Страны СНГ: список на 2020 год

Сферы сотрудничества

Соглашением
2005 года предусматривалось осуществлять
стратегическое партнёрство через
формирование четырёх общих пространств
(«дорожные карты»):

  • экономического;

  • внутренней
    безопасности и правосудия;

  • внешней безопасности;

  • науки и образования.

Идею
ОЕЭП предложил Романо
Проди в
2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но
до настоящего времени эта идея не может
быть осуществлена, так как между ЕС и
Россией не существует даже зона
свободной торговли.

В
практическом плане это должно было
вылиться в сближение экономик России
и Евросоюза, углубление совместного
сотрудничества в борьбе с организованной
преступностью, терроризмом, незаконной
миграцией, а в перспективе — и в
отмену визового режима.

Общее
пространство внешней безопасности
предполагало наращивание сотрудничества
сторон в решении международных проблем.

По
статистике, на Евросоюз приходится
половина объёма внешней
торговли России,
а государства-участники этой организации
являются крупнейшими прямыми инвесторами
в российскую экономику. Россия в основном
выступает в роли поставщика энергоресурсов.

Организационные аспекты Содружества

Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование — Содружество Независимых Государств.

В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию. А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

История создания СНГ

История создания СНГ

Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

Безвизовый режим

27
августа 2002 г. президент России Владимир
Путин направил
в адрес председателя Европейской
Комиссии и глав государств-членов ЕС послание
по проблематике жизнеобеспечения
Калининградской области в свете
расширения ЕС, в котором было предложено
рассмотреть вопрос о переходе в
перспективе на безвизовый режим взаимных
поездок.

Это послание явилось официальным
началом переговоров по вопросу безвизовых
поездок граждан России и стран
Европейского Союза. На удивление, ЕС
не отверг возможность установления
безвизового режима с Россией, а, напротив,
на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30
сентября 2002 г. было принято решение
рассмотреть отдельно в качестве
долгосрочной перспективы вопрос о
возможности установления с Россией
безвизовых отношений.

Характеристики СНГ

Границы организации включают следующие государства:

  1. Россию.
  2. Беларусь.
  3. Среднеазиатские: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
  4. Молдову.
  5. Азербайджан.
  6. Армению.
  7. Казахстан.

Богатейшими странами являются Россия, Азербайджан, Туркменистан.

Характеристика стран СНГ

Характеристика стран СНГ

В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

Обзор стран СНГ по численности населения:

  • Россия — 146,8 млн человек.
  • Таджикистан — почти 8,7 млн человек.
  • Узбекистан — 32,2 млн чел.
  • Азербайджан — 9,6 млн чел.
  • Армения — почти 3 млн чел.
  • Беларусь — почти 9,5 млн чел.
  • Казахстан — 6,5 млн чел.
  • Кыргызстан — 6 млн чел.
  • Молдова — 2,9 млн чел.
  • Туркменистан — около 5 млн человек.

Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами. Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии. Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

Единое экономическое пространство

На
российско-германско-французском саммите
в Довиле 19
октября 2010 года лидеры Германии, России
и Франции согласовали план действий,
по которому, согласно Николя
Саркози,
через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут
представлять собой единое экономическое
пространство — без виз и с общей
системой безопасности.

В
то же время, по состоянию на 2004, переговоры
по наполнению четырёх пространств
практическим содержанием продвигаются
медленно. Наибольших успехов стороны
достигли в формировании общего
экономического пространства.

Что
касается вопросов внутренней и внешней
безопасности, то расширение ЕС,
осуществлённое в 2004 году, вызвало к
жизни новые проблемы, при этом отношения
с Россией были низведены Евросоюзом
до ранга отношений с так называемыми
государствами «непосредственного
соседства», куда также попали
страны Северной
Африки, Украина, Молдавия, Грузия и
т. п.

С
присоединением 10 новых стран негативное
отношение к России в штаб-квартире ЕС
усиливается. Показательной стала
проведённая 10
октября 2004 встреча
глав МИД 11 стран — членов ЕС
(Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия,Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия),
на которой было выдвинуто требование
поднять роль «малых стран» во внешней
политике ЕС, а более конкретно —
ужесточить политику ЕС в отношении
России.

