Основные отрасли промышленности японии

Современное состояние

К 1970-м Япония стала второй экономической державой капиталистического мира по объему валового национального продукта и промышленного производства. Сегодня она на втором  месте после США по экономическому развитию. Её ВВП составляет около 4,5 триллионов долларов. Более того, страна занимает в мире третье место в мире, после США и Китая, по паритету покупательной способности.

Крупнейшими японскими компаниями являются «Тойота мотор», «ЭнТиТи ДоКоМо»,«Кэнон», «Хонда», «Такеда фармасьютикл», «Сони», «Ниппон стил», «Тепко», «Мицубиши эстейт» и «Севен энд Ай холдинг».  Здесь также находятся крупнейшие по размерам активы  банков  такие как, «Джэпэн пост бэнк» (активы составляют 3,2 триллиона американских долларов), «Мицубиши ЮФиДжэй файнэншл груп» (активы – 1,2 триллиона  американских долларов),  «Мизухо файнэншл груп» (активы – 1,4 триллиона долларов) и Financial Group «Сумитомо Мицуи файнэншл груп» (активы – 1,3 триллиона долларов).  Токийская фондовая биржа (по состоянию на декабрь 2006)с рыночной капитализацией более 549,7 триллионов йен является второй по величине в мире.

Однако экономический рост незначительно застопорился в 1990, по причине чрезмерных инвестиций и внутренней политики, направленной на уничтожение избыточных спекулятивных капиталов с фондового рынка, а также с рынка недвижимости. А уже в 2005 стала восстанавливаться: рост ВВП за этот год составил 2,8%, что превзошло темпы роста стран Европейского Союза и США в этом году.

Япония бедна полезными ископаемыми – значение имеют только запасы каменного угля, медной и свинцово-цинковой руд. В последнее время стала также актуальной обработка ресурсов Мирового океана – извлечение урана из морской воды, добыча марганцевых конкреций.

С точки зрения мировой экономики на долю Страны восходящего солнца приходится примерно 12% от общего объема производства. Ведущие отрасли промышленности Японии – черная и машиностроение (в особенности автомобилестроение, робототехника и электроника), химическая и пищевая сферы.

Особенности экономико-географического положения

Основные отрасли промышленности японии

Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.

Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:

  • известняка;
  • серы;
  • нефти;
  • цинковых и свинцовых руд;
  • каменного угля.

Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.

Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.

А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.

Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.

Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.

Размер ВВП

По объему ВВП Япония на начало 2019 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.

На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.

Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.

В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2019 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.

Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:

  • 2019 год – до 4,992 трлн долл.;
  • 2020 год – 5,008 трлн долл.;
  • 2021 год – 5,015 трлн долл.

Госбюджет Страны восходящего солнца на 2019 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.

Кстати, по этой причине в марте 2019 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому  вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.

Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2019 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).

В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.

Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.

Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:

  • автомобили;
  • суда, корабли и плавсредства иных типов;
  • робототехника;
  • персональные компьютеры, бытовая электроника;
  • пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.

Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.

Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).

Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.

Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.

Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2019 года поставлялись они, преимущественно, из:

  • России – 6,8 %:
  • Катара – 7,7 %;
  • Объединенных Арабских Эмиратов – 14,1 %;
  • Австралии – 18,2 %;
  • Саудовской Аравии – 18,9 %.

Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.

После окончания Второй мировой войны японская промышленность развивалась эволюционно. Если ранее курс был взят на легкую промышленность, то в этот период основное внимание уделялось таким отраслям, как: металлургия; нефтехимия; тяжелое и транспортное машиностроение;

В 1970-х годах промышленность Японии пошла по революционному пути своего развития, и страна стала мировым лидером почти во всех наукоемких сферах экономики: робототехнике, микроэлектронике, фармацевтике и т.д.

Территориальная структура промышленности Японии простирается от Токио до Нагасаки по всему Тихоокеанскому промышленному поясу. Это концентрация большой доли промышленного и сельскохозяйственного производства и отраслей непроизводственной сферы (финансы, образование и наука).

Характерной чертой промышленности страны является ее зависимость от импорта сырья и экспорта уже готовой продукции.

