Пергамон музей в берлине официальный сайт

Адрес на карте, часы работы, стоимость билетов

Адрес: Bodestraße 1-3, метро S U Friedrichstr. Bhf

Часы работы: ежедневно с 10:00 до 18:00. Каждый четверг с 10:00 до 20:00.

Стоимость билетов: €12 (русский аудиогид включен в стоимость).

ЮНЕСКО – место, куда попадают не только важные культурные памятники, туда могут попасть и музеи. Как Пергамский, к примеру. Что же интересного в этом Пергамоне и за что он получил статус такого величественного места?

Экспозиция

Барракиб и его писарь (музей Передней Азии)

Барракиб и его писарь (музей Передней Азии)

Античное собрание

Античное собрание возникло благодаря бранденбургскимкурфюрстам-коллекционерам классической древности. Основание музея Античного собрания ознаменовалось приобретением в 1698 году коллекции римского археолога. Часть коллекции античности стала доступна для публики в 1830 году с открытием в Берлине Старого музея. Античное собрание значительно пополнилось благодаря раскопкам, проводившимся в Олимпии, Самосе, Пергаме, Милете, Приене и Дидиме.

С разделом Германии после Второй мировой войны разделённым надвое оказалось и Античное собрание. Пергамский музей в ГДР открылся вновь в 1959 году, а коллекция, оказавшаяся в Западном Берлине, размещалась вплоть до 1995 года в здании по проекту архитектора Штюлера напротив замка Шарлоттенбург.

В настоящее время ценности Античного собрания поделены между двумя музеями — Пергамским и Старым. Экспозиция Пергамского музея объединяет древнегреческие и древнеримские произведения архитектуры, скульптуры, письменности, мозаики, украшений из драгоценных металлов и изделий из бронзы. Визитной карточкой Пергамского музея стал Пергамский алтарь, датируемый II в. до н. э.

, на скульптурном фризе которого изображена драматическая битва богов с гигантами, а также ворота Милетского рынка, которые относят к эпохе Древнего Рима. Кроме этого всемирную известность снискали «Берлинская богиня» из Кератеи периода расцвета архаики и позднеархаическая «Богиня на троне» из Тарента.

Немного истории

Пергамон (Pergamonmuseum) — один из легендарных музеев мира и самый посещаемый музей Германии.

Пергамон музей в берлине официальный сайт

В 1901 году двери музея открылись для первых посетителей.  Но уже через 7 лет здание было снесено и в 1910 году началось строительство нового здания музея (каким мы видим его сейчас) в неоклассическом стиле. Проектировщиками выступили Альфред Мессель и Людвиг Хофман. Из-за нехватки средств постройка была завершена только в 1930 году.

Музей Пергамон

Берлин. Вход в музей Пергамон

Название музею дала археологическая находка огромной важности — алтарь, найденный на территории некогда принадлежавшей Пергамскому царству, в древнем городе Пергам или Пергамон. Сейчас город называется Бергама. И находится он в Турции.

Анализ изображений на фризе позволил определить, что алтарь посвящён Зевсу. В древнем мире Алтарь Зевса называли одним из чудес света. В наше время это — первый и самый ценный экспонат музея.

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь

Как видите, сооружение монументальное и требует зал соответствующих размеров.

Первое здание музея строилось специально для Пергамского алтаря. Отсюда и название — Пергамский музей или просто Пергамон.

Во время Второй Мировой войны здание пострадало от бомбардировок Берлина в 1941 году, потом в 1943 и уличных боёв 1945. Коллекцию ценных экспонатов удалось сохранить не всю. От прямого попадания бомбы был частично разрушен фриз из Мшатты, от зажигательной бомбы сгорела часть прекрасных ковров.

Подавляющую часть экспонатов советская армия в увезла в СССР как трофеи. Большинство из них в 1958 году наша страна в качестве жеста доброй воли вернула Германии, но не всё. Споры продолжаются до сих пор. Главный экспонат Пергамона — Алтарь Зевса музей Пергамон обрёл вновь.

