Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Освещение дворовых территорий – чья это головная боль?

Закон (например, Жилищный кодекс и т.д.) утверждает, что наружное и внутреннее освещение городских инфраструктур (многоквартирные дома, придомовая территория и т.д.) должны опираться в своей организации на определенные нормы и требования. Все нормы, установленные для городских придомовых земельных участков, прописаны, как и для внутренних помещений, в СНиП. Здесь в первую очередь в вопросе организации уличного освещения роль отводиться уровню освещенности.

Нормы освещенности придомовой территории

Дело в том, что каждый объект придомовой территории (подъезд, проезжая дорога, клумбы и т.д.) должны иметь свой конкретный уровень освещенности, которые основывается как на предназначении объекта, так и зрительной системы человека. Это означает, что подсветка каждого объекта придомовой территории не должна вызывать дискомфорт у наблюдателя, а также создавать полноценное освещение.

В регламентирующей документации (СНиП) указаны все требования, которые нужно соблюдать и придерживаться при организации наружного освещения придомовой территории любого многоквартирного дома. К ним на сегодняшний день, как гласит закон (жилищный кодекс РФ и другие документы), относятся следующие требования:

  • подсветка должна быть организована для любого подъезда. Это означает, что вход в подъезд должен быть освещен в темное время суток;
  • количество светильников, установленных вдоль проезжей части должно быть таким, чтобы исходящий от них свет был не ниже установленного уровня освещенности;
  • качественная и полноценная подсветка должна организовываться для дорожного полотна, а также детских площадок и парковочных мест.

Достижение необходимого уровня освещения в разных участках городских может достигаться следующими способами:

  • установка настенных фонарей над входом в подъезд. При этом высота размещения фонарей может быть различной. Чем выше будет фонарь и мощнее лампочка в нем, тем больше будет круг света, сформированный осветительным прибором;
  • фонарные столбы, размещенные вдоль проезжей части. С помощью таких фонарей, которые помещены на верхушке столбом, можно качественно осветить все участки двора: детские площадки, парковочные места, тротуары и проезжую часть.

Для оптимальной наружной подсветки придомовой территории многоквартирного дома стоит использовать оба варианта освещения: фасадные настенные светильники и фонарные столбы. В такой ситуации можно добиться оптимального уровня освещенности двора при минимальных затратах, которые будут уравновешены экономными источниками света, а также количество фонарей и настенных светильников. При этом затемненных участков территории можно будет избежать с высокой вероятностью.

Поскольку осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории любого многоквартирного здания могут располагаться в пределах досягаемости человека, без использования дополнительных средств (например, лестниц), то нужна дополнительная защита светильников от вандалов. В связи с этим все осветительные установки, размещенные на территории двора многоквартирного дома, должны быть оснащены антивандальными приспособлениями.

Антивандальная защита светильника

Она позволит предотвратить преждевременное повреждение светильника.

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.

Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.

Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.

Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.

Установкой уличных фонарей, фасадных осветительных приборов, проверкой исправности и, при необходимости, их заменой занимаются организации, заключившие договор об указании услуг с администрацией.

На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.

Нормы освещения территории любого многоквартирного дома, а также проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, тротуары и прочее должны быть обязательно освещены. Нормы освещения территории регламентирует СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

Освещаемые объекты Средняя освещенность
Еср, лк
не менее
Распределение освещенности
Емин / Еср
не менее
1 Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов 20 0,30
2 Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха 10 0,30
3 Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов 6 0,20
4 Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений 4 0,20
5 Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов 2 0,10
6 Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов 1 0,10

Для освещения территории детского сада или школьного двора существует отдельный пункт в том же СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

Нормы освещения территории, прилегающих к общественным зданиям

Освещаемые объекты
Средняя горизонтальная освещенность, лк
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, учебные заведения
1. Групповые и физкультурные площадки
2. Площадки для подвижных игр зоны отдыха
3. Подъезды и подходы к корпусам и площадкам
10
10
4
Санатории, дома отдыха
4. Въезд на территорию 6
5. Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и тому подобным зданиям 4
6. Центральные аллеи парковой зоны 4
7. Боковые аллеи парковой зоны 2
8. Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.) 10*
9. Площадки для настольных игр, открытые читальни 10*

Все нормы, которые включают в себя в том числе и нормы освещения придомовой территории , каким должно быть освещение во дворе многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в следующей регламентирующей документации.