Претензии
России к ЕС касаются:

  • предложений ЕС
    о ведении диалога с Россией в рамках
    программы «Новое партнерство» —
    единого плана сотрудничества ЕС с
    граничащими с ним государствами, что
    ставит Россию на уровень североафриканских
    государств;

  • неурегулированности
    вопросов перевозки грузов и пассажиров
    между основной территорией России
    и Калининградской
    областью;

  • ущемления прав
    русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;

  • попыток ЕС
    противостоять сохранению внешнеполитического
    влияния России на постсоветском
    пространстве;

Страны СНГ: список на 2020 год

Претензии
ЕС к России касаются:

  • нарушений прав
    человека в Чечне и
    гражданских свобод;

  • сохранения
    российских военных баз
    в Приднестровье и Грузии,
    вмешательства России во внутригрузинские
    конфликты (Абхазия и Южная
    Осетия);

  • заниженных
    внутрироссийских цен на энергоносители
    по сравнению с мировыми ценами;

  • взимания Россией
    компенсационных выплат с европейских
    авиакомпаний за использование ими
    беспосадочного транссибирского
    маршрута.

Россия
и СНГ – см. вопрос 4

Россия
и США

В
настоящее время отношения между Россией
и США развиваются в таких областях как
борьба с терроризмом,
нераспространение ядерного
оружия,
космические
исследования

После
распада СССР Российская
Федерация объявила
себя государством-продолжателем Советского
Союза, благодаря чему Россия унаследовала
постоянное место в Совете
Безопасности ООН.
Американские консультанты активно
участвовали в разработке экономических
реформ,
знаменовавших собой переход России от
плановой к рыночной экономике. В
переходный период США оказывали России
гуманитарную помощь (операция
«Provide Hope»).
Отношения России и США улучшились, но
ненадолго

Развал
Советского Союза, экономический и
социально-политический кризис в России,
резкое падение её международного
престижа и военно-политического
потенциала привели к тому, что США стали
фактически единственным мировым
лидером. В России рассчитывали, что с
роспуском Организации
Варшавского договора НАТО рано
или поздно также будет распущено, тем
более что руководство США давало
гарантии того, что блок не будет
расширяться на восток.

Однако в1999 в
НАТО были приняты Чехия,Польша и Венгрия,
а
в 2004 —Эстония, Латвия, Литва, Румыния,Словакия, Словения и Болгария.
Этот факт, а также операции США и их
союзников против Югославии, Афганистана
и Ирака вызвали в России замешательство
по поводу выстраивания отношений с
США.

С одной стороны, после террористического
акта 11 сентября 2001 в
США Россия присоединилась
к антитеррористической
коалиции,
возглавляемой США, рассчитывая на то,
что под понятие «терроризма» удастся
подвести и действия чеченских
сепаратистов, а значит, получить хотя
бы молчаливую поддержку Запада; с
другой, уже 13
июня 2002 США
денонсировали договор по ПРО от 1972
года,
мотивируя это необходимостью защиты
от «стран-изгоев».

В 2003 Россия
совместно с Францией и Германией
фактически возглавили «лагерь
несогласных» с действиями США в
отношении Ирака.
В конце 2004 в
российско-американских отношениях
наступило небывалое «похолодание»,
связанное с событиями на Украине («Оранжевая
революция»).
Борьба за влияние между Россией и США
охватила всёпостсоветское
пространство

К
основным проблемным вопросам между
Россией и США относятся помощь
России Ирану в
осуществлении ядерной
программы,
энергобезопасность, ситуация
в Грузии, Украине и Палестине,
а также развёртываемая Соединенными
Штатами вЕвропе система
противоракетной обороны.
Под предлогом развития демократии США
финансируют некоторые российские
неправительственные организации и
политические партии.[14]

4
мая 2006 вице-президент
США Ричард
Чейни,
находясь в Вильнюсе,
произнёс речь, которую многие теперь
называют «Вильнюсской» по примеру
«Фултонской» речи Черчилля.
По его словам, США не устраивает
«использование Россией своих минеральных
ресурсов в качестве внешнеполитического
оружия давления, нарушение в России
прав человека и деструктивные действия
России на международной арене».