Топливно-энергетический комплекс Японии работает исключительно на импортной нефти. В стране размещаются более тысячи электростанций. Крупные ТЭС находятся в районе больших городов, функционируют и гидроэлектростанции.

Большую роль в экономике Японии играет атомная энергетика. Для их работы из Африки поставляется сырье – уран. Регулирование и контроль за деятельностью атомных электростанций осуществляют крупные монополии «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо».

Черная металлургическая промышленность также работает на импортном сырье. Япония – крупный импортер железной руды из Индии, Бразилии и Австралии. По производству стали страна находится на втором месте после Китая, но не уступаем ему по качеству готовой продукции.

Основные отрасли промышленности японии

Что касается цветной металлургии, то на территории Японии располагаются заводы по производству рафинированной меди, никеля, цинка и вторичного алюминия. Для страны характерны только заключительные стадии производства цветных металлов.

Самой развитой отраслью японской промышленности является машиностроение. Крупные его центры находятся в главных индустриальных районах страны:

  • Токио – Иокогама;
  • Нагоя;
  • Осака – Кобе.

По производству легковых автомобилей Япония уже многие годы стабильно занимает 1 место в мире (1/5 часть мирового производства). Половина производимых автомобилей экспортируется в другие страны.

Также Япония является неоспоримым лидером и в производстве электронной и бытовой электротехнической продукции. Она занимает одно из ведущих мест по уровню развития химической промышленности. В стране развиты почти все виды химической промышленности от нефтепереработки до тонкой химии.

Промышленое зонирование

В пределах государства существует три крупнейших региона:

  • Токио-Йокогамский, куда входит Кейхин, Восточная Япония, префектуры Токио, Канагава, регион Канто.
  • Нагойский, к нему относится Тюке.
  • Осакско-Кобский (Хан-син).

Кроме вышеуказанных, существуют также более мелкие районы:

  • Северное Кюсю (Кита-Кюсю).
  • Канто.
  • Восточный морской промышленный район (Токай).
  • Токийско-Тибский (к нему относят Кей-ё, Восточную Японию, регион Канто и префектуру Тиба).
  • Внутренне-японский морской район (Сето-Найкай).
  • Промышленный район северных земель (Хокурику).
  • Касимский район (сюда относятся все та же Восточная Япония, Касима, регион Канто и префектура Ибараки).

Более 50% доходов обрабатывающих отраслей приходится на районы Токио Иокогама, Осака, Кобе и Нагоя, а также на г. Китакюсю на севере острова Кюсю.

Самым активным и стабильным элементом рынка в этой стране выступает малый и средний бизнес. К данной сфере принадлежит 99% всех японских компаний. Впрочем, это неверно в отношении текстильной индустрии. Легкая промышленность Японии (ведущим элементом которой является упомянутая отрасль) основывается на крупных, хорошо оборудованных предприятиях.

Агропромышленность

Сельскохозяйственные угодья страны занимают примерно 13% ее территории. Причем половина этих земель – заливные поля, используемые для выращивания риса. По своей сути сельское хозяйство здесь является многоотраслевым, причем в его основе лежит земледелие, а если точнее, то выращивание риса, технических и чая.

Основные отрасли промышленности японии

Однако это не все, чем может похвастаться Япония. Промышленность и сельское хозяйство в этой стране активно развиваются и поддерживаются правительством, уделяющим им много внимания и вкладывающим немало денег в их развитие. Значительную роль также играют садоводство и овощеводство, шелководство, животноводство, лесной и морской промыслы.

Важное место в аграрной отрасли занимает рис. Овощеводство развито в основном в пригородах, под него отводится около четверти сельскохозяйственных угодий. Остальную площадь занимают технические культуры, кормовые травы и тутовые деревья.

Около 25 млн га покрыто лесами, в большинстве случаев владельцами являются крестьяне. Мелким собственникам принадлежат участки площадью около 1 га. Среди крупных хозяев – члены императорского рода, монастыри и храмы.

Основные составляющие экономики Японии

Многим непонятно, как небольшое по размерам государство, занимающее архипелаг, на котором нет значительных залежей полезных ископаемых, уже не один десяток лет находится в числе лидеров мировой экономики.