Не стоит забывать что у Москвы существует свой собственный свод регламентов по освещению. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома и наружного освещения придомовой территории.

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»

Освещаемые объекты
Средняя горизонтальная освещенность, лк
1. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие части площадей А и Б и пред заводские площади. 10
2. Пешеходные улицы:
в пределах общественных центров 6
на других территориях 4
3. Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий:
А и Б 4
В 2
4. Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий 10
5. Открытые пешеходные мостики 10
6. Подземные пешеходные тоннели 75
7 Мостовые закрытые пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком, вечером и ночью 75
8. Лестницы подземных пешеходных тоннелей вечером и ночью 20
9. Лестничные сходы и смотровые площадки мостовых закрытых пешеходных переходов с прозрачными стенами или застекленными стеновыми проемами 50
10. Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам категорий по табл. 6:
А 6
Б 4
В 2
Территории микрорайонов
11. Проезды:
основные 4
второстепенные, в т.ч. тротуары-подъезды 2
2
12. Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках 2
13 Детские площадки в местах расположения оборудования для подвижных игр 10

Нормы освещения производственных территорий , где производятся работы определенной сложности, четко прописаны в строительных нормах и правилах. Но разрывы между цехами, технологические проезды, склады временного хранения (разрывы между цехами могут использоваться для этой цели) также требуют освещения.

Нормы освещения разные, но, как правило, средняя освещенность должна быть не менее 20 люкс. Это касается внутренней территории предприятия. Причем нормы по процентному соотношению наиболее освещенной и наименее освещенной точки не оговариваются. Считается, что ярко освещенная точка дает достаточно рассеянного света для цилиндрической освещенности территории.

Проблема освещения придомовой территории часто вызывает у жильцов многоквартирного дома немало вопросов: куда тратятся выделяемые средства, кто должен обеспечивать освещение и куда обращаться при его отсутствии.

Чтобы темнота вокруг дома не стала постоянным явлением, расскажем, куда следует обращаться жильцам, если они столкнулись с подобной неприятностью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Освещение подъезда

  • на входе в здание, должно быть, не менее 6 люксов;
  • на дорожке пешеходного типа которая ведёт к зданию, должно быть, не менее 4 люксов;
  • основные проезды, пролегающие в микрорайонах должны быть освещены на 4 люкса;
  • проезды второстепенного типа, а также дворы и различные хозяйственные площадки должны освещаться в пределах 2 люксов.

Дворовое освещение: кто должен делать

Что касательно освещения придомовой территории, то в ФЗ 131 указано, что за это отвечают органы местного управления. Они же, в свою очередь, заключают договор на обслуживание с управляющими компаниями. Именно к ним и необходимо обращаться с вопросами решения проблемы неисправного освещения придомовой территории (если же управляющая компания не реагирует, то уже тогда допускается обращение в администрацию).

Подъезды тоже относятся к придомовой территории. Но траты на обслуживание возлагаются именно на собственников квартир. Как правило, плата за электроэнергию, а также установку светильников, замену ламп включена в категорию «Общедомовое обслуживание» и уплачивается в пользу управляющей компании.

Далее подробно рассмотрим, кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома и за чей счет это осуществляется?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 7 (499) 703-45-84 . Это быстро и бесплатно !

Организация освещения двора многоквартирного дома ночью, вечером, а также рано утром является вопросом местного значения. Таким образом, за это отвечает окружная администрация.

Но несмотря на это непосредственная обязанность поддержания осветительных приборов в рабочем состоянии ложиться на плечи самих жильцов.

Однако дворы, о которых идёт речь не являются территориями общего пользования. Они попадают в категорию придомовой территории, а это немного другое понятие.

Если верить статье 162 ЖК РФ, то жильцами дома заключается договор с определённой организацией роль, которой могут сыграть органы управления кооператива жилищного или потребительского типа, застройщик.

Последний случай регламентирован статьёй 161 ЖК РФ.

Все эти услуги оказываются не просто так. Жильцы должны в ежемесячном режиме оплачивать их. Это тоже регламентировано ЖК РФ, а именно статьёй 154.

Таким образом, оплата за поддержание уличных фонарей в рабочем состоянии включается в квитанции, которые приходят жильцам каждый месяц.

Перед тем как делать пламенные высказывания в адрес сотрудников вышеупомянутого административного органа нужно внимательно прочитать ФЗ No131, в котором написано, что организовать уличное освещение обязаны органы местного самоуправления и никто другой.

