Военно-Грузинская дорога – это… Что такое Военно-Грузинская дорога?

Степанцминда и Троицкая церковь в Гергети

В 43 км от Владикавказа, у подножия г Казбек, находится поселок Степанцминда, ранее называвшийся Казбеги. Это первый крупный населенный пункт после границы, где можно найти гостиницу и обменять валюту. Советую поменять небольшую сумму, так как курс тут гораздо ниже чем в крупных городах.

Степанцминда

Главная достопримечательность Степанцминды — Троицкая церковь постройки XIV века. Местные за 70 Лар(около 2т.р.) на своей машине от центра поселка доставят вас на верх, подождут пока вы погуляете, а затем спустят вниз. Можно подняться ножками — на гору ведут несколько пешеходных троп. На своей машине очень не рекомендую ехать. Дорога с глубокими рытвинами, колеей. В некоторых узких местах даже местные с трудом разъезжаются. В 2019 положили асфальт.

https://www.youtube.com/watch?v=usertarassof

Как мы пешком поднимались и спускались к церкви из Степанцминды —-{amp}gt; ТУТ

Троицкая церковь

Погода в горах меняется быстро. Пока доставала фотоаппарат, набежали облачка. Говорят вершину Казбека может увидеть только хороший человек. Я видела!

Верхушка Казбека в облаках

История

Дорога следует древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье, её описание имеется ещё у древних греков (Страбон).

После подписания в 1783 годуГеоргиевского трактата о протекторате России над Картли-Кахети русско-грузинское общение заметно оживилось. В урочище ингушского селения Заур-Ков[2] была основана крепостьВладикавказ. Официально Военно-грузинская дорога начиналась от станицы Екатериноградской[источник не указан 546 дней], тогда это был город.

Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году, передвижение было весьма трудным — посланный в том году в Картли-Кахети отряд русской армии под командованием генерала Лазарева прибыл на место через 36 дней. После получения Картли-Кахети подданства России (1801 год) началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги.

В 1811 году дорога перешла под надзор Управления путей сообщения России, был проведён колоссальный объём работ — сняты откосы, созданы карнизы, сделаны выемки, построены мосты, проведена отсыпка, возведены плотины и дамбы, для предотвращения обвалов — подпорные стены и крытые траншеи и так далее. В 1814 году открыто движение экипажей, с 1827 года — устроена экспресс-почта.

На дороге были устроены 11 станций (следуя из Владикавказа) — Балта, Ларс, Казбек, Коби, Гудаури, Млеты, Пасанаури, Ананур, Душет, Цилкани, Мцхета, далее — Тифлис. На всех станциях имелись помещения для бесплатного ночлега.

В 1837 году была предпринята попытка обойти Крестовский перевал, направив дорогу через Гудамакарское и Гудушаурское ущелья и Квенатский перевал, однако через десять лет, в 1847 году, после проведённых изысканий было решено вернуться на первоначальный маршрут[4]

В 1861 году руководство работами на дороге принял Б. Статковский, к 1863 году дорожное полотно дороги было шоссировано. Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем[источник не указан 741 день]. В разные годы по ней проезжали Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай II,Коста Хетагуров, Лев Толстой (1851), Антон Чехов, Владимир Маяковский, Никита Хрущёв (1934).

В 1910—1914 годах вдоль Военно-Грузинской дороги планировалась постройка междугородней трамвайной линии от Владикавказа до Тифлиса протяжённостью 202 км с обеспечением питания контактной сети несколькими мини-гидроэлектростанциями, однако проект не был осуществлён в связи с началом Первой мировой войны[5][6].

Начало строительства русскими войсками Военно-Грузинской дороги было связано с подписанием в 1783 годуГеоргиевского трактата о протекторате России над Грузией. Одновременно была основана русская крепость Владикавказ. Дорога следует древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье.

Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году. После присоединения Грузии к России (1801) началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги. В 1863 году дорожное полотно дороги было шоссировано.

Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем. В разные годы по ней проезжали Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский.