В
начале 2007 между
США и Россией с новой силой разгорелся
конфликт по поводу намерения США
разместить в Польше иЧехии элементы
своей системы ПРО. По словам руководства
США, этот шаг направлен на защиту Европы
от северокорейских и иранских ракет.
Российское руководство категорически
отвергает такое объяснение.

8
февраля 2007
министр обороны СШАРоберт
Гейтс заявил,
что «Соединённым Штатам Америки
следовало бы быть готовыми к возможному
вооружённому конфликту с Россией». В
свою очередь, на Мюнхенской
конференции по безопасности 10
февраля 2007 Владимир
Путин с
жёсткой критикой обрушился на внешнюю
политику США.

14
июля 2007 президент
России Владимир Путин подписал Указ
«О приостановлении Российской Федерацией
действия Договора
об обычных вооружениях в Европе и
связанных с ним международных договоров».
Наблюдатели полагают, что это решение
стало первым шагом российского
руководства в сторону коренного
изменения военно-политической обстановки
на европейском континенте, складывающейся
с начала 1990-х годов
не в пользу России.

В
сопровождающей документ справке
указывается, что данное решение было
вызвано «исключительными обстоятельствами,
влияющими на безопасность Российской
Федерации». К таковым, в частности,
отнесены:

  1. Превышение
    восточноевропейскими государствами —
    участниками ДОВСЕ, присоединившимися
    к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ
    в результате расширения альянса;

  2. Невыполнение
    странами НАТО принятого
    в 1999
    году политического
    обязательства об ускоренной ратификации
    Соглашения об адаптации ДОВСЕ;

  3. Отказ Латвии,
    Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от
    участия в ДОВСЕ и, в результате, появление
    на северо-западной границе РФ территории,
    «свободной» от ограничений на размещение
    обычных вооружений, в том числе и
    вооружений других стран;

  4. Планируемое
    размещение военных баз США на территориях
    Болгарии и Румынии.

В августе 2008
года новый
виток противостоянию России и США
дало вторжение
грузинских войск в Южную Осетию.Российские
войска очистили территорию почти
полностью захваченной непризнанной
республики от грузинской армии и в
течение нескольких дней продолжали
бомбардировки военных объектов на всей
территории Грузии,
после чего Россия официально признала
Южную Осетию и Абхазию независимыми
государствами. Под
вопросом оказалось дальнейшее
существование Совета Россия-НАТО.

На
брифинге 07.01.2009, посвящённом политике
уходящей администрации президента США
Буша-младшего, его советник по
нацбезопасности Стивен
Хэдли,
говоря об американо-российских
отношениях, так сформулировал итоги
последних лет: «…президент
Буш работал над тем, чтобы перевести
двусторонние отношения из русла
противостояния времен «холодной войны»
на путь сотрудничества в тех областях,
где мы имеем общие интересы, решая при
этом имеющиеся разногласия в открытой,
последовательной и транспарентной
манере».

Соединённые
Штаты, несмотря на проблемы в политической
сфере, традиционно являются одним из
ведущих торговых партнеров России.

19
ноября 2006 в
рамках российско-американской встречи
на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое был
подписан Протокол о завершении
двусторонних переговоров с США по
условиям присоединения России к ВТО в
пакете с межправительственными
соглашениями о сельскохозяйственных
биотехнологиях, о торговле говядиной,
об инспекциях предприятий, о торговле
свининой, о защите прав интеллектуальной
собственности и о процедуре импортного
лицензирования товаров, содержащих
шифровальные средства.

В 2005 поставки
в США российской
нефти и нефтепродуктов достигли уровня
466 тыс. баррелей в день. При сохранении
этой тенденции Россия может
войти в четвёрку основных экспортёров
энергоресурсов в США. В 2003 «Газпром»
начал работу над проектом поставок в
CШA сжиженного природного газа.