Ещё в России существует специальный ГОСТ, который закрепляет требования к порядку, в котором организуется освещение.

Жалобы в письменном виде должны подаваться в администрацию, которая занимается муниципальным образованием. Как ни странно, заниматься поддержанием освещённости улиц должны именно они.

При составлении жалобы нужно руководствоваться ФЗ, который упоминался выше.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

В нём чётко перечислены все обязанности, которые возлагаются на органы, занимающиеся самоуправлением местного значения.

Именно в число их обязанностей входит организация энергоснабжения всего населения.

К письменной жалобе для пущей убедительности нужно приложить подписи всех жильцов недовольного дома. Это придаст ей коллективный порядок и в течение месяца её обязательно рассмотрят и примут меры.

Ещё можно добавить, что они отказываются выполнять свои законные обязанности. Однако в такой ситуации следует помнить, что раздутый на пустом месте конфликт с администрацией никому не нужен, особенно если он обещает затянуться надолго.

Но если энергоснабжение волшебным образом исчезло, вообще, то с этим стоит обязательно что — нибудь сделать и заявление в суд будет вполне адекватным ответным ходом со стороны жильцов.

То же самое следует сделать если осветительное оборудование полностью неисправно.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

В случае когда вопрос касается нескольких перегоревших лампочек, достаточно будет просто обратиться комитет городского хозяйства при Администрации.

Чаще всего они очень быстро реагируют на сигнал от жильцов и контролируют чтобы двор освещался как того велит закон.

Наружное освещение территории около дома

Освещение придомовой территории должно опираться не только на установленный властью закон, но и на соответствующие требования и нормы. О том, что следует знать в данном случае, вам расскажет наша сегодняшняя статья.

По логике, организовывать освещение во дворах многоквартирных домов обязано местное самоуправление. Но, для того чтобы лампочки не перегорали, либо их не воровали, нужен постоянный контроль. Осуществлять этот процесс под силу самим жильцам.

Также при оформлении соглашения, в документах должны быть указаны границы земельного участка, согласно земельному акту, который хранится непосредственно у руководителя управляющей компании.

В ведении управляющей компании числится исполнение необходимых параметров для успешного энерго обеспечения дворового комплекса:

  • определение продолжительности работы световых приборов в ночное время суток;
  • сколько фонарей будет установлено в видимости зоны прилегающей непосредственно к дому, а также отдельных участков двора;
  • в какой период времени будет происходить организация освещения.

Если по каким – то причинам, управляющая компания не справляется с возложенными на нее обязанностями, то жильцы дома вправе поменять ее на другую.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Неважно какой из вариантов придется по душе народному собранию, жители даже имеют право на собственный проект по электроснабжению двора. Принимая решение, всегда нужно помнить, что любой из выбранных вариантов должен соответствовать нормам, принятым Российским законодательством, и их пока что еще никто не отменял.

  • подача жалобы в управляющую компанию или местную администрацию;
  • подача заявления в местный орган ЖКХ;
  • обратиться в энергосберегающую компанию для подачи жалобы.

В случае отказа органов самоуправления, решать проблему, можно уверенно обращаться в суд. В обращении необходимо указать на полное бездействие стороны ответчика, а так же невыполнение их прямых обязанностей, что является по факту злостным нарушением.

Если просто перегорело несколько лампочек в фонарях, то резонно будет обратиться в комитет городского хозяйства, действующий при администрации. Как показывает опыт, реагирование на такие сигналы, происходит очень быстро и вопрос решается в считанные часы.

Однако их жители регулярно сталкиваются с рядом проблем и неприятными сюрпризами. Частенько один или несколько фонарей престают работать. Недостаточное освещение дворов может стать источником опасности для горожан в темное время суток.

А если во дворе нет света вовсе? Что делать? Кто должен разбираться в сложившейся ситуации? Казалось, ответ прост – написать жалобу в администрацию района и привлечь к проблеме ЖКХ. Однако как сделать так, чтобы ваша жалоба не только дошла до администрации, но и получила соответствующей отклик?

7 (499) 703-47-59Москва, Московская область

7 (812) 309-16-93Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Так, согласно данному закону, улицы, дороги, аллеи, бульвары, мосты, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а, значит, и дворы, находятся в ведении органов местного самоуправления.