А ведь еще начиная с 70-х годов минувшего века здесь начали развиваться опережающими темами отрасли, ставшие в хозяйственной сфере страны базовыми. Коротко рассмотрим основные компоненты, которые включает структура экономики Японии.

Банковский сектор

Основные отрасли промышленности японии

В основе банковской системы Страны восходящего солнца находится американская модель и состоит она из следующих трех уровней:

  1. Центральный Банк (Bank of Japan). Управляет деятельностью всех кредитно-финансовых организаций Японии, в том числе 11 государственными и всеми частными банковскими учреждениями.
  2. Коммерческие общенациональные банки. Это финансовые организации следующих типов:
  • банки долгосрочного кредитования;
  • трастовые банки;
  • региональные и городские банки;
  • иностранные банки.

Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.

  1. Кооперативные кредитные институты. К этой группе относятся:
  • трудовые кредитные кооперативы;Банки Японии
  • кредитные кооперативы;
  • кредитные ассоциации.

Они призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса в различных областях японской экономики.

В число наиболее известных входят такие банки Страны восходящего солнца:

  • Mizuho Corporate Bank;
  • Mitsubishi UFJ Financial Group;
  • Industrial Bank of Japan и др.

Лидерами мировой экономики являются такие японские компании, как Fujitsu Limited, Toshiba Corporation, Honda Motor Co. Ltd, Sony Corporation, Panasonic Corporation, Toyota Motor Corporation.

В начале XXI столетия в данной отрасли работало на постоянной основе порядка 8 млн человек. Именно в тот период массово открывались сборочные филиалы японских автопроизводителей в Азии.

Судостроение – традиционная отрасль производства островного государства. Крупнейшие заводы функционируют в городах Хакодате (остров Хоккайдо), Иокогаме, Йокосуке, Кобе, Ономити (все – на острове Хонсю), Сакаиде (остров Сикоку), Нагасаки (остров Кюсю). В число ведущих судостроительных компаний Японии входят “Кавасаки”, “Мицубиси”, “Сасебо”.

В электротехнической сфере заслуженную известность получили такие корпорации, как Yamaha, Sharp, Pioneer, Konica, Hitachi, JVC, Casio, Canon.

Для культивирования на архипелаге пригодны только 12 % земель. Заливные поля занимают большую часть этих угодий. Они используются для возделывания риса.

В среднем на 1 фермерское хозяйство приходится 1,8 га пашни. Со значительным отрывом по этому показателю идет Хоккайдо – 18 га, в остальных 46 префектурах – всего 1,3 га.

На протяжении длительного времени наибольшую прибыль приносила подобная деятельность на море Санрику (северо-восток острова Хонсю). Там теплое течение Куросио встречается с холодным Курильским течением. Но по причине аварии, произошедшей на расположенной поблизости Фукусимской АЭС, вылов в этом ареале рыбы был временно приостановлен.

Другое место акватории японского архипелага, богатое морепродуктами, – юг и север Западного Тихого океана

Сфера транспорта

В Японии действует современная и эффективная транспортная система. Общая протяженность автомагистралей на архипелаге составляет 1,2 млн км. Крупные города соединяет единая сеть платных высокоскоростных дорог. Она находится в ведении организаций, наделенных правом сбора платы за проезд.

На местных и региональных рынках пассажирских перевозок конкурируют десятки железнодорожных компаний, например таких, как Keio Corporation, Kintetsu Corporation, JR Group, Seibu Railway Company. Все их поезда славятся точностью движения.

Немного цифр:

  • Суммарная протяженность железных дорог составляет 27182 км.
  • Электрифицировано:
    • 2893,1 км дорог, имеющих стандартную ширину колеи;
    • 89,8 км дорог с узкой колеей.
  • Наиболее быстрые поезда “Синкэнсан” серий 500 и 700 развивают скорость до 300 км/час.

Аэропортов в Японии много. Главные международные воздушные гавани – Нарита (район Токио), Тюбу (район Нагойя) и Кансай (район Киото/Кобе/Осака).

Качество японского товара

Основным внутренним центром является токийский аэропорт Ханэда. Согласно статистике, это наиболее оживленный аэропорт Азии и 4-й по этому показателю в мире.