В 2005
были осуществлены первые «своповые»
поставки. В середине 2000-х годов США
занимали 6 место (8,3 млрд долл.) по
объёму накопленных иностранных
инвестиций в России (6,5 %
от общего объёма), причём примерно
половина американских прямых инвестиций
вложена в топливно-энергетический
комплекс.

В
числе основных проектов — «Сахалин-1»
и Каспийский
трубопроводный консорциум.
На российских автозаводах расположены
сборочные цеха американских автомобилей
марки Форд, General
Motors.
На непроизводственную сферу приходится
четверть прямых инвестиций США,
направляемых в первую очередь в
банковскую и страховую деятельность,
а также в сферу информационных услуг.

Этапы деятельности

Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

ВВП в странах бывшего СССР

В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

  1. 1991–1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
  2. 1993–1997 — происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
  3. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

Страны СНГ: список на 2020 год

Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2020, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов. В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических.

Основные векторы работы стран Содружества на 2020 год:

  • Поддержка демографической ситуации в странах.
  • Развитие институтов семьи и семейных ценностей.
  • Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью.
  • Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
  • Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем. Это необходимо для того, чтобы снизить НДС на товары, услуги, импорт и экспорт в СНГ. Деятельность Таможенного союза и Зоны свободной торговли направлена на снижение налогов.
  • Разработка нормативно-правовой базы, которая улучшит экономическое сотрудничество между странами и предоставление многим компаниям преференциальных условий торговли.
  • В гуманитарную сферу входит культура, наука, образование, где происходит реализация крупных проектов, программ обмена, повышения квалификации, внедрения инновационных разработок и технологий.
  • Создание условий для приема и адаптации мигрантов, в связи с чем принимаются постоянно правоохранительные меры и действия в сфере безопасности.
  • Проведение активной внешней политики со странами Евросоюза, Азии, Америки, Австралией. Внешнеполитическая деятельность сводится к торговле, проведению совместных экономических форумов, реализации инвестиционных и строительных проектов.
Внутренняя политика стран СНГ

Внутренняя политика стран СНГ

Главное внимание уделяется развитию экономического сотрудничества, поскольку не все члены СНГ развиты одинаково. Самая богатая страна Содружества Россия. Из Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана сюда постоянно приезжает большое количество мигрантов, желающих найти работу в РФ. Эти государства постоянно попадают в перечень самых бедных стран СНГ.

А также многочисленную группу приезжих составляют казахи. В связи с наплывом граждан других стран, занятых на строительстве автодорог, объектов жилищной и социальной инфраструктуры, торговых центров, на складах, в торговле, в России и других странах СНГ разработаны специальные нормативные акты. Они направлены на то, чтобы улучшить положение мигрантов, обеспечить пенсионеров социальными выплатами, вынужденных переселенцев — пособиями по безработице.

А также соответствующими документами предусмотрено обеспечение матерей с детьми льготами.

Поэтому страны-лидеры делают все возможное, чтобы активизировать деятельность Таможенного союза, установив единые тарифы, пошлины на услуги, товары, экспорт и импорт. Это поможет наполнить бюджеты республик, установить адекватные цены на бензин, нефть, газ, и вывести бедные государства организации на новый уровень экономического развития.

Группа высокого уровня

При
этой Группе функционирует Группа
высокого уровня в
качестве старшего консультативного
органа по ядерной политике и вопросам
планирования.

С
1998 г. КПО подчинена и Группа
защиты оружия высших уровней, функцией
которой является контроль над
безопасностью ядерного оружия и его
защитой, а также решение вопросов
выживаемости. Эта группа состоит из
специалистов высшей квалификации в
соответствующих областях. Её председателем
является представитель США высокого
ранга.

Военный комитет

США,
Великобритании, Франции, Бельгии,
Нидерландов, Люксембурга, Канады,
Италии, Португалии, Норвегии, Дании,
Исландии; в 1952 к договору присоединились
Греция и Турция, в 1955 — ФРГ. Статья 5 —
важнейшая ст. Североатлантического
договора — устанавливает, что в случае
«вооружённого нападения» на одного
или нескольких его участников другие
члены НАТО немедленно окажут помощь
стране или странам, подвергшимся
«нападению», путём осуществления такого
действия, какое они «сочтут необходимым,
включая применение вооружённой силы».