Организация освещения на данных объектах – это вопрос местного значения. Статья 16 указывает на то, что за расписание освещения в темное время суток на этих объектах отвечает администрация городского округа. Однако обязанность по поддержанию освещенности возлагается на собственников строений.

В свою очередь, освещением территории города занимаются энергоснабжающие организации, именующие себя чаще всего городскими электросетями. Это коммерческие организации.

Они заключают договор с местной администрацией или иными физическими и юридическими лицами, собственниками объектов и предоставляют свои услуги по электроснабжению.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Строительством, эксплуатацией, а также поддержанием в рабочем состоянии и ремонтом сетей и линий электропередач занимаются все те же специализированные компании, с которыми администрация города заключает договор.

Что входит в состав общего имущества дома?

О правилах проживания в коммунальной квартире читайте тут.

Но это касается территорий общего пользования. Относится ли двор к территории общего пользования? Согласно постановлениям о нормах и правилах по благоустройству городских округов большинства субъектов РФ, к территориям общего пользования отнесены территории, к которым имеет доступ неограниченный круг лиц, то есть это территории парков, садов, скверов и бульваров.

Дворы выпадают из этого смыслового ряда. Их принято относить к придомовой территории. А это уже нечто иное. Это места для жильцов прилегающих домов – для организации их отдыха, отдыха детей, детских площадок, спортивных сооружений, зеленых насаждений, создания автостоянок, тротуаров, мест для прогулок. Но означает ли это, что ответственность за ее благоустройство несут сами жильцы дома? Отчасти это так.

Обратимся к Жилищному Кодексу РФ. Часть 2 статьи 162 указывает, что между жильцами дома – непосредственными собственниками жилых помещений, товариществом собственников жилья, органов управления жилищного либо потребительского кооператива, а в ряде случаев и застройщиком (часть 14 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ) и управляющей организацией заключается договор.

Что входит в данное понятие?

В многоквартирных домах за обслуживание придомовых территорий ответственна управляющая компания, с которой заключен договор на обслуживание.

Фактически УК также заключает договор с энергопоставляющей организацией. Но написать жалобу на отсутствие освещения можно напрямую руководителю УК.

Жители дома могут составить коллективную письменную претензию на общем собрании.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Заявление пишется на одном листе. Отдельно собирается пакет подписей с указанием адреса и ФИО жильца. Можно указать номер телефона каждого из лиц для удобства связи с потерпевшими.

Освещение придомовой территории — это подсветка в темное время суток находящихся на ней отдельных участков, а именно:

  • подъезды и тротуары;
  • парковки и подъездные пути;
  • детские площадки и прогулочные дорожки;
  • хозяйственные площадки.

Каждый участок должен освещаться в соответствии с установленными в СНИП нормативами.

Выбор осветительных приборов производится ответственной организацией по собственному усмотрению, обычно это фонари и фасадная подсветка с антивандальной защитой.

Подсветка дворов – как правильно освещать

Ответственность за освещение дворовых территорий многоквартирных домов ложится на управляющую компанию, которой жильцы доверили благоустройство и обеспечение жизнедеятельности своего дома.

Если проблема со светом все же возникла, нужно просто позвонить в офис компании и сообщить специалистам. УК в свою очередь должна устранить неполадки, иначе жильцам придется обратиться в администрацию, которая осуществляет контроль над деятельностью УК.

Если же придомовая территория документально не принадлежит собственникам квартир, ответственность за освещение возлагается на местную администрацию.

В тексте жалобы нужно сослаться на пункт 4 статьи 14 вышеупомянутого закона, где перечисляется круг обязанностей органов местного самоуправления, в том числе и обеспечение энергоснабжения населения.

К жалобе лучше прикрепить несколько (20-30) подписей жильцов дома, что придаст ей коллективный порядок. В течение месяца ждите ответ.

Но, все же, помните, что раздувать проблему и судиться из-за нескольких неработающих лампочек не стоит. Совсем другое дело, если нет света вообще или оборудование для освещения явно неисправно, и ремонтировать его никто не собирается.

А если вам всего лишь нужно, чтобы заменили пару лампочек, обратитесь в комитет (управление) городского хозяйства Администрации. В большинстве случаев они готовы помочь и проконтролировать исправление ситуации соответствующими организациями.

Если администрация отказывается принимать меры, то жильцы могут сразу же обратиться с заявлением в суд. В таком заявлении нужно указать сам факт бездействия органов местного самоуправления.