Перед тем, как вывезти ценнейшие экспонаты из нашей страны, в СССР прошла выставка «трофеев».

Фриза

Пергамский музей – один из лучших во всем мире, его также зовут легендарным, так как именно он является самым посещаемым в Германии.

Он открыт для посетителей с самого начала XX века. Проработала достопримечательность семь лет, после чего ее снесли и начала строить на том же месте новый музей в стиле неоклассики. То, что построилось, можно увидеть и сегодня. Так как денег на постройку не хватало, музей строился 22 года.

Название павильон получил благодаря алтарю – одному из важнейших экспонатов. А все потому, что данный алтарь был найден в Древнем Пергамоне. Сейчас этот город находится в Турции и его новое название – Бергама.

Верх известного на весь мир алтаря находится на фризе и лестнице из чистого мрамора. Длина фундамента более ста метров, ширина лестницы около двадцати. Вся эта длинная фриза декорирована скульптурами, которые (по определению большого количества анализов) показывают борьбу Зевса с титанами. Создание алтаря приписывают к 180-160 годам до н.э.

В древние времена этот алтарь считался одним из чудес света, сейчас – это самый ценный и важный элемент Пергамского музея. Именно он и стал первым экспонатом. Ради аларя, собственно, и был построен музей. Точнее, одно из зданий. В следствии этого и появилось его название.

Великая Отечественная война стала не легким периодом для музея тоже. Здание пострадало трижды: в 1941 году, в 1943 и 1945. К сожалению, всю коллекцию экспонатов, имеющихся на то время, сохранить не получилось. Некоторые были частично разрушены, а вот драгоценные ковры, к примеру, сгорели от огненной бомбы.

Мастер-план Музейного острова

В соответствии с мастер-планом реконструкции берлинского Музейного острова Пергамский музей должен стать центром его ансамбля, объединяющего Новый музей, Музей Боде, Старую национальную галерею и новое здание входа на Музейный остров.

Как все начиналось

К. Хуман – немец, инженер и железнодорожник одновременно, студент-архитектор. В один момент парень просто начал понимать, что состояние его здоровья становится все хуже и хуже. Он решил посетить доктора, которому не составило труда определить, что молодой человек заболел туберкулезом. Карл тут же принял решение поменять неподходящий климат на более полезный для своего здоровья. Им была выбрана Османская империя, в которую будущий архитектор ринулся в 1861 году.

Спустя некоторое время на новом месте ему удалось найти хорошую работу. Он начал участвовать в раскопках, которые когда-то относились к территории Древней Греции. В это же время он составлял карты Балканскому полуострову и бывал в Одиссее, Илиаде, Пергаме.

Через пять лет Карл приехал и нашел на месте лишь руины и скульптур. Большая часть из них пребывала в хорошем состоянии. Для археолога это настоящая находка! Но так как Османской империи эти руины были не интересны, то и раскопок здесь не устраивали.

Империю больше волновала постройка новых дорог. Немного позже, находясь в нужное время и в нужном месте, Хуману было поручено построить в Азии железнодорожные пути. Но счастливой случайности Карл получил как раз тот участок земли для застройки, где он и видел останки древнего города.

Почти сразу бывший студент получил указ том, что все, что мешает постройке, нужно обязательно сжечь, а затем использовать как основу под дорогу. То есть, проще говоря, он должен был превратить останки города в щебенку.

Хуман просо так не сдался и в итоге потратил годы на то, чтобы уговорить власти Турции отказаться от строительства дороги на этом участке. И вместо этого провести тут полноценные раскопки. В 1878 году Карл, наконец, получил это разрешение, но сроком всего на год.

Пусть времени на раскопки было и мало, но и год дал важные плоды. Именно тогда и был найден алтарь – главное достояние сегодняшнего Пергамского музея. Сегодня в павильоне в память о студенте-архитекторе установлен бюст.