Географическая
сфера действия договора, определяемая
ст. 6, охватывает территории всех
участников договора, острова «в
североатлантическом районе — к северу
от тропика Рака», находящиеся под
юрисдикцией участников договора, и
Средиземное море. Ст. 4 договора
предусматривает консультации между
странами — членами НАТО всякий раз,
когда, по мнению любой из них,
«…

территориальная целостность,
политическая независимость или
безопасность любой из сторон окажется
под угрозой». Эта статья имеет целью
«обосновать», в случае надобности,
вмешательство НАТО во внутренние дела
её участников (например, в случае
возникновения революционной ситуации
в той или иной стране).

В договоре не
указывается срок его действия. Согласно
ст. 13, любая страна, входящая в НАТО,
имеет право отказаться от участия в
договоре через 20 лет после его вступления
в силу и выйти из него через год после
уведомления о его денонсации. В июле
1966 Франция вышла из военной организации
НАТО, оставаясь участницей
Североатлантического договора.

НАТО
является грандиозным военно-политическим
блоком 28 государств, обладающим всей
необходимой инфраструктурой и системой
органов по её управлению. Это сотни
комитетов, групп, служб, управлений или
подразделений планирования, воинских
и гражданских (транспортных, медицинских
и т. д.

) и даже учебных Центров по
подготовке и переподготовке специалистов.
НАТО — межправительственная
организация, члены которой выделяют
средства и ресурсы, необходимые для
повседневного функционирования её в
соответствии с Договором: проведения
встреч, подготовки и принятия решений,
реализации других задач в рамках общих
интересов всех членов альянса.

Основная
часть военных сил и военной инфраструктуры,
принадлежащих государствам-членам
НАТО, остаются под их непосредственным
управлением и национальным командованием
до тех пор, пока не возникнет необходимости
в их выделении целиком (или частично)
для решения определенных военных задач
под общим НАТОвским командованием.

Финансирование обучения и содержания
национальных контингентов осуществляется
за счет бюджета соответствующих
государств. Они же несут все расходы
по содержанию своих представительств
при НАТО, выплачивают жалованье офицерам,
прикомандированным к штаб-квартире
альянса. Жалованье гражданских служащих
выплачивается из бюджета НАТО. Все
программы НАТО финансируются совместно
теми государствами, которые в них
участвуют.

Высшим
военно-политическим органом организации
с декабря 1967 года стал Комитет
планирования обороны. Он имеет равные
с Советом права в сфере своей компетенции.
Это высшая военная власть альянса —
структура, состоящая из постоянных
представителей государств-членов. КПО,
как и Совет, собирается на уровне
министров обороны не менее двух раз в
год для обсуждения вопросов, связанных
с военным обеспечением безопасности.

Комитет выносит рекомендации политическим
властям НАТО и определяет меры, которые
с его точки зрения необходимы для
обеспечения общей безопасности
государств-членов НАТО. КПО помогает
развивать стратегические концепции и
ежегодно готовит обстоятельные оценки
сил и возможностей стран и регионов,
откуда может исходить опасность для
НАТО.

Высшим
военным органом НАТО является Военный
комитет, состоящий из начальников генеральных
штабов стран —
членов НАТО и гражданского представителя
Исландии, не имеющей регулярных
вооруженных сил, и собирающийся не реже
двух раз в год на свои заседания.

При
нём созданы три верховных командования:

  1. Верховное
    союзное командование в Европе, официально
    формируемое начальниками штабов
    союзных государств и возглавляемое
    Верховным главнокомандующим союзных
    войск;

  2. Командование
    Атлантического океана, которое
    возглавляется Верховным союзным
    командующим Атлантики;

  3. Командование
    Канала (так называют Ла-Манш), которое
    возглавляется командующим Канала.

В
задачу командования входит планирование
мер по защите соответствующих зон в
мирное время (создание баз, аэродромов,
прокладка трубопроводов, постройка
складов, создание систем коммуникаций)
и практическая реализация намеченных
мер — в военное время.

