платежа) выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, перечислить налог плательщик обязан в ближайший следующий за ним рабочий день.

    Подача декларации

    Порядок и сроки представления налоговой декларации

    Налоговая декларация предоставляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

    • Организации – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
    • Индивидуальные предприниматели – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

    Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2016 № 41552) утверждены форма налоговой декларации и порядок ее заполнения.

    Контрольные соотношения для целей самостоятельной проверки декларации, утвержденной приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@, на предмет корректности ее заполнения направлены письмом ФНС России от 30.05.2016 № СД-4-3/9567@.

    Перейти

    Налоговые декларации, действовавшие в предыдущих периодах, и периоды применения, размещены на странице

    «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности»
    в разделе «Представление на бумажном носителе» в подразделе «Шаблоны форм налоговых деклараций»

    Коды классификации доходов бюджета

    Возникновение (прекращение) права собственности в течение налогового периода

    Как будет рассчитан налог, если объект недвижимости приобретен (продан) в течение года? Отметим, что п. 5 ст. 408 НК РФ (по аналогии расчета земельного налога) предусмотрен расчет коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности физического лица, к 12 (т.е.

    Ответственность за налоговые нарушения

    ^К началу страницы

    При задержке подачи декларации на срок более 10 рабочих дней могут быть приостановлены операции по счету (заморозка счета

    ст.76 НК РФ

    ).

    от 5% до 30%

    суммы неуплаченного налога за каждый полный либо неполный месяц просрочки, но не менее 1000 руб. (

    Задержка платежа грозит взысканием пеней. Размер пени рассчитывается как процент, который равен 1/300 ставки рефинансирования, от перечисленной не в полном объеме либо частично суммы взноса, либо налога за каждый день просрочки (ст.75 НК РФ).

    За неуплату налога предусмотрен штраф в размере

    от 20% до 40%

    суммы неуплаченного налога (

    Последствия оспаривания кадастровой стоимости для целей налогообложения объектов недвижимости

    В соответствии с законодательством об оценочной деятельности результаты определения кадастровой оценки могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой комиссии. Порядок создания и работы такой комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 4.05.12 г. № 263.

    Правилами предусмотрено, что для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости недвижимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

    Такие комиссии созданы в субъектах РФ при каждом управлении Росреестра.

    Для обращения в комиссию лицу необходимо оформить заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. К заявлению должен быть приложен пакет документов (кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости, нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа, отчет оценщика на бумажном носителе и в электронном виде, положительное экспертное заключение, подготовленное специалистами СРО, и иные документы).

    https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

    В течение семи рабочих дней физическому лицу обязаны предоставить запрошенные сведения.

    Часто задаваемые вопросы

    ^К началу страницы

    Каковы сроки представления налогоплательщиком налоговой декларации и уплаты налога при применении УСН в случае прекращения налогоплательщиком деятельности, в отношении которой им применялась УСН?

    Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с

    п. 8 ст. 346.13 НК РФ

    , прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения . При этом налог уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации

    ст. 346.23 НК РФ

    . То есть налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик прекратил применение УСН.
    (

    п. 7 ст. 346.21

    ,

    п. 2 ст. 346.23 НК РФ

    )

    Какой порядок уведомления налогового органа о переходе налогоплательщика на иной режим налогообложения в связи с утратой права на применение УСН?

    https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

    Какой порядок уведомления налогового органа о желании налогоплательщика, применяющего УСН, перейти на иной режим налогообложения?