Сегодня, когда все экспонаты музея уже целые и отреставрированные, Турция предъявляет на них свои права. Интересно, что Пергамон – город, который находился на территории теперешней Турции. Значит, все, что была найдено там, по праву принадлежит ей.

С другой стороны, именно благодаря немцам сегодня люди знают о таком городе как Пергамон. Ведь именно они вывезли все, что представлялось тогда возможным. к сожалению, на все остальное просто не хватило времени и средств.

Пергамон музей в берлине официальный сайт

Немецкий инженер-железнодорожник Карл Хуман, студент Берлинской академии архитектуры стал замечать, что чувствует себя всё хуже. Доктора определили, что у молодого человека туберкулёз. Тогда Карл решил сменить вредный для него климат на более подходящий для здоровья. Выбор пал на территорию Османской империи. В 1861 году инженер и, что для нас важно, — архитектор переехал в Стамбул.

Работа для него нашлась интересная — он участвовал в раскопках на островах, когда-то входивших в состав Древней Греции, составил карты Балканского полуострова, побывал в местах, знакомых нам по древнегреческим мифам, Илиаде и Одиссее. Не ушло от его внимания и место, где, как предполагали археологи, находилась столица Пергамского царства — городе Пергаме. Кстати, знаменитый Крез был царём этого города.

Сейчас холм, на котором стоял акрополь выглядит так

Сейчас холм, на котором стоял акрополь выглядит так

Зимой 1864 — 1865 года, прибыв на место, Хуман обнаружил многочисленные руины и фрагменты скульптур. Причём многие в хорошем состоянии. Находка судьбоносная для археологов, но Османскую империю руины не волновали. Совсем. Поэтому полноценных археологических раскопок здесь никогда не проводилось.

Места, где проходили раскопки

Места, где проходили раскопки

Османскую империю интересовали новые дороги. В 1867 году Карл Хуман вновь начинает работать по своей профессии — инженером и занимается строительством железных дорог в Малой Азии. Судьба это или случайность, но инженеру был поручен участок строительства как раз там, де он обнаружил останки древнего города. Новая дорога должна была пройти через Пергамон.

Одно из зданий Асклепиона

Одно из зданий Асклепиона

Всё, что мешало строительству должно быть сожжено и уничтожено. Всё, что хранил древний город в течение тысячелетий, должно пойти в качестве укрепляющего насыпь железной дороги материала. Попросту говоря, использовано как щебень.

Годы ушли на то, чтобы убедить турецкие власти отложить строительство в этом месте и добиться разрешения на проведение настоящих серьёзных раскопок.

Карл Хуман

Карл Хуман

Наконец, в 1878 году было получено официальное разрешение на год. В Пергамон приехали археологи. Спонсором работ стал директор берлинского Музея скульптуры.

Находки были потрясающие. Но гордостью будущей коллекции стал Пергамский алтарь. Археологам по фрагментам удалось воссоздать западную сторону этого культового сооружения.

В память о Карле Хумане в музее установлен бюст.

Пергамон музей в берлине официальный сайт

Мне очень нравится, как Греция относится к своим историческим  объектам. В местах, где проводились раскопки, ухоженные сайты. Что можно отреставрировать и собрать, собирают, на что пока денег нет, — консервируют до лучших времён. И в этом же историческом месте находится музей с найденными во время раскопок предметами и произведениями искусства. (Дельфы например).

Сейчас Турция предъявляет права на экспонаты берлинского музея. Ситуация интересная: территория древнего города принадлежит современной Турции, значит и вывезенные с неё ценности — турецкие. Надо бы вернуть их народу.

Так когда-то выглядел Акрополь Пергамона

Так когда-то выглядел Акрополь Пергамона

С другой стороны, если бы немцы со свойственной им педантичностью, не вывезли тогда всё, что можно было сохранить, то не видать бы нам сегодня Пергамона. Если бы время и средства позволили, думаю, они вывезли бы и то что осталось вместе с холмом и землёй.