Верховное
главное командование в Европе
возглавляется верховным
главнокомандующим (всегда —
американским генералом).
В его подчинении находятся главные
командования на трёх европейских театрах
военных действий: Североевропейском,
Центральноевропейском и Южноевропейском.
В период между заседаниями функции
Военного комитета выполняет Совет НАТО
(Постоянный комитет).

Военному
комитету помогает Международный военный
штат, состоящий из военного персонала,
направляемого государствами для работы
в штаб-квартире НАТО. Он готовит и
реализует его решения, а также налаживает
военное сотрудничество как между
государствами-членами, так и третьими
странами. В 2002 г.

штат насчитывал
около 16 тыс. человек. Руководит им
четырёхзвездный генерал, избираемый
Военным комитетом из числа кандидатур,
названных государствами-членами НАТО.
Он имеет в своем подчинении пять
вице-директоров, каждый из которых
руководит соответствующим подразделением
штаба (планов и политики, операционным,
разведывательным, кооперации и
региональной безопасности, логистики,
вооружений и ресурсов).

Группа быстрого реагирования

На
встрече глав государств и правительств
стран НАТО в Вашингтоне в апреле 1999 г.,
с учетом опыта действий альянса на
Балканах, в Сомали, на Гаити и в других
районах, был усилен акцент на кризисы
и взаимодействие стран НАТО между
собой. Это означает готовность НАТО
быстро развертывать свои силы уже не
только в зоне Северной Атлантики, как
это понималось до 1990-х годов, но и в
любом районе мира.

Для этого создана
группа быстрого реагирования, программа
действий которой разрабатывается и
уточняется высшими должностными лицами
государств. Эта группа собирается под
председательством заместителя
Генерального секретаря НАТО каждые
несколько недель для анализа происходящих
в мире процессов и реагирования на них.

Верховный главнокомандующий

Верховный
главнокомандующий является
ответственным за выполнение всех
военных мер в соответствующей зоне. Он
вправе давать рекомендации политическим
и военным властям НАТО по любому военному
вопросу, который может затрагивать его
способность выполнять возложенные на
него обязанности.

Главный штаб

Вместе
с председателем Военного комитета НАТО
верховные главнокомандующие выступают
как высшие военные представители в
Главном штабе вооруженных сил союзников.
В рамках союзного командования в Европе
функционируют две региональные команды:

  • Союзные
    силы Северной Европы: Бельгия,
    Великобритания, Германия, Дания,
    Люксембург, Нидерланды, Норвегия,
    Польша и Чехия; штаб-квартира находится
    в г. Брунсаме, Нидерланды;

  • Союзные
    силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия,
    Испания и Турция; штаб-квартира —
    г. Неаполь, Италия.

Верховное
командование в Атлантике состоит из
пяти штабов:

  1. Восточная
    Атлантика,

  2. Западная
    Атлантика,

  3. Южная
    Атлантика,

  4. Ударный
    флот,

  5. Союзное
    командование подводными кораблями.

Генеральный секретарь

Повседневную
деятельность всех структур НАТО
организует Международный
секретариат во
главе с Генеральным секретарем,
назначаемым правительствами-членами.
Генеральный секретарь является
одновременно и председателем Совета
НАТО, Комитета планирования обороны,
Группы ядерного планирования, а также
номинальным председателем всех других
главных комитетов НАТО, сопредседателем
постоянного Совета НАТО — Россия и
комиссии НАТО — Украина.

Он призван
организовывать и продвигать процессы
обсуждений, принятия решений и их
реализации. Генеральный секретарь сам
наделен правом предлагать проблемы
для обсуждения и принятия решений,
использовать свои службы для урегулирования
возможных споров и расхождений между
государствами-членами НАТО.

Он является
основным представителем НАТО во внешних
сношениях и докладчиком в контактах с
отдельными правительствами и
общественностью. Во время отсутствия
Генерального секретаря эти функции
выполняет его заместитель, являющийся
председателем всех комитетов и групп
среднего уровня. В подчинении у
Генерального секретаря находится
достаточно разветвленный международный
штат сотрудников, разделенный на службу
Генерального секретаря, пять операционных
отделов, службу управления и службу
финансового контроля.