Из всего того, что было написано выше можно сделать вывод, что организация освещения придомовой территории и поддержание фонарей в рабочем состоянии является в сущности несложной задачей.

Однако здесь тоже существуют свои подводные камни и чтобы не наткнуться на них нужно внимательно изучить нормы освещения и Федеральные законы, о которых шла речь.

{amp}gt;Во дворе нет света, куда обращаться?

5/5 (2)

Именно на эти нормы освещенности следует опираться организациями, занимающихся создание уличной подсветки домов и прилежащей к ним территории.

При этом для города и села имеются свои нормы освещенности, продиктованные различными параметрами и особенностями населенного пункта. К примеру, оказать влияние на расчет, который будет проводиться для вычисления нормы освещенности для конкретного случая, должен опираться не только на указания СНИПа, но и на:

  • площадь дома, а также территории, прилегающей к нему;
  • количество осветительных приборов, которые будут входить в систему наружного освещения, а также их тип;

Светильники придомового освещения

  • тип источника света, вкрученного в светильники уличного типа. Сегодня лампы накаливания, на базе которых и рассчитывались нормы освещенности для различных помещений и участков улицы, отходят в прошлое. Вместо них все чаще используются светодиодные, галогеновые и люминесцентные источники света. Каждый тип лампочки имеет свои параметры работы (мощность и т.д.), что нужно учитывать при проведении необходимых расчетов.

Все эти манипуляции и расчеты, которые нужны для качественного освещения дома и прилегающей к нему территории, должны проводиться квалифицированными специалистами и регулироваться ответвлёнными за уличное освещение государственными структурами.

На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта. Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:

  • продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
  • количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
  • в какое время будет происходить включение света.

Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Ведь каждое подразделение будет отвечать только за определенный участок организации системы уличного освещения. К примеру, за расписание освещения в вечерние и ночные часы, согласно статьи 16, отвечает администрация городского округа. Но обязательности по содержанию системы подсветки обычно возлагается н собственников строений.

Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.). В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки. Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом.

Второй вариант подсветки

При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части. Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.

Третий вариант подсветки двора

Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.

Освещение двора фонарями

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Самым эффективным способом подсветки придомовой территории является использование как фонарей, так и светильников, размещенных над входной дверью в подъезд.

Порядок действий для решения проблемы

Часто освещение улиц приостанавливается. При этом выделяют несколько главных проблем, из-за чего возникают проблемы с подачей энергии.

Обрыв коммуникаций

Это одна из самых распространенных причин приостановления освещения. Решать ее будут местные органы власти и энергопоставляющая компания сообща.

Недостаточность финансирования

Это проблема мелких поселений. Однако местная администрация просто обязана обеспечить светом места скопления людей и опасные участки дороги, даже если денег не хватает.

Бездействие органов власти

Это проблема, с которой мало кто сталкивался. Она возникает, наверное, из-за недостаточности понимания своей работы председателями сельских советов. Ведь именно на их плечи ложится обязанность по составлению плана освещения улиц. Если такового документа не представлено, то и федеральный бюджет не выделит финансирования.

Если фонари погасли из-за природных катаклизмов, коммунальные службы восстанавливают освещение в самый кратчайший срок. Если в течение трех дней подача энергии не восстановлена, можно писать жалобу в местную администрацию.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Если во дворе отсутствует освещение или неисправны осветительные приборы, жильцам многоквартирного дома следует сообщить об этом управляющей компании.

Для этого составляется акт с указанием проблемы, который должны подписать не менее 3-х человек (соседи, председатель дома, старший подъезда). К акту можно приложить фото двора в вечернее время, подтверждающее отсутствие освещения.

Акт и фото нужно предоставить в УК, где в течение недели специалисты рассматривают обращение жильцов, представитель компании проверяет достоверность сведений и проводит собственную проверку, результаты которой фиксирует в акте.

Копия составленного акта передается заявителям, таким образом, уведомляя их о принятии мер для устранения проблемы.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома: закон 2019 год

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Ответственность за освещение дворовых территорий многоквартирных домов ложится на управляющую компанию, которой жильцы доверили благоустройство и обеспечение жизнедеятельности своего дома.

В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников. Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.

Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.

В таком договоре прописываются обязанности организации, которыми является различные услуги и действия по подобающему уходу и техническому обслуживанию имущества принадлежащего дому. Ещё сюда могут быть включены коммунальные услуги.