В Японии существуют две главные авиакомпании: Japan Airlines и All Nippon Airways.

В число других пассажирских авиаперевозчиков входят Fuji Dream Airlines, Star Flyer, Air Do, Skynet Asia Airways и Skymark Airlines.

Исторически воздушные внутренние перевозки по японскому архипелагу строго регулировались. Трем крупнейшим авиакомпаниям (JAS, ANA и JAL) с 1972 года были выделены конкретные маршруты.

Вплоть до 2000 года стоимость авиабилетов определялась правительством. Вместе с тем с 1995 года у авиакомпаний имелась возможность регулировать стандартные тарифы (тогда было разрешено применение скидок до 50 %). Сегодня авиаперевозчик может самостоятельно устанавливать цену на перелет, но за правительством закреплено право вето, если стоимость окажется очень высокой.

Лучшие показатели в Японии по уровню безработицы наблюдались в 1960 году, когда экономика страны развивалась стремительными темпами. Официально нетрудоустроенными считался 1 % людей, то есть была достигнута практически полная занятость. А наступивший в 1973 году так называемый нефтяной кризис привел к массовому сокращению рабочих мест.

Ситуация не вышла из-под контроля только благодаря предпринятым правительством мерам по организации рабочих мест и значительному прорыву в области медицины. Пик безработицы – 5,3 % – был зафиксирован в 2010 году, и до нашего времени отмечалось ее постепенное снижение.

По данным на конец августа 2019 года она составляла 2,2 % Несколько иная цифра для молодежи – 3,8 %. Для сравнения: на тот же период времени в США показатель безработицы был равен 8,5 %.

КЗ = (ЧЗЛ/ЧТН) × 100 (%), где

КЗ – коэффициент занятости, искомый параметр;

ЧЗЛ – число занятых людей;

ЧТН – численность трудоспособного населения (возраст от 15 до 65 лет).

В Японии на начало 2019 года КЗ был равен 59,2 %. Как изменялась занятость населения Японии за последние 20 лет, можно узнать, изучив график. Из него видно, что максимальное падение коэффициента занятости пришлось на 2012-й – последний год мирового финансового кризиса.

Население Страны восходящего солнца сокращается, но это вовсе не значит, что растет смертность. Здоровье пожилых японцев лучше, чем у людей преклонного возраста других государств.

Между тем демографическая обстановка в Японии отнюдь не радужная. Сегодня коэффициент рождаемости здесь составляет 1,46, в то время как воспроизводство населения будет иметь место при значении этого показателя на одну женщину в репродуктивном возрасте не меньше 2. И, по всем прогнозам, по крайней мере в обозримом будущем, коэффициент рождаемости таким не станет.

К этому их стимулируют и установленные государством правила выплаты денежной помощи людям преклонных лет:

  • при выходе на заслуженный отдых в 60 лет размер базовой пенсионной выплаты уменьшается на 0,5 процента за каждый месяц, на протяжении которых человек пребывал на пенсии до достижения им 65-летнего возраста;
  • жителю Японии, вышедшему на заслуженный отдых в 70 лет, за каждый месяц, в течение которых велась трудовая деятельность после 65 лет, полагается полупроцентная надбавка к базовой пенсии.

Размер минимальной пенсионной выплаты пожилым людям в Японии составляет 600 долларов, в то время, как в Китае средний размер выплат составляет около 14 долл сельским жителям и около 350 – горожанам.

Рыболовецкий промысел

Море – одно из тех преимуществ, которым может порадоваться Япония. Промышленность и сельское хозяйство получают из островного расположения страны множественные выгоды: это и дополнительный путь для доставки товаров, и подспорье туристической сфере, и разнообразие продуктов питания.

Однако, несмотря на море, стране приходится импортировать некоторое количество продуктов (согласно международному законодательству, добыча морской живности разрешена только в границах территориальных вод).

Основными объектами лова выступают сельдь, камбала, треска, лососевые, палтус, сайра и т.д. Примерно треть улова дают воды в районе острова Хоккайдо. Не обошли Японию стороной и достижения современной научной мысли: здесь активно развивается аквакультура (выращиваются жемчужницы, рыбы в лагунах и на

Транспорт

В 1924 году парк легковых автомобилей в стране насчитывал всего около 17,9 тыс. единиц. В то же время имелось внушительное число рикш, велосипедистов и повозок, которые двигались за счет волов или лошадей.

