Права человека – это… Что такое Права человека?

Что значит, что права человека — это права?

Формально права можно определить как установленные требования со стороны одного человека по отношению к другому.

Праву Павла на что-то соответствуют обязательства со стороны Петра. Это могут быть как негативные обязательства, например не мешать Павлу делать что-то, так и позитивные — делать что-то относительно него.

Скажем, у Павла есть право проиграть все деньги в карты. Обязательство Петра — не препятствовать осуществлению этого права Павлом, даже если сам Петр не хочет, чтобы тот так небрежно растратил свои сбережения. Это негативное право.

Позитивным может быть, например, право на медицинскую помощь. Если у Павла случился сердечный приступ, а Петр — врач, его обязанность не просто не усугублять положение Павла, но попытаться его спасти, предприняв какие-то действия.

Права отличаются от прихотей. В отличие от произвольного желания, если какое-то право Павла не реализуется, он может потребовать, чтобы Петр исполнил свое обязательство. Скорее всего, для этого Павлу придется обратиться ко внешней инстанции — государству. За невыполнение обязательств государство может применить санкции к Петру, например, посадить его в тюрьму. Таким образом, права устанавливаются в рамках определенного нормативного и политического порядка, который служит их гарантом.

Права человека - это... Что такое Права человека?
Протесты против законопроекта, требующего полного запрета абортов. Польша, 2016 год. Источник

Ведь они были бы у нас, даже если бы никакого государства не существовало. Они «выше», фундаментальнее других прав.

Поэтому часто их рассматривают как «моральные права». Так, немецкий философ Эрнст Тугендхат выводил универсальность прав человека именно из «морали универсального и равного уважения ко всем». В таком случае носителями прав человека являются не граждане, то есть члены определенной государственной и правовой системы, а люди как моральные субъекты.

Если права человека есть у человека и без всякого государства просто по праву рождения, мы можем оценить, насколько государство уважает эти не зависящее от него права — то есть насколько оно морально легитимно. Согласно Тугендхату, «любой государственный порядок, в котором отсутствуют права человека, то есть он не дает их своим гражданам, нельзя считать легитимным».

Доктрина прав человека предполагает, будто существует универсальный субъект прав — человек вообще.

Но какого человека мы имеем в виду — какой эпохи, культуры, сословия, возраста и психического состояния? В конечном счете далеко не все готовы подписаться под теорией о наличии у каждого человека какой-то особой «человеческой природы», из которой выводится набор определенных прав.

«Не существует такой рациональной, этической или религиозной формулы, с которой согласился бы весь мир и которая могла бы затем служить для него основой».

Попытку ответить на этот вопрос предпринял немецкий философ Отфрид Хеффе. Рассматривая идею человека, выраженную в доктрине прав человека, он ввел понятие «частичной», или «минимальной антропологии».

Согласно Хеффе, минимальная антропология дает нам только некоторое представление о человеке, которое принципиально неполно. Единственное, что мы можем почерпнуть из доктрины прав человека, — это то, что:

  1. Человек — политическое и социальное существо.
  2. Человек — потенциальная жертва и потенциальный преступник.

По мысли Хеффе, эта неполнота — не плохая новость, а хорошая. Не давая никакого нормативного представления о человеке, учения о его реализации, финальном «спасении» или критериях удавшейся жизни, минимальная антропология может служить платформой для диалога различных сообществ.

Понятие прав человека не отвечает на вопрос «каким должен быть человек?». Это — сфера компетенции конкретных культур, и здесь невозможен консенсус. Но понятие прав человека содержит ответ на вопрос «какому минимуму должен соответствовать человек, чтобы быть человеком?». Трудно найти сообщество, которое решило бы оспорить два аспекта, приводимые Хеффе.

Случаи нарушения прав (деликты)

Деликт – это случай, когда поведение личности (гражданина) не соответствует правовым нормам поведения. Это влечет за собой меры конституционной или гражданской ответственности.

