Терский берег белого моря

Ландшафт

Терский берег белого моря

Терский берег белого моря

Подвесной мост

через

Чаваньгу

Орографическое строение Терского берега относительно однородное и представляет собой слабохолмистую на севере и северо-западе и пологоволнистую на востоке равнину с большим количеством болот и заболоченных участков. Лишь Колвицкие тундры на западе характеризуются среднегористым рельефом, который обуславливает максимальные в пределах Терского берега абсолютные высотные отметки (Порьи тундры — 502 м) и относительные превышения (до 300 и более м). В зонах с равнинным рельефом (южная и центральная часть полосы) средние высотные отметки составляют 80-120 м, а превышения редко больше 20-30 м.

Характерной чертой ландшафта является преобладание северо-западной ориентировки рек и заливов на участке Колвицкие тундры. В северо-западном направлении вытянуты Порья Губа, реки Варзуга, Порья, а в северном — реки Стрельна, Чаваньга, Чапома, Пулоньга и Бабья.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Терский берег располагает удивительными по красоте и величию редкими и уникальными ландшафтами, неповторимыми природно-географических комплексами и рекреационными ресурсами.

Топонимы

Терский берег белого моря

Терский берег белого моря

Табун диких лошадей в

Чаваньге

В отличие от центральных, западных и северных частей Кольского края в названиях ландшафтных форм Терского берега преобладают не саамские, а поморскиетопонимы: наволок — мыс, варака — покрытая лесом возвышенность, салма — пролив, падун — водопад на реке, корга — каменистая отмель, куйпога — приливно-отливная зона на убылой воде, губа — залив, луда и лудка — невысокий каменистый островок, глядень — высокое место, гора для наблюдений за морем и судами.

Саамские и карельские названия, имеющие более древнее происхождение, также употребляются. Название древнего села Кузомень, упоминавшееся ещё в «Сотной грамоте» 1575 года, берет начало в карельском языке (по-карельски ель — кууси, а мыс — ниеми) и означает «Еловый мыс». Оказывается, место, которое в наши дни представляет собой песчаную пустошь с гуляющими по дюнам ветрами, в своё время славилось хвойными лесами. Это своего рода памятник неразумному и небрежному подходу человека к природе и использованию ресурсов.

История освоения Терского берега

Терский берег белого моря

Терский берег белого моря

«

Село Пялица

». С картины художника Редера.

1837 год

Терский берег белого моря

Первые люди появились на Терском Береге Кольского полуострова на рубеже 3-2 тысячелетий до н. э.Археологи предполагают, что впервые начали осваивать его охотники за морским зверем. Они селились в основном в устьях рек на террасах. Занимались охотой на тюленя, моржа, кита, белуху. Также ловили морскую рыбу и сёмгу в реках.

Примерно в XVI веке до н. э. тюлени, моржи, киты постепенно исчезают или сокращаются в числе, так как мелеет горло Белого моря, и охотники покидают берег. На побережье выходят и осваивают территорию протосаамы. Они селятся летом в устьях рек, где ловят рыбу. Оленей используют в основном как средство передвижения. В зимний период охотятся на оленей и ловят рыбу на озерах.

В XIV веке до н. э.карелы выходят на архангельский берег и постепенно продвигаются по направлению к Терскому берегу. Карельские племена дошли до Варзуги в XV веке и в 1419 году основали там свое поселение. Помимо охоты и рыбной ловли карелы занимались земледелием, сеяли рожь и овес. Но основным населением Терского берега до 14-15 веков оставались терские саамы.

Примерно с VII столетия[источник не указан 1305 дней] Терский берег начинают осваивать русские. Заселение славян происходило в три этапа: сначала шли новгородцы, затем ростово-суздальские переселенцы. На Терский берег бежали стрельцы. С VII по XII век переселенцы приходят на сезон в самые уловистые места.