20 лет спустя увеличился спрос на грузовые машины, в основном за счет растущих потребностей армии. В 1941 году в стране было произведено 46706 автомобилей, из которых всего 1065 – легковых.

Автомобильная промышленность Японии начала развиваться только после Второй мировой войны, толчком к чему послужила война в Корее. Более выгодные условия предоставлялись американцами тем компаниям, которые брались за выполнение военных заказов.

Во второй половине 50-х годов стремительно вырос и спрос на легковые авто. К 1980 году Япония обогнала США и стала главным мировым экспортером. В 2008 году эта страна была признана крупнейшим автопроизводителем в мире.

Судостроение

ВВП Японии

Это одна из ведущих отраслей, в которой занято более 400 тыс. человек, учитывая работающих непосредственно на заводах и на вспомогательных предприятиях.

Имеющиеся мощности позволяют строить суда всех видов и предназначений, при этом целых 8 доков рассчитаны на выпуск супертанкеров водоизмещением 400 тыс. т. Деятельность отрасли координирует АСКЯ, куда входит 75 национальных судостроительных компаний, суммарно выпускающих около 80% всего объема кораблей, производимых в Японии.

Развитие промышленности Японии в данной сфере началось после Второй мировой войны, когда в 1947 году стала действовать программа планового судостроения. В соответствии с ней компании получали от правительства весьма выгодные льготные кредиты, которые в каждом году по мере увеличения бюджета росли.

К 1972 году 28-я программа предусматривала (с государственной помощью) строительство судов общим водоизмещением 3304 тыс. брт. Нефтяной кризис сильно сократил масштабы, однако заложенная этой программой в послевоенные годы основа послужила стабильному и успешному росту отрасли.

К концу 2011 года портфель заказов для японцев составлял 61 млн двт. (36 млн брт.). Рыночная доля оставалась стабильной на уровне 17% по дедвейту, причем основная часть заказов относилась к балкерам (специализированные корабли, разновидность сухогруза для перевозки грузов вроде зерна, цемента, угля насыпью), а меньшая – к танкерам.

Социальные выплаты

На данный момент номером первым в сфере строительства судов в мире, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны южнокорейских компаний, по-прежнему остается Япония. Специализация промышленности и поддержка со стороны правительства создали основу, которая поддерживает серьезные компании на плаву даже в сложившейся ситуации.

Рассказ о Японской экономике: Видео

В настоящее время Япония находится на пике своего развития, но в стадии внесения корректировок в свою модель управления. «Японская модель» экономики эфективно работает в период преодоления кризисных ситуаций и устранения отставания от уровня развития других государств. Все мероприятия позволили поднять экономику и промышленность страны, но не предусматривали дальнейшее развитие.

В связи с этим необходима структурная реформа, которая способствовала бы обеспечить рост промышленности страны с учетом влияния внешних и внутренних факторов. Основными положениями данной реформы являются:

  1. формирование новых отраслей промышленности (защита окружающей среды, экология, строительство жилья для населения);
  2. преобразования в финансовой сфере;
  3. реформа налогообложения;
  4. решение проблем разницы цен внутри страны и за рубежом (импорт риса);
  5. административная реформа
  6. решение социальных проблем (пенсионное и медицинское страхование);
  7. модернизация образовательной системы.

Результатом реализации структурной реформы должно стать появление новых возможностей для решения острых и актуальных социально-экономических проблем в обществе страны.

Основные отрасли промышленности японии

Металлургия

Страна имеет мало ресурсов, в связи с чем была разработана стратегия развития металлургического комплекса, нацеленная на энерго- и ресурсосбережение. Инновационные решения и технологии позволили предприятиям более чем на треть снизить потребление электричества, причем новации применялись как на уровне отдельных компаний, так и в целой отрасли.

Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% – в страны Азии, около 10,2% – в ЕС, 9,8% – в Северную Америку и т.д. Основа экспорта – каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.

Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.

Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% – жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.