Случаи нарушения прав

Деликты — это случаи нарушения прав

К деликтам относятся:

  • Нарушение основ Конституции.
  • Нарушение устройства Федерации.
  • Нарушение правовых основ государственной власти.
  • Нарушение прав и свобод какого-либо народа (ущемление его суверенитета).
  • Захват власти или полномочий.
  • Нарушение целостности территории государства.
  • Ограничение прав личности и гражданина.
  • Нарушение основ финансовых и экономических отношений или прав собственников на свободное перемещение продукции.
  • Создание антиконституционных группировок и партий.
  • Нарушение порядка государственной выборной системы.
Обязанности граждан РФ

Кратко про обязанности граждан России

  • Знать и соблюдать законодательные нормы страны, в которой проживает и гражданином которой является.
  • Вовремя и полностью выплачивать все сборы и налоги, установленные законодательно.
  • Беречь природные ресурсы страны и не загрязнять окружающую среду.
  • В случае необходимости становиться на защиту Родины и являться в призывные пункты для несения срочной или сверхсрочной службы.
  • Проявлять заботу о детях или пожилых родственниках.
  • Иметь профессию, востребованную для развития экономики страны.
  • Иметь понятие о необходимости сохранения исторических и культурных ценностей.

Также нашим читателям будет интересна подробные статьи про права гражданина РФ за границей и про Закон РФ о двойном гражданстве.

Зачем отрицать идею прав человека?

Права человека - это... Что такое Права человека?

Впрочем, не все разделяют такую позицию. Левого французского философа Алена Бадью она не устраивает именно неполнотой, мнимой универсальностью и фальшивым морализаторством, которые лишают смысла любую конкретную политику. Ведь согласно доктрине прав человека для человека возможны всего два состояния:

  • нарушили права — всё плохо, человек страдает;
  • не нарушили — всё хорошо, человек наслаждается.

«„Права человека“ — то же самое, что и права всего живого: право живого существа оставаться одиноким индивидом, стремящимся к наслаждению. Смертным телом. Жизнью, полной страдания».

Опровержению этой нигилистической философии Бадью посвятил свою «Этику», вышедшую в 1993 году. По его мнению, не существует ни субъекта прав человека, ни неотчуждаемого набора прав. Настоящую субъектность человек обретает не как носитель прав, а участвуя в «процедурах истины»: политике, науке, искусстве, любви.

Права человека — достаточно проблемная идея. С одной стороны, претендуя на универсальность, понятия «человека» и «права» остаются крайне абстрактными. Любая конкретика неизбежно порождает вопросы и критику. С другой, эти вопросы и критика легитимны, ведь права человека — путаный и сырой конструкт. Доктрина появилась не так давно и представляет собой не продуманную теорию, а продукт сложного исторического компромисса.

Когда придумали права человека?

Изложение истории прав человека на 99 % состоит из пустых разглагольствований о якобы «тысячелетней истории»: Великая хартия вольностей 1215 года, испанская схоластика, возвышенные концепции философов Просвещения, политические декларации и т. д. Некоторых заносит дальше: например, протестантский богослов Юрген Мольтман находил доктрину прав человека уже в Ветхом Завете.

Не поймите неправильно, дело не в том, что Джон Локк, Иммануил Кант или Французская Декларация прав человека и гражданина не имеют к современным правам человека никакого отношения. Свой вклад они внесли. Дело в том, что реальные юридические дискуссии еще в начале века выглядели иначе.

«Во время цивилизованной войны солдат, раненый небольшой пулей, отправляется в полевой госпиталь и не двигается дальше. С дикарем всё иначе. Даже если в него попали дважды или трижды, он не перестает продвигаться вперед, не зовет медиков, но идет, идет и, прежде чем кто-нибудь успеет объяснить ему, что он грубо нарушает постановление Гаагской конференции, он отрубает вам голову».

Оцените уровень.

Притом что Гаагская мирная конференция — очевидный прогресс. На ней представители 26 стран признали ключевую для доктрины прав человека идею: интересы граждан и их правительств — не одно и то же. В преамбуле принятой Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны была так называемая клаузула Мартенса, названная по имени своего автора — русского юриста Федора Мартенса.

Права человека - это... Что такое Права человека?
1899 год. Гаагская мирная конференция. На ней был принят запрет на использование ядов и оружия, причиняющих тяжелые страдания противнику. Все 26 стран-участниц подписали финальный документ. Источник

Как тогда обстояли дела с реализацией прав человека?

Если Гаагские конференции 1899 и 1907 годов и имели влияние, то скорее концептуальное. На практике это был провал. «Законы человечности» всё так же подчинялись военной необходимости, сокращения оружейной мощи не произошло, гражданское население осталось незащищенным. Всё это в полной мере продемонстрировала Первая мировая война.

Права человека - это... Что такое Права человека?
1915 год. Шестнадцать лет спустя после первой Гаагской конференции. Члены 47-й дивизии британской пехоты продвигаются сквозь облако ядовитого газа во время битвы при Лосе. Источник

Сама война приобрела характер, как тогда выражались, «тотальной». В ней стороны конфликта рассматривают мирное гражданское население как легитимную цель.