Мы Галей были в Бергаме и не заметили у турок особого интереса к местам раскопок. На самих сайтах чисто, но вот перед входом в Асклепион, например, — реальная помойка. Посетителей было мало. В основном группы любопытных японцев. Мы отлично прогулялись без толпы и суматохи.

В самом городке мы слегка заблудились. Стали спрашивать дорогу у местных, оказалось, что они или не знают, о чём мы спрашиваем, или не знают, как пройти, потому что сами там ни разу не были. Наконец, один турок рассказал, что на холм нужно добираться по канатной дороге и махнул рукой в направлении остановки.

В Берлине же  совсем другое дело — тысячи людей со всего мира прямо-таки рвутся в музей. И не зря!

Ценная коллекция Пергамского музея

Пергамский музей

Сегодня в Пергамонском музее всего три главные экспозиции:

  1. Древнеримское и древнегреческое искусство.
  2. Искусство ближнего Востока.
  3. Коллекция искусства ислама.

Среди всего представленного есть мозаика, архитектура, коллекция ковров, живопись, артефакты, резьба по дереву и камню, скульптуры.

Но все же, самым важным здесь является огромное количество монументальных экспонатов. Таких красот нет нигде больше в мире. Помещая музей, складывается впечатление, будто машина времени все-таки существует и в нее не так уж и сложно попасть. Здесь можно сделать многое, что запомнится на всю жизнь: пройтись у стен Иерихона или через Милетские ворота, а затем детально рассмотреть Иштарские ворота и пройти через них к Дороге Мардука. Тут можно провести целый день!

Самым главным экспонатом данной коллекции являются находки из Пергамона. В первую очередь – алтарь. Он был сооружен во II веке до н.э в нынешней Турции. Говорят, он был посвящен самому Зевсу, потому вторым его названием является «Алтарь Зевса». В древние времена он считался самым настоящим чудом света. Разрушили его в Средневековье.

Вторая важная единица хранения – Милетские ворота. Это самый настоящий образец архитектуры I века. Тут же сохранен по сегодняшний день и клад Трои.

В этом собрании находится более двухсот экспонатов из разных стран: Месопотамия, Сирия, Анатолия. Самым знаковым из них можно назвать ворота Иштар. Представляют собой арку гигантских размеров, которая ограничена стенами. Выход из нее на Дорогу Процессий. Находится она, между прочим, тоже в павильоне, но только часть.

Pergamonmuseum

Ворота созданы в честь богини Иштар и сделаны из кирпича. Чтобы постройка выглядела ярче, кирпич покрыли цветной глазурью. Так что ворота сейчас местами голубые, где-то черные, белые и желтые. Цвета очень насыщенные, несмотря на то, сколько времени прошло с момента создания.

Внимание на себя также обращают Ассирийские рельефы, на которых изображены животные.

Следующая коллекция включает в себя сборку артефактов VII-XIX веков. Как раз здесь можно увидеть один самых большие и масштабных фризов в мире. Его высота – целых пять метров. Создавали его из камня в XVIII веке в качестве украшения дворца Мшатту. Также можно будет увидеть и рассмотреть детально Алеппскую комнату, прибывшую из Сирии. Она декорирована росписями.

Пергамонский музей в 2011 году открыл панораму, где каждый желающий имеет возможность ненадолго попасть во II век до н.э. Место, которое открывается перед глазами – Пергам. Тут можно увидеть сцены из жизни самых обычных жителей: кто-то стирает, кто-то торгует, а кто-то занимается скотом. Тут не просто макет, все живое. И шум, и звуки, и даже погода! Можно увидеть закат или встретить рассвет, услышать, как жужжат мухи и пчелы. Это удивительно.

Если хочется узнать об этом грандиозном музее больше, то аудиогида, который продается вместе с билетом, будет недостаточно. Нужно полноценная экскурсия!

Пергамский музей. Истории самых необычных экспонатов мира

Римская империя, Германская империя, Древняя Греция и Междуречье – места, куда удастся ненадолго попасть каждому, кто выберет данную экскурсию, проходящую в известном музее. Этот памятник истории довольно необычен, так как экспонаты здесь – постройки в натуральный размер. Все они имеют поразительную историю!