  • Вариант номер два предполагает размещение осветительного прибора на стене здания прямо над подъездным козырьком. Фонарь находится на высоте примерно в 8,5 м. В такой ситуации нужно воспользоваться светильником, который имеет круговую силу света и может выдать световой поток равный 3600 люмен.
  • Немаловажное значение в освещении общественных жилых многоквартирных домов выделяется для подъездов и лестничных клеток, так как их организация чаще всего возложена на организацию, обеспечивающую жилищно-коммунальные услуги.

    Для любой организации домовладельца освещение в подъезде является очень существенной статьёй расходов. Существует ряд норм и правил которым оно должно соответствовать. Все они чётко описаны в ГОСТе и нормируются согласно ВСН 59–88 и это закон.

  • Во всех общественных помещениях и зданиях должна применяться система общего освещения;
  • Любое жилое здание выше шести этажей, или же если в нём проживает 50 человек и более, должно иметь специальное эвакуационное освещение. Эти эвакуационные светильники должны быть установлены по линиям основных проходов и на площадках перед лифтами;
  • Линии освещения в случае пожара следует подключать к сети эвакуационной осветительной системы, при этом интенсивность его должна соответствовать норме;
  • В соответствии с таблицей, указанной в этом документе, всё освещение нормируется исходя из его классификации, то есть люминесцентное (дневного света) или с помощью, уже немного устаревших, ламп накаливания. Наименьшая освещённость на лестничных клетках в подъездах и поэтажных коридорах должна быть не ниже 10 Лк при освещении люминесцентными источниками света, и не меньше 5 при освещении лампами накаливания. Данные системы освещения должны освещать площадки, ступеньки лестниц, пол коридоров. Если освещение лестничных клеток осуществляется в комплексе, то есть этими двумя типами светильников, то расчёт минимальной освещённости должен быть рассчитан по люминесцентному типу, а это значит не меньше 10 Лк.
  • Однако, последнее несколько лет технология производства светильников и систем освещения шагнула вперёд и с появлением светодиодных светильников, а также со снижением стоимости на эту продукцию открываются новые горизонты в освещении подъездов и лестничных клеток.

    Светодиодные источники света, применяемые для освещения, обладают рядом преимуществ не только по отношению к лампам накаливания, но и в сравнении с люминесцентными приборами, излучающими свет.

    Также они могут быть оснащены датчиками движения и освещённости, что позволяет ещё больше сэкономить затраты электроэнергии, а значит и средств, на освещение общественных многоквартирных зданий.

    Освещение придомовой территории многоквартирного дома

    Любой светильник рекомендуется оборудовать антивандальной системой, то есть или крепким антиударным стеклом, или металлической решеткой защищающий плафон светильника.

    Умное удаленное освещение дома

    При организации освещения подвалов многоквартирных домов и зданий, а также их так называемых цокольных этажей, предъявляются особые строгие требования по электробезопасности, а также в отношении пожарной безопасности.

    Питания для такого освещения должно быть снижено до как минимум 42 вольт, так как в подвалах много влаги, да ещё и пол выполнен из токопроводящего материала. Рекомендуется выполнять понижение питающего напряжения путем гальванической развязки, то есть применяя трансформатор.

    Первичная обмотка которого должна быть рассчитана на напряжение 220 вольт, а вторичная на 36-42 Вольта, при этом вторичная обмотка обязательно заземляется для того, чтобы при поломке этого понижающего устройства не произошло прямого пробоя и во вторичных цепях не появилось опасное для человека и его здоровья напряжение.

    Ещё одним из требований, предъявляемых к подвальному освещению, является применение защитного заземления корпусов светильников. При прокладке и монтаже проводки стоит учесть одно железное правило, нельзя соединять медный и алюминиевый провод, особенно во влажных помещениях. Такой контакт не долговечен из-за химической реакции этих материалов.

    Класс защиты светильников от попадания в них влаги и пыли должен быть не ниже чем IP 44. Это защитит не только сам светильник и лампу, но и обеспечит их надёжную, безаварийную и долговечную работу в течение всего срока службы. Вся проводка освещения чаще всего прокладывается открытым типом, или же в металлических трубах и гофрированных специальных трубках, называемых электриками рукавом.

    Это защитит проводку от механических повреждений. Метал рукав заземляется, опять же чтобы защитить человека от пробития фазы на корпус.