Каждый из этих
отделов возглавляется одним из помощников
Генерального секретаря. Помощник
является председателем главного в
соответствующем отделе комитета.
Подчиняется Генеральному секретарю
также исполнительный секретарь,
ответственный за организацию работы
органов НАТО на уровнях министров и
послов.

С
2009 — Расмуссен,
Андерс Фог 
Официальные
языки НАТО — английский и французский.

Штаб-квартира
совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Нато в Афганистане

Операция
в Афганистане является самой значительной
из всех, доныне осуществлявшихся
Североатлантическим союзом. Сформированные
в соответствии с мандатом ООН в 2001 году
Международные силы содействия
безопасности (МССБ или ИСАФ) действуют
под руководством НАТО с августа 2003
года.

На
всей территории Афганистана в составе
МССБ действуют чуть больше 130 тыс.
военнослужащих из 48 стран. Их задача –
помогать центральному правительству
Афганистана укреплять свою власть,
создавая тем самым условия для надлежащего
функционирования демократических
институтов и установления верховенства
закона.

Один
из важнейших элементов задачи – создание
профессиональных Сил национальной
безопасности Афганистана, что даст
афганцам возможность в большей мере
обеспечивать собственными силами
безопасность страны. В этой области
уже наблюдается значительный прогресс.
С 2003 года численность афганской армии
выросла с нуля до около 119 400 военнослужащих
сегодня. Она начала брать на себя
руководство большинством операций.

Помимо
проведения операций по обеспечению
безопасности и создания афганской
армии и полиции МССБ также непосредственно
содействует развитию и восстановлению
Афганистана благодаря 26 группам
восстановления провинций, которые
определяют потребности в восстановительных
работах и помогают вести гуманитарную
деятельность по всей стране.

Между
Балканами и Афганистаном находится
Ирак, где НАТО проводит относительно
небольшую, но важную операцию по
поддержке.

На
Стамбульской встрече в верхах в июне
2004 года союзники по НАТО поднялись над
своими разногласиями и согласились
принять участие в мероприятиях
международного сообщества, помогавшего
Ираку в создании боеспособных и
подотчетных сил безопасности. В
результате увидела свет Учебная миссия
НАТО в Ираке (НТМ-И).

В
рамках НТМ-И обеспечивается многоплановая
поддержка в области учебной подготовки,
консультаций и наставничества. В
оказании помощи в проведении подготовки
в Ираке или за его пределами участвуют
все страны-члены НАТО, будь то в форме
финансовых средств или безвозмездной
передачи вооружения и военной техники.

Развивая
эту инициативу, НАТО разрабатывает
вместе с правительством Ирака структурные
рамки для сотрудничества, что направлено
на создание долгосрочных отношений
между Североатлантическим союзом и
Ираком.

Страны с особым статусом в Евросоюзе

1951
год – Парижский договор и создание
Европейского объединения угля и стали
(ЕОУС)
1957 год – Римский договор и
создании Европейских экономических
сообществ (ЕЭС) и Евратома
1967 год –
договор о слиянии в результате которого
был создан единый Совет и единая Комиссия
для трех европейских сообществ ЕОУС,
ЕЭС и Евратома
1979 год – первые всенародные
выборы в Европейский парламент
1985
год – подписание Шенгенского соглашения
1986
год – принятие «Единого европейского
акта» – первое существенное изменение
учредительных договоров ЕС
1993 год –
Маастрихтский договор и создание на
основе Сообществ Европейского союза
1999
год – введение единой европейской валюты
– евро (в наличном обращении с 2002)
2004
год – подписание Конституции ЕС (в силу
не вступила)
2007 год – подписание
договора о реформировании в Лиссабоне


Великобритания и Ирландия подписали
Шенгенское соглашение на условиях
ограниченного членства. Великобритания
также не сочла нужным вступать в зону
евро.
– Дания и Швеция в ходе референдумов
также решили сохранить национальные
валюты
– Норвегия и Исландия не являются
членами ЕС, однако входят в Шенгенскую
зону.