Достопримечательности

По всей трассе дороги встречаются грузинские памятники старины: соборы, крепости, сторожевые башни. На Военно-Грузинской дороге расположены Мцхета (древняя столица Грузии), храм-монастырь Джвари (конец VI — начало VII вв.), Земо-Авчальская ГЭС.

  • «Ермоловский камень» — «Махмад кхера» — гигантский гранитный валун в пойме Терека неподалёку от селения Верхний Ларс на российско-грузинской границе, принесённый с гор во время ледниковых обвалов Девдоракского ледника — одного из ледников Казбека.
  • Гора Казбек (5033 м), одна из высочайших вершин Кавказа, а у её подножия — живописнейшая Троицкая церковь в Гергети.
  • Дарьяльское укрепление, построенное в 1804 в Дарьяльском ущелье для охраны дороги.
  • «Замок Тамары» — развалины старой башни на противоположном берегу Терека.
  • Средневековые сигнально-сторожевые башни.
  • Сионская роща — зелёный оазис среди снежных вершин Кавказа.
  • Крестовый перевал — высшая точка Военно-Грузинской дороги, самый удобный проход в центральной части Главного Кавказского хребта.
  • Гудаурская пропасть и самое высокогорное на Военно-Грузинской дороге селение Гудаури, за которым дорога по извилистому Земомлетскому спуску довольно круто (на 1000 м) спускается в ущелье реки Арагви. Спуск состоит из 6 ярусов, вырубленных в лавовых породах, и представляет собой замечательный образец инженерного искусства середины XIX века. Этот участок был открыт для движения лишь в 1861 году.
  • Замковый ансамбль позднефеодальной эпохи — крепости XVIXVII веков в селении Ананури.

По всей трассе дороги встречаются грузинские памятники старины: соборы, крепости, сторожевые башни. На Военно-Грузинской дороге расположены Мцхета (древняя столица Грузии), храм-монастырь Джвари (конец VI — начало VII вв.). Дорога проходит мимо Земо-Авчальской ГЭС.

  • Село Чми — находится комплекс археологических памятников (погребения в катакомбах с оружием) от эпохи бронзы вплоть до позднего средневековья. Там же располагается крупный аланский могильник VI—IX вв., где было найдено большое количество оружия, инвентаря, предметов быта алан.
  • Церковь Святого Николая у осетинского села Бинаг Ларс (середина XIX века)
  • «Ермоловский камень» («Махмад кхера») — гигантский гранитный валун в пойме Терека неподалёку от селения Верхний Ларс на российско-грузинской границе, принесённый в 1832 году с гор во время ледникового обвала Девдоракского ледника на Казбеке.
  • Гора Казбек (5033 м), одна из высочайших вершин Кавказа, а у её подножия — живописнейшая Троицкая церковь в Гергети.
  • Дарьяльское укрепление, построенное в 1844 году в Дарьяльском ущелье для охраны дороги[7].
  • «Замок Тамары» — развалины старой башни на противоположном берегу Терека. Возможно, здесь находилось, упоминаемое римским историком I века н. э. Плинием укрепление Кумания[8].
  • Скала «Пронеси Господи»
  • Средневековые сигнально-сторожевые башни.
  • Сионская роща — зелёный оазис среди снежных вершин Кавказа.
  • Крестовый перевал — высшая точка Военно-Грузинской дороги, самый удобный проход в центральной части Главного Кавказского хребта.
  • Гудаурская пропасть и самое высокогорное на Военно-Грузинской дороге селение Гудаури, за которым дорога по извилистому Земомлетскому спуску[9] (инженер Б. Статковский) довольно круто (на 1000 м) спускается в ущелье реки Арагви. Спуск состоит из 6 ярусов, вырубленных в лавовых породах, и представляет собой замечательный образец инженерного искусства середины XIX века. Этот участок был открыт для движения лишь в 1861 году. Ранее дорога проходила по Квешети-Кайшаурскому направлению.
  • Замковый ансамбль позднефеодальной эпохи — крепости XVIXVII веков в селении Ананури.
Военно-Грузинская дорога

Военно-Грузинская дорога

  • Руины крепости Бебрисцихе
  • Самтаврский могильник — обнаруженное в 1871 году при дорожных работах древнее (X—XI века до н. э.) захоронение людей, принадлежащих к другой этнической группе, нежели современные грузины.