Подробности экскурсии:

  • разрешено с детьми;
  • стоимость – €63 за весь тур;
  • продолжительность – 1 час и 30 минут;
  • от 1 до 5 человек.

Важно знать, что билеты в музей не входят в стоимость тура.

Галина   18 февраля 2019 

Экскурсия замечательная! Татьяна – очень увлеченный, доброжелательный человек. Комфортное общение, эрудированность, разноплановость подачи материала.
Солнечный день совпал с солнечной женщиной! Огромное спасибо!
С уважением, Галина.

Светлана   10 сентября 2018 

Татьяна появилась во время и вместе с ней мы вошли в Пергамский музей, где мы не только узнали интересные факты про сами экспонаты и так же про факты про их географические местоположения. Татьяна очень яркий и полный суперской информацией экскурсовод который открыла нам глаза на Берлин соверношенно с другой стороны, не с просто шаблонной стороны обычного туриста. Мы хотели бы еще раз встретится с Татьяной если бы время позволило. Спасибо!

Светлана   9 июля 2018 

Большое спасибо Татьяне за живую и интересную экскурсию!! Даже детей ей удаётся заинтересовать и вложить в них доброе, разумное, вечное!!

ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУРСИЮ

В Музее Пергамон три основных экспозиции:

  • античное искусство — Греция и Рим (Antike Architekturen)
  • коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)
  • собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Здесь представлены: архитектура, скульптура, живопись, мозаика, резьба по камню и дереву, артефакты исламского мира, есть коллекция ковров. Это то, что сразу приходит на ум. За 6000 лет истории люди столько красивого сделали.

Но самое главное — в музее представлены монументальные экспонаты, каких нет ни в одном музее мира. Это делает экскурсию по музею похожей на перемещение в машине времени. Пройти через Милетские ворота или прогуляться вдоль стен Иерихона, поглазеть на ворота Иштар и выйти из них на Дорогу Мардука. Это возможно только в Пергамоне.

На музей стоит выделить целый день.

Основа собрания — Пергамские находки. Затем коллекция пополнялась силами коллекционеров древностей.

Пергамский алтарь. Это сооружение было воздвигнуто около II века до нашей эры там, где на данный момент располагается Турция. Считается, что алтарь был посвящен Зевсу, отсюда другое его название – алтарь Зевса. Грандиозное сооружение было известно всему античному миру, более того, почиталось как настоящее чудо света. Было разрушено в Средние века.

Ещё один монументальный экспонат — ворота Милетского рынка. Пример римской архитектуры I века нашей эры.

Хранится в музее и клад Трои.

Милетские ворота

Милетские ворота

Переднеазиатский музей представлен в экспозиции Пергамона более чем двумя сотнями экспонатов из Сирии, Месопотамии, Анатолии. Самый известный из них – ворота Иштар – огромная арка, ограниченная не менее масштабными стенами, выходящая на Дорогу Процессий.

Дорога процессий также находится в музее. Но конечно, не вся.

Ворота Иштар

Ворота Иштар

Как вы уже догадались из названия, ворота посвящены богине Иштар. Они созданы из кирпича, покрытого голубой, белой, желтой и черной глазурью. Яркость красок здесь поражает не меньше, чем размеры сооружения. Приковывают к себе внимание и Ассирийские рельефы с яркими, объемными изображениями животных.

Чтобы войти в Вавилон, нужно было пройти через ворота Иштар

Чтобы войти в Вавилон, нужно было пройти через ворота Иштар

Исламское искусство представлено собранием артефактов VII-XIX веков. Здесь вы познакомитесь с пятиметровым каменным фризом XVIII века, который служил украшением во дворце Мшатту, с Алеппской комнатой из Сирии, украшенной росписью по деревянным панелям, а также другими экспонатами.

Михраб из Коньи и ковёр

Михраб из Коньи и ковёр

Михраб — ниша в стене мечети. Указывает направление на Мекку.