Тем не менее на Парижской мирной конференции 1919 года, официально завершившей Первую мировую войну, речь шла о чем угодно, кроме индивидуальных прав. Достаточно посмотреть устав созданной в результате конференции Лиги Наций. В 23-й статье документа можно найти упоминание гарантий «гуманных условий труда» и «справедливого режима» для коренного населения на подконтрольных территориях.

Вот и всё, что можно отнести к правам человека.

Помимо этого, ряд международных договоров, бо́льшая часть которых была заключена членами Лиги Наций в результате конференции, предполагал так называемые поправки о меньшинствах. Они налагали на страны обязательства гарантировать меньшинствам некоторые права вроде равенства перед законом, набора политических и социальных прав, права на использование родного языка и исповедание своей религии. Правда, страны, обязанные исполнять поправки, время от времени пытались их опротестовать.

Проблема заключалась в том, что период между мировыми войнами прошел в атмосфере отвратительной лжи и демагогии. Так, один из инициаторов создания Лиги Наций, британский политик Джеймс Брайс в 1921 году на голубом глазу писал о «всеобщем принятии демократии как нормальной и естественной формы правления».

К 1930-м разрушаться начал уже европейский парламентаризм, а идеи «сильной руки» находили поддержку даже в США. Молодой американский дипломат Джордж Кеннан, впоследствии известный своим прагматизмом, пришел к выводу, что «у просвещенного деспотизма» больше «хороших возможностей», чем у демократии.

Закономерно, что с распространением подобных идей значение права становилось всё более относительным и, как следствие, зависящим от политической воли. В этом советское право мало чем отличалось от национал-социалистического права Германии. По словам Петра Стучки, одного из создателей советского права, благодаря революции «камня на камне не осталось из всего буржуазного права».

В межвоенный период разговоры о правах человека остались уделом небольших групп профессиональных юристов.

Возвращение прав человека: декларация Уэллса

Первая широкомасштабная кампания в поддержку прав человека была организована практически сразу после начала Второй мировой войны. 23 октября 1939 года английский фантаст Герберт Уэллс написал письмо в газету «Таймс». Цель письма — объяснить, «за что мы сражаемся». Уэллс обратился к классическому «парламентаристскому» ходу — декларации, черновой вариант которой сопровождал письмо.

В ходе кампании, развернувшейся вслед за публикацией, текст декларации был разослан 300 редакторам из 48 стран, среди которых был, например, американский президент Франклин Рузвельт. Начиная с 1940 года Уэллс публиковал свою декларацию и так и этак: в сборниках и отдельной книгой, в журналах и газетах, с коротким и длинным введением, с комментариями публичных персон и без.

Права человека - это... Что такое Права человека?
1940 год. Декларация Уэллса, вышедшая отдельной книгой. Десять статей документа затрагивали темы дискриминации, здоровья, образования, оплаты труда, свободы перемещения, собственности, запрета пыток и стерилизации, а также ряд других. Источник

Понятие прав человека, конституционные права и свободы

свобода слова,свобода совести,свобода от нуждыи свобода от страха.

В конце речи Рузвельт подчеркнул: «Свобода означает первенство прав человека везде».

В 1942 году с принципами Атлантической хартии согласились 26 стран-союзниц, подписавшие Декларацию Объединенных Наций. К 1945 году их число возросло до 51 государства.

Содержание

Содержание

Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона государства РФ.

– Подраздел 1. Становление института правового статуса человека и гражданина.

Права человека - это... Что такое Права человека?

– Подраздел 2. Структура и характер прав человека.

– Подраздел 3. Современное правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина.

Раздел 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ.

– Подраздел 1. Понятие и гарантии конституционных прав и свобод.

– Подраздел 2. Личные права и свободы в системе прав и свобод.

Права человека - это... Что такое Права человека?

Раздел 3. Личные права и свободы в системе правового статуса человека.

– Подраздел 1. Проблемы практической реализации личных прав и свобод

Раздел 4. Защита прав человека.

– Подраздел 1. Международные принципы защиты прав человека.

– Подраздел 2. Права и бесправие человека сегодня.

Права человека.

Права человека – это права, образующие основу правового статуса личности.

Права человека – это права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека – это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-пра­вовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и госу­дарства.

Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона страныРФ.

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление.