Водопад из минералки

Из скалы у дороги выбиваются родники с минеральной водой.

Кстати на фото видно бетонное сооружение — это противооползневый туннель. Если дорогу завалит, то автомобили смогут проехать внутри.

Если подняться повыше, то можно набрать воды из источника. Подниматься нужно аккуратно. Камни, отполированные водой, очень скользкие.

Легенда маршрута

Владикавказ

бывшие казармы кадетского корпуса
развалины укрепления Редант
гора Фетхус

Военно-Грузинская дорога - это... Что такое Военно-Грузинская дорога?

Балта

Скалистое ущелье

Ларс

Казбеги

Коби

Гудаури

Млеты

Пассанаури

Военно-Грузинская дорога - это... Что такое Военно-Грузинская дорога?

Ананури

Душети

Цилканы

Мцхета

мост через реку Кура

  • Мухадверская шоссейная казарма
  • Дигомское поле
  • Дигомская шоссейная казарма
  • Верейское поле

мост через реку Вере

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Тбилиси

Арка дружбы народов и Крестовый перевал

Крестовый перевал — самая высокая часть В-Г дороги. Высота 2379 метров. Разделяет долины рек Терек и Арагви.

Виды с Крестового перевала просто захватывают дух.

Военно-Грузинская дорога - это... Что такое Военно-Грузинская дорога?

Арка построена, по проекту Церетели, в 1983 году к 200 летию вхождения Грузии в состав России. В 2017 пережила масштабную реконструкцию. Сейчас рядом расположен рынок, где можно купить разного рода сувениры.

Потрясающе!

Значение Военно-Грузинской дороги

Военно-Грузинская дорога представляет собой один из основных транспортных маршрутов, связывающих с Россией не только Грузию, но и Армению, блокированную с востока Азербайджаном из-за неразрешённого по сей день Карабахского конфликта. Автомобильное сообщение Грузии с Россией вдоль Черноморского побережья (через Адлер — Сочи) закрыто в связи с неурегулированностью ситуации между Грузией и Россией по вопросу автономной республики Абхазия.

Другой выход во внешний мир для Армении возможен только через грузинские черноморские порты Поти и Батуми, или через Иран.

Военно-Грузинская дорога представляет собой один из основных транспортных маршрутов, связывающих с Россией не только Грузию, но и Армению, блокированную с востока Азербайджаном из-за неразрешённого по сей день Карабахского конфликта. Автомобильное сообщение Грузии с Россией вдоль Черноморского побережья (через Адлер — Сочи) закрыто в связи с неурегулированностью ситуации между Грузией и Абхазией.

Другой выход во внешний мир для Армении возможен только через грузинские черноморские порты Поти и Батуми, по Транскаму или через Турцию и Иран.

Закрытие дороги

С 11 июля 2006 года Военно-Грузинская дорога со стороны России была закрыта на неопределённый срок. Формальным поводом для закрытия дороги стала реконструкция контрольно-пропускного пункта «Верхний Ларс» на российском участке границы. Фактически легальный въезд из России в Грузию автомобильным транспортом был невозможен[10][11][12].

Пункт пропуска после почти четырёхлетнего перерыва вновь заработал с 1 марта 2010 года[13]. Открытие российско-грузинской границы имеет особенно большое значение для Армении, до закрытия Военно-Грузинской дороги около трети грузов республики транспортировалось именно по этой дороге[14].

С 11 июля2006 года Военно-Грузинская дорога со стороны России была закрыта на неопределённый срок.

Формальным поводом для закрытия дороги стала реконструкция контрольно-пропускного пункта «Верхний Ларс» на российском участке границы. Фактически легальный въезд из России в Грузию автомобильным транспортом был невозможен[1][2][3].

Пункт пропуска работает с 1 марта2010 года[4]. Открытие российско-грузинской границы имеет особенно большое значение для Армении, до закрытия Военно-Грузинской дороги около трети грузов республики транспортировалась именно по этой дороге[5].