    Что же касается нормы освещённости, то она должна быть не меньше 10 Лк для ламп накаливания, другие источники не нормируются, но специалисты всё-таки рекомендует для этого типа освещения тоже применять экономичные светодиодные светильники с высокими показателями IP.

    Кто платит?

    Статья 154 ЖК РФ обязывает жильцов оплачивать ежемесячно предоставленные коммунальные услуги, а также покрывать траты на обслуживание, благоустройство территории многоквартирного жилого дома. Траты на электроэнергию для общедомового освещения, а также монтаж тех самых осветительных приборов также ложатся на плечи жильцов.

    И они, в свою очередь, имеют полное право требовать предоставление качественной услуги в рамках, гарантированных им ЖК РФ. Многие даже не догадываются, что в ГОСТ нормах прописана даже минимально необходимая яркость используемых ламп освещения в подъезде (указывается в люксах).

    Если же освещение не работает по причине стихий, которым невозможно противодействовать, то ремонт оплачивается из государственного бюджета. Яркий пример: лампа возле подъезда вышла из строя из-за сильного порыва ветра, сорвавшего защитный колпак и повредившего патрон.

    Итого, освещение придомовой территории – это базовая услуга для жителей многоквартирного дома, за обеспечение которой отвечает местная администрация и назначенная ею управляющая компания. Но траты за обслуживание, уплату потреблённой электроэнергии осветительными приборами, несут собственники квартир. Ежемесячная плата за обслуживание и благоустройство придомовой территории как раз и покрывают подобные расходы.

    Сколько стоит приватизация земли под гаражом читайте в этой нашей статье.

    За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Управление домом» по ссылке.

    Освещение придомовой территории многоквартирного дома

    Москва и Московская область: 7 (499) 703-31-45 (звонок бесплатен)

    Санкт-Петербург и Лен.область: 7 (812) 309-78-23

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

    Заключение

    Организация уличного освещения дворов должна всегда опираться на нормы освещенности, указанные в регламентирующей документации. При этом ответственность за систему наружного освещения несут соответствующие инстанции, к которым можно и нужно обращаться с жалобами при нарушении работы уличной подсветки.

    Подходить к организации освещения на придомовой территории любого многоквартирного дома нужно не только с учетом буквы закона, но и норм, которых обязательно нужно придерживаться. Это позволит качественно осветить дом и тратить на поддержку этой системы минимум сил, времени и денег.

    Кто принимает жалобы

    Если были замечена неисправность системы освещения дома и прилегающей к нему территории (например, нет ночью и вечером света, один фонарь неисправен и т.д.), необходимо обращаться в соответствующее учреждение с жалобой или заявлением.

    Правильная подсветка двора

    Но, поскольку не всегда понятно, куда идти, то нужно обратиться в свое отделение ЖКХ с целью выяснения более детальной информации об ответственных.

    Чтобы изменить ситуацию, когда нет во дворе света, нужно проделать следующие манипуляции:

    • написать заявление в письменной форме;
    • обратиться с ним в местный орган исполнительной власти.

    После этих действий организация, которая приняла заявление, должна проделать ряд соответствующих действий в зависимости от причины подачи документа жителем района:

    • отправить ремонтную бригаду для выяснения причины появления той или иной ситуации (нет света, различные поломки системы);
    • в указанные местным органом исполнительной власти сроки должны произвестись ремонтные работы по устранению выявленных нарушений.

    Если же данная организация не проводит вышеописанные манипуляции, тогда она должна отвечать на следующие вопросы:

    • кто заведует обслуживание освещения на указанной территории;
    • кто выступает в роли заказчика по заключенному договору обслуживания системы освещения;
    • за какой организацией закреплено обслуживание подсветки в конкретном месте.

    Придомовая территория и ее особенности

    Придомовая территория представляет собой честь земельного участка, которая прилегает к многоквартирному дому.

    Часть двора вблизи дома

    Как говорит закон РФ касательно городских земельных участков, в состав общесетевого имущества в рамках придомовой территории входят:

    • земельный участок, на котором был возведен дом на много квартир. Границы для земельного участка многоквартирного дома указаны в государственном кадастровом учете;
    • элементы озеленения, благоустройства (системы освещения);
    • иные объекты, которые предназначены для обслуживания данного дома. Сюда могут относиться тепловые пункты, различные трансформаторные подстанции, а также гаражи или коллективные автостоянки, детские площадки. Но все описанные объекты должны находиться в границах земельного участка, установленного кадастром.