Европе́йский
сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое
объединение 27 европейских государств. Нацеленный
на региональную
интеграцию,
Союз был юридически закреплён Маастрихтским
договором в
1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993
года) на принципах Европейских
сообществ.

С
помощью стандартизированной системы
законов, действующих во всех странах
союза, был создан общий
рынок, гарантирующий
свободное движение людей, товаров,
капитала и услуг, включая отмену
паспортного контроля в пределах Шенгенской
зоны,
в которую входят как страны-члены, так
и другие европейские государства.

Союз
принимает законы (директивы,
законодательные акты и постановления)
в сфере правосудия
и внутренних дел,
а также вырабатывает общую политику в
области торговли,сельского
хозяйства,
рыболовства и
регионального развития. Семнадцать
стран союза ввели в обращение единую
валюту, евро,
образовав еврозону.

Будучи
субъектом международного
публичного права,
Союз имеет полномочия на участие в
международных отношениях и
заключениемеждународных
договоров.
Сформирована общая
внешняя политика и политика безопасности,
предусматривающая проведение
согласованной внешней и оборонной
политики.

ЕС —
международное образование, сочетающее
признаки международной
организации (межгосударственность)
и государства(надгосударственность), однако
формально он не является ни тем, ни
другим. В определённых областях решения
принимаются независимыми наднациональными
институтами, а в других — осуществляются
посредством переговоров между
государствами-членами.

В
Европейский союз входят 27
государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания,Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия,Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество
стран, участвующих в союзе, выросло с
начальных шести — Бельгии,
Германии, Италии,
Люксембурга, Нидерландов и Франции.

присоединились Португалия и
Испания.
1990 год: ГДР присоединилась
к Западной Германии.
1995 год (15 стран):
присоединились Австрия, Финляндия,
Швеция.
2004 год (25 стран): присоединились:
Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта,
Польша, Словакия, Словения, Чехия,
Эстония.
2007 год (27 стран): присоединились
Болгария и Румыния.

Для
вступления в Европейский союз
страна-кандидат должна
соответствовать Копенгагенским
критериям,
принятым в июне 1993 года на заседании
Европейского совета в Копенгагене и
утвержденным в декабре 1995 года на
заседании Европейского совета в Мадриде.
Критерии требуют, чтобы в государстве
соблюдались демократические
принципы,
принципы свободы и
уважения прав
человека,
а также принцип правового государства.

Ни
одно государство не покидало союза,
однако Гренландия,
автономная территория Дании, вышла из
состава в 1985-м.Лиссабонский
договор предусматривает
условия и процедуру выхода какого-либо
государства из союза.

Суд
Европейского союза проводит свои
заседания в Люксембурге и
является судебным органом ЕС высшей
инстанции.

Суд
регулирует разногласия между
государствами-членами; между
государствами-членами и самим Европейским
союзом; между институтами ЕС; между ЕС
и физическими либо юридическими лицами,
включая сотрудников его органов (для
этой функции недавно был создан Трибунал
гражданской службы).
Суд дает заключения по международным
соглашениям;

он также выносит
предварительные (преюдициальные)
постановления по запросам национальных
судов о толковании учредительных
договоров и нормативно-правовых актов
ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для
исполнения на территории ЕС. По общему
правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется
на сферы компетенции ЕС.

В
соответствии с Маастрихтским договором
Суду предоставлено право налагать
штрафы на государства-члены, не
выполняющие его постановления.

Суд
состоит из 27 судей (по одному от каждого
из государств-членов) и восьми генеральных
адвокатов. Они назначаются на шестилетний
срок, который может быть продлен. Каждые
три года обновляется половина состава
судей.

Суд
сыграл огромную роль в становлении и
развитии права
ЕС.
Многие, даже основополагающие принципы
правопорядка Союза основаны не
на международных
договорах,
а на прецедентных решениях
Суда.

Суд
ЕС следует отличать от Европейского
суда по правам человека.