Крепость Ананури

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Арагви впадает в водохранилище, образованное плотиной Жинвальской ГЭС. Вода ярко-бирюзового цвета.

Крепость Ананури. XVI век.

До Тбилиси всего 70км, поэтому людей здесь ощутимо больше, чем на предыдущих локациях. Площадь перед крепостью плотно заставлена палатками с сувенирами.

Пришлось выждать минут 15, чтобы сделать такое фото

Примечания

  1. Постановление Правительства России, от 17 ноября 2010 года, № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения»
  2. В. П. Христианович,. Горная Ингушия. — Ростов-на-Дону, 1928. — С. 65. — 1 с.
  3. Григорій Москвичъ Иллюстрированный практическій путеводитель по Кавказу. Одесса, 1899
  4. И. А. Арджеванидзе Военно-Грузинская дорога /краеведческий очерк/ Тбилиси, 1954
  5. Тархов С. А. Владикавказскому трамваю — 100 лет // Вестник городского электротранспорта России. — 2004. — № 4.
  6. Семенов Н. М. Владикавказскому трамваю — 100 // Пантограф. — 2005. — № 1 (15), 4 (18).
  7. Дарьяльское укрепление // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  8. В. Г. Цабаев По Военно-Грузинской дороге. 1971
  9. Млетский спуск с Гудаура
  10. Российско-грузинский таможенный пункт «Верхний Ларс» будет закрыт до 2008 года.
  11. Дороги смерти. Составлен рейтинг самых опасных дорог на планете.
  12. Армения надеется, что Грузия откроет КПП «Верхний Ларс».
  13. РФ открыла прямое сухопутное сообщение с ГрузиейАрхивная копия от 18 мая 2014 на Wayback Machine.
  14. Эксперты обсудили кому выгоднее открытие КПП «Верхний Ларс»Архивная копия от 18 мая 2014 на Wayback Machine.

Монастырь Джвари

Такая фотография, мне кажется, есть у каждого, кто побывал в Тбилиси

Монастырь основан в VI веке. Тут, согласно историческим источникам, воздвигла крест святая равноапостольная Нина.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Монастырь действующий, одевайтесь соответствующе.

Приятного вам отдыха, друзья!

Литература

  • Андреев Н. А. От Владикавказа до Тифлиса. Военно-грузинская дорога. Тифлис, 1895
  • Арджеванидзе И. А. Военно-грузинская дорога: (Краеведческий очерк с приложением схематической карты маршрута и библиографии). — Тбилиси: Госиздат Грузинской ССР, 1954. — 252 с.
  • Вейденбаум Е. Г. Путеводитель по Кавказу (Военно-грузинская дорога) Тифлис, 1888 (стр. 265—335)
  • Кузнецов Н. И.Военно-Грузинская дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ломачевский Д. П. Новая военно-грузинская дорога. «Русский вестник». 1857
  • Сборник сведений о завалах, упавших с горы Казбега с 1776 по 1878 г. на военно-грузинскую дорогу, Тифлис, 1884
  • Анисимов С.Военно-грузинская дорога. — М., 1925. — 206 c.
  • Богомолов И., Хуцишвили Г. Эта удивительная Военно-Грузинская дорога / Художник Р. Мачарашвили. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1983. — 132, [24] с. — 20 000 экз.

Может быть интересно

  • 10000

    Нужна ли медицинская страховка в Грузию Россиянам для въезда в грузию виза не нужна. Медицинскую страховку так же не спрашивают. Оформлять полис или нет — выбор за вами. Страховка в Грузию для ребенка Я всегда оформляю страховки на всю семью. Застраховать ребенка до 3х лет стоит дороже, чем взрослого. Но,…
  • 54

    Музей Сталина, интересный монумент и старая крепость Горисцихе

    Tags: крепость, тбилиси, часа, грузия, достопримечательности

  • 49

    Как мы пешком поднимались к монастырю.

    Tags: церкви, дорога, воды, гергети, пути, гору, вид, минут, церковь, дорогу

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 9 февраля 2020 в 14:00.