Там, где можно было рассчитывать на удачный промысел, новгородцы они делали «заимки» в пользу своего боярина. Так возникали северные новгородские промыслы: соляные варницы, рыбачьи поселки, ловчие станы (для ловли кречетов) и т. д. Вслед за боярскими промыслами появились земледельческие поселки в тех местах, где в условиях того времени можно было заниматься земледе­лием.

По тому же пути, в то же время и несколько позже двигались на север и монастырские иноки. Иноки стремились закрепить богатые зверем и рыбой места за своими монастырями. Что подтверждают грамоты о передаче угодий Соловецкому монастырю. Когда Кольский полуостров (1486) официально включен в состав государства Российского, под владение Соловецкого монастыря попадает вся территория Терского берега (позже он делит ее с Кирилло-Белозерским монастырем).

В конце XV столетияПоморье вошло в состав Московского государства, и мореплавание вдоль северных берегов Кольского полуострова стало особенно оживленным. В начале XVI столетия Кандалакшский и Терский берега Кольского полуострова были заселены русскими людьми. Приток русских на Кольский полуостров усилился во второй половине XVI столетия, во время царствования на РусиИвана IV.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В середине XVI века Кольский полуостров уже был нанесен на русские географические карты. В 1627 году завершился труд по созданию «Большого чертежа» Московского государства. На части «чертежа», изображающей территорию Кольского полуострова, было нанесено 71 географическое название, в том числе 40 рек, много островов и озер. Из поселений на карте были показаны Кола, Печенга, Кандалакша, Варзуга, Умба.

Селения Терского берега

Терский берег белого моря

Терский берег белого моря

Чаваньга

с Белого моря

Маяки Терского берега

Терский берег белого моря

Терский берег белого моря

Терский берег на мысе

Святой Нос

Литература

  • Визе В. Ю. Из путевых заметок по р. Умбе. — №12. — Архангельск: Изв. АрхОИРС., 1912. — С. 555-559.
  • Визе В. Ю. Из путевых заметок по р. Умбе. — №15. — Архангельск: Изв. АрхОИРС., 1912. — С. 689-692.
  • Визе В. Ю. Из путевых заметок по р. Умбе. — №16. — Архангельск: Изв. АрхОИРС., 1912. — С. 739—747.
  • Гебель Г. Ф. Экскурсия в Поной для ознакомления с осенним ловом семги и для отыскания залежей медной руды. — №2. — Архангельск: Изв. АрхОИРС., 1909. — С. 41-48.
  • Гебель Г. Ф. Экскурсия в Поной для ознакомления с осенним ловом семги и для отыскания залежей медной руды. — №3. — Архангельск: Изв. АрхОИРС., 1909. — С. 26-40.
  • Яковенко Н. Г. Терский берег. — Мурманск, 1985.
  • Таратин П. А. Терский берег. — №5. — Архангельск: Изв. АрхОИРС., 1910. — С. 12-14.
  • Колпакова Н. П. Терский берег. — Вологда, 1937. — 185 с.
  • Макшеев Н. Н. Терский берег, его население и промыслы (Сб. «Нивы» за май 1892 года). — 1892. — С. 392-458.
  • Никитин А. Л. Остановка в Чапоме. — М., 1990.
  • Регель К. В. Терский берег. — № 3/4. — Архангельск: Изв. АрхОИРС, 1917. — 96 с.
  • Д. М. Балашов, Т. И. Орнатская, А. С. Тупицына Былички // Сказки Терского берега Белого моря. — Л., 1970.
  • М. Н. Власова Собрание // Былички Терского берега Белого моря. — Русский фольклор, 2004. — Т. XXXII.
  • Балашов Д. М. Сказочники и сказочная традиция на Терском берегу. — Л., 1970. — С. 7-31.
  • Власова М. Н. Прозаический фольклор Терского берега Белого моря (по записям 1982—1988 гг.). — Русский фольклор, 2004. — Т. XXXII. — С. 349-383.
  • Дмитриева Р. П. О чудесах святых, помогающих терпящим бедствие на Белом море (XV—XVII вв.). — СПб.: ТОДРЛ, 2001. — Т. LII. — С. 645-656.