Отказ в предоставлении человеку прав и свобод является не отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Собственно говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой обманчиво простой идеи, однако, очень существенные социальные и политические последствия.

Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами – либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно, как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.

Мы имеем право на права человека, и они, в свою очередь, дают права нам. Каждый человек обладает правами человека, защищающими его от государства и общества, и они создают определенные рамки для политической компании и определяют уровень политической легитимности. В случаях, когда происходит систематический отказ в правах человека, требования этих прав могут быть революционно-позитивными.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явилась буржуазно-демократические революции ХVII — ХVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное право начало попадать под влияние международных стандартов. Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам человека, без какой-либо дискриминации.

Первым крупным правовым актом стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, причем СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались. 3 сентября 1953 года была принята Европейская конвенция о правах человека. Этот документ гарантировал гражданам государств членов Совета Европы соблюдение их конституционных прав.

1.1 Права человека

Существенным отличием международных правовых документов от прочих международных соглашений является то, что обязательства, накладываемые на государства члены Совета Европы, регулируют отношения не столько с другими государствами, сколько имеют своей целью защитить права и свободы граждан именно этого государства.

Становление института правового статуса человека и гражданина.

Современное понимание правового статуса, которое ассоциируется у нас, прежде всего, с всеобщей декларацией прав человека и конституционными нормами, возникло не так давно. И главная тому причина – особенности исторического развития Российской Федерации.

Возникновение понятия «права человека», т. е. осо­знание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V—IV вв. до н. э. древнегреческие мысли­тели (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обуслов­ленные природой права.

Аристотель одним из основопо­лагающих считал право на частную собственность, кото­рое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальней­шее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей.

С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную дейст­вительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали крите­рием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Непре­ходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопас­ность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1948 г.

Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека игра­ют Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах и Международный пакт об экономичес­ких, социальных и культурных правах 1966 г. В на­стоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах боль­шинства государств, являющихся членами фирмы Объединенных Наций.

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Госу­дарство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для опре­деленной группы лиц, сословия, класса, то оно характе­ризуется как антидемократическое (авторитарное, тота­литарное и т.

Суд над нацистами и появление современной доктрины прав человека

1.2 Заключительная часть Декларации Независимости, первая подпись во втором столбике слева принадлежит Аарону Зислингу

Тем не менее в это время артикулированной доктрины прав человека еще не было. Всё создавалось на скорую руку, часто от противного — чтобы противопоставить нацистской идеологии хоть что-то. К тому же формулы и постулаты — это одно, а юридическая практика — совсем другое. Ключевую роль в том, что права человека стали превращаться именно в права, сыграли последовавшие за окончанием войны трибуналы, в частности — Нюрнбергский.

Права человека - это... Что такое Права человека?
1945 год. Нюрнбергский трибунал. Среди подсудимых: Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Карл Дениц, Эрих Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель. Источник

В результате него 12 человек были приговорены к смертной казни, 5 — к длительным тюремным срокам. Он судил обвиняемых в преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Наибольшее влияние на представление о правах человека оказала третья категория — «преступления против человечности». Фактически ее введение было инициировано голой необходимостью — наказать нацистов. В частности, покарать немцев за депортацию, преследование и казни немецких же граждан.

Согласно международным законам войны того времени, то, как государство относится к своим подданным, оставалось вопросом его внутренней юрисдикции. Тем не менее масштаб вынудил трибунал пересмотреть идеи государственного иммунитета. Речь больше не шла об одной Германии и даже об отношениях между несколькими государствами.

Как подытожил главный обвинитель со стороны США Роберт Джексон, «реальный обвинитель в этом деле — Цивилизация».

Конечно, всё это имело зыбкие юридические основания. Ханна Арендт справедливо заметила, что «не было другого такого преступления, перед рассмотрением которого в Нюрнберге судьи чувствовали бы себя так неуверенно».

Что делать с правами человека?

2.1 Конституция СССР

Согласно доктрине, права человека — универсальны и вневременны. Но доктрина относится к сфере идей. В реальности же права человека не существовали до недавнего времени. Они появились в определенный момент, с определенной целью.

Во время идеологического противостояния и глобального дележа мира нужна была идеологическая платформа, альтернативная коммунизму и нацизму. Этот процесс совпал с развитием международного права, преследовавшего карательные цели. В результате возникла современная система защиты прав человека.

Понимая это, мы можем посмотреть на права человека немного иначе. Мы можем задать инструментальный вопрос — что делать с ними?

Учитывая уровень постсоветской правовой культуры, ответ очень простой.