    Поэтому, чтобы понять реальные границы прядомой территории, о которой говорит закон страны, нужно иметь на руках подробную информацию об этом земельном участке. Для этого необходимо подать заявление в соответствующий орган государственного кадастрового учета. Здесь выдают кадастровую выписку о конкретном земельном участке. В этой выписке должны быть приведены следующие данные:

    • размер и границы придомовой территории;
    • информация о собственнике.

    Освещение придомовой территории многоквартирного дома

    В качестве собственника, т.е. того, кто отвечает за данную территорию, могут выступать:

    • город (муниципалитет);
    • право пользования предоставляется собственникам данного многоквартирного дома;
    • придомовая территория, которой владеют собственники дома.

    Любые разграничения полномочий, проводимые между жильцами (пользователями) и городом (собственникам) должны быть закреплены в специальном договоре, как говорит закон.

    Экземпляр договора должен храниться в вашем ТСЖ или управляющей компании, а также в местной администрации. Подписанный договор на право владения городских территорий содержит следующую информацию:

    • условия эксплуатации земельного участка (освещение и т.д.);
    • право и ответственность за сдачу в аренду территорий третьим лицам.

    Но в ситуации, когда права собственности на придомовую территорию принадлежат лишь собственникам многоквартирного дома, имеются определенные нюансы.

    В ситуации, когда в роли владельцев земельного участка вокруг многоквартирного дома выступают его жильцы, закон будет содержать следующие моменты:

    • в Жилищном кодексе РФ указано, что жильцы городских домов на большое количество квартир обязаны оплачивать расходы, которые идут на содержание общего имущества, включительно системы уличного освещения, соразмерно своей доле в праве общей собственности. Это означает, что платит за уличное освещение уже не только муниципалитет;
    • по Жилищному кодексу, собственники обязаны выбрать один из вариантов ведения управления многоквартирным домом. Это может быть управление ТСЖ, управление конкретной организацией или другим специализированным потребительским кооперативом.

    В результате этого ответственность в данной ситуации будет возлагаться на одно из вышеперечисленных лиц. Поэтому, прежде чем требовать установку качественного освещения придаваемой территории, нужно установить не только, что по этой ситуации говорит закон, но и кто имеет право собственности на данный земельный участок и несет за него ответственность (кто платит, ремонтирует и т.д.).

    Для городских многоквартирных домов в качестве источника питания системы наружного освещения используют само здание многоквартирного дома.

    Освещение во дворе многоэтажки

    люминесцентные, газоразрядные и светодиодные лампочки. Из этого списка максимальной экономией электроэнергии можно достичь, используя светодиодные источники света. Некоторые считают, что уменьшить стоимость оплаты потребляемой наружной системой освещения электроэнергии можно с помощью датчиков движения.

    Эти устройства показали высокую эффективность в домашних условиях, но вот на улице в качестве элемента системы наружного освещения придомовой территории многоквартирного дома они продемонстрировали менее успешный результат. Дело в том, что здесь работа датчиков движения будет не совсем корректной. Это связано с тем, что хоть время включения освещения и можно будет запрограммировать в зависимости от естественного уровня освещенности, прибор может реагировать на полет птицы или перемещение домашних животных. В результате частота ложных срабатываний в те моменты, когда свет не нужен, будет в разы выше.

    Современные осветительные приборы ТСЖ и ЖСК, оснащенные фотоэлементами, в определенной степени лишены вышеперечисленных проблем, так как имеют несколько режимов работы (например, дежурный).

    Любые разграничения полномочий, проводимые между жильцами (пользователями) и городом (собственникам) должны быть закреплены в специальном договоре, как говорит закон.

    Освещение двора

    В результате этого ответственность в данной ситуации будет возлагаться на одно из вышеперечисленных лиц. Поэтому, прежде чем требовать установку качественного освещения придаваемой территории, нужно установить не только, что по этой ситуации говорит закон, но и кто имеет право собственности на данный земельный участок и несет за него ответственность (кто платит, ремонтирует и т.д.).

    люминесцентные, газоразрядные и светодиодные лампочки. Из этого списка максимальной экономией электроэнергии можно достичь, используя светодиодные источники света.Некоторые считают, что уменьшить стоимость оплаты потребляемой наружной системой освещения электроэнергии можно с помощью датчиков движения.

    Датчик движения