В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.

Электроника

Большое внимание уделяется развитию информационно-телекоммуникационной сферы. В роли «основного локомотива отрасли» выступают технологии передачи трехмерного изображения, робототехника, оптоволоконные и беспроводные сети нового поколения, интеллектуальные сети, «облачные вычисления».

По масштабам инфраструктуры Япония догоняет Китай и США и входит в тройку лидеров. В 2012 году общее число пользователей сети Интернет в стране достигло 80% от всего объема населения. Силы и средства направляются на создание суперкомпьютеров, разработку эффективных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих технологий.

Энергетика

Примерно 80% потребности в энергоресурсах Япония вынуждена была обеспечивать за счет импорта. Изначально эту роль играло топливо, особенно нефть, из стран Ближнего Востока. С целью снижения зависимости от поставок в Стране восходящего солнца был предпринят ряд мер, в частности, в отношении «мирного атома».

Исследовательские программы в области ядерной энергетики Япония начала в 1954 году. Было принято несколько законов и созданы организации, призванные выполнять цели правительства в этой сфере. Первый коммерческий атомный реактор был импортирован из Великобритании, начав свою работу в 1966 году.

Через несколько лет страны приобрели чертежи у американцев и совместно с местными компаниями построили по ним объекты. Японские компании Toshiba Co., Ltd., Hitachi Co., Ltd. и другие стали проектировать и строить легководные реакторы сами.

В 1975 году из-за проблем с имевшимися станциями была начата программа совершенствования. В соответствии с ней ядерная промышленность Японии к 1985 году должна была пройти три этапа: первые два предполагали изменение существовавших конструкций с целью улучшения их работы и техобслуживания, на третьем же требовалось увеличить мощность до 1300-1400 мВт и провести фундаментальные изменения реакторов.

Транспорт Японии

Подобная политика привела к тому, что в 2011 году в Японии имелось 53 действующих реактора, которые обеспечивали более 30% потребностей страны в электроэнергии.

Послевоенная Япония

После окончания войны Япония оказалась перед дилеммой – целиком сосредоточиться на преодолении тогдашней гиперинфляции или направить все силы на восстановлении производства, сильно пострадавшего в ходе войны. Правительству срочно нужно было искать пути выхода их кризиса. Был выбран второй путь.

Япония придерживалась модели реформирования, основные пункты которой были следующие: предоставление дешёвых и целенаправленных кредитов, государственный контроль  за внешнеэкономичекой и валютной деятельностью, проведения курса на защиту национального капитала в банковской и производственной сферах, защита  аграрного сектора (выделение субсидий сельскохозяйственным рабочим) и главное, была создана своя модель государственного регулирования экономики, которая основывалась на базе взаимодействия хозяйственной системы частого предпринимательства и административного аппарата. Результаты не заставили себя ждать.

Меньше чем за десять лет японское промышленное производство было восстановлено на 80%. Япония отошла от политики строгого регулирования финансов (конкурентоспособность национальной  валюты и промышленности в мире говорила сама за себя). После войны стране запрещалось иметь вооружённые силы, что позволило правительству сконцентрироваться на агарном вопросе (большая часть земель была отдана за выкуп крестьянам) и сделать основной акцент на развитие науки и новых технологий. Такой резкий экономический скачок получил название «японское экономическое чудо».

В 2011 году энергетическая промышленность Японии получила серьезный удар. В результате сильнейшего в истории страны землетрясения и последовавшего затем цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла авария. После случившейся затем крупной утечки радиоактивных элементов подверглось загрязнению 3% территории страны, население зоны вокруг станции (примерно 80 тыс. чел.) превратилось в переселенцев.

Это событие вынудило многие страны задуматься о том, насколько приемлемой и безопасной является эксплуатация атома.

Внутри Японии прошла волна протеста с требованиями отказаться от ядерной энергии. К 2012 году большинство станций страны было отключено. Характеристика промышленности Японии в последние годы укладывается в одно предложение: “Эта страна стремится стать «зеленой»”.

Сейчас она фактически уже не использует атом, основная альтернатива – природный газ. Большое внимание также уделяется возобновляемой энергетике: солнцу, воде и ветру.