В 2011 году комплекс Пергамон порадовал своих посетителей открытием панорамы, которая переносит зрителей во второе столетие до нашей эры, в древний Пергам. Вокруг разворачиваются сцены из жизни обычных горожан, вот кто-то стирает белье, неподалеку идет оживленная торговля и так далее. Вы слышите шум толпы, видите закат и восход солнца, слышите жужжанье насекомых. Иными словами, переноситесь на много столетий назад. Не посетить такое просто невозможно.

Музей открыт каждый день.

  • по четвергам с 10.00 до 20.00
  • другие дни с 10.00 до 18.00

Сколько стоит

  • Цены на билеты вполне демократичны. Вход в музей панорама стоит 19 евро. Стоимость уже включает аудиогид (есть русский язык).
  • Если купить карту Музейного острова можно посетить все его музеи за 18 евро.

Официальный сайт: www.smb.museum

Заказать экскурсию

Pergamonmuseum – Das Panorama

Вы можете воспользоваться услугами профессионального русскоговорящего экскурсовода. Есть экскурсия «Пергамский музей. Истории необычных экспонатов». Заказать её можно здесь.

Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле Adam, район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.

Примечания

  1. Рейтинг посещаемости музеев и выставок // The Art Newspaper Russia № 4 (23). — 2014. — май.
  2. Пергамон-музей,(в Берлине). Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. — М.: Эксмо, 2009. — С. 335. — 512 с.

Литература

  • Nikolaus Bernau, Nadine Riedl: Für Kaiser und Reich. Die Antikenabteilung im Pergamonmuseum. In: Alexis Joachimides u.a. (Hrsg.): Museumsinszenierungen. Zur Geschichte der Institution des Kunstmuseums. Die Berliner Museumslandschaft 1830—1990. Verlag der Kunst, Dresden und Basel 1995, ISBN 3-364-00325-4, S. 171—190.
  • Wilhelm von Bode: Denkschrift betreffend Erweiterungs- und Neubauten bei den Königlichen Museen in Berlin. Imberg {amp}amp; Lefson, Berlin 1907. Auch abgedruckt in: Wilhelm von Bode: Mein Leben. 2 Bd. Verlag H. Reckendorf, Berlin 1930. Bodes Denkschrift zum Bau des Pergamonmuseums.
  • Nicola Crüsemann: Vom Zweistromland zum Kupfergraben. Vorgeschichte und Entstehungsjahre (1899—1918) der Vorderasiatischen Abteilung der Berliner Museen vor fach- und kulturpolitischen Hintergründen. Gebr. Mann, Berlin 2001, ISBN 3-7861-2403-5 (=Jahrbuch Der Berliner Museen N.F. Bd. 42, 2000, Beiheft; =Dissertation, Freie Universität Berlin. 1999).
  • Olaf Matthes: Das Pergamonmuseum. Berlin-Edition, Berlin 2006, ISBN 3-8148-0143-1.
  • Andreas Scholl, Gertrud Platz (Hrsg.): Altes Museum. Pergamonmuseum. Antikensammlung Staatlichen Museen zu Berlin. 3., vollständig überarbeitete und erweiterte Auflage. Von Zabern, Mainz 2007, ISBN 978-3-8053-2449-6.
  • Volker Viergutz: Berliner Museumskrieg. Ein unveröffentlichtes Kapitel der Lebenserinnerungen Ludwig Hoffmanns in Berlin und Geschichte und Gegenwart. In: Berlin in Geschichte und Gegenwart. Jahrbuch des Landesarchivs Berlin. 1993, ISSN0175-8446, S. 85-112. Beschreibt den Konflikt zwischen Wilhelm von Bode und Ludwig Hoffmann um die Gestaltung des Pergamonmuseums.
  • Carola Wedel (Hrsg.): Das Pergamonmuseum. Menschen, Mythen, Meisterwerke. Nicolai, Berlin 2003, ISBN 3-89479-095-4.