Виды земельных участков: целевое назначение, форма использования и владения, вид разрешенного использования

Содержание

Что такое земельный участок?

Согласно ст. 6 Земельного кодекса (ЗК РФ), с учетом поправки, внесенной 23 июня 2014 года, федеральным законом N 171-ФЗ О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В ч.1 ст.6 ЗК РФ земля, как объект земельных отношений, рассматривается в трех своих ипостасях:

  • как природный объект и природный ресурс;
  • как земельный участок;
  • как часть(и) земельных участков.

Надо сказать, что, фактически, в действующем российском законодательстве смешиваются понятия «земля», «земли», «земельный участок». В этой статье достаточно подробно разобраны дискуссионные вопросы и проблемы земельного права, связанные с неточным толкованием указанных понятий.

Что, на наш взгляд, является следствием не столько небрежностей или оплошностей в формулировках ряда нормативно-правовых актов, сколько общим падением российской культуры речи, снижением качественного уровня стилистики русского (являющегося государственным) языка – практически во всех слоях российского общества, заканчивая действующим на сегодняшний день (осень 2016 г.) президентом.

Министерство экономического развития РФ в своем письме от 22.12.2009 №22409-ИМ/Д23 “О многоконтурных земельных участках” то ли уточнило, то ли конкретизировало термин “земельный участок”:Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

При этом, исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. В этой связи многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров (далее – многоконтурные земельные участки).

Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости), либо частью многоконтурного земельного участка. Таким образом, данное Письмо приравнивает понятия “земельный участок” и “часть земной поверхности, являющейся объектом недвижимости”.

Отметим, что данное определение земельного участка пытается дополнить, уточнить вышесказанное в начале статьи. Если ЗК РФ не уточняет, обязательно ли земельный участок является объектом права, то Министерство экономического развития России считает именно так. Иными словами, ЗК РФ, от отличие от Минэкономразвития, дает термину “земельный участок” более расширительное, необязательно правовое, толкование.

Ибо возникает открытый вопрос: а если земельный участок… ммм…, ну, ладно, если некая площадь земли не является самостоятельным объектом права, то как же ее называть тогда? Например, в лес или куда-нибудь в горы приехали люди, решившие сделать шашлык. Поставили палатку, для этой цели огородили… что?

Виды земельных участков: целевое назначение, форма использования и владения, вид разрешенного использования

Ну, ведь не траву и листья огородили? И не воздух. Ну, хорошо, они огородили участок земной поверхности, не являющийся земельным участком. И именно на нем-то решили поставить палатку и заняться своими делами. Ладно. Ну, а как быть с участком земной поверхности, который еще даже не отмежеван, не кадастрирован и, соответственно, не является объектом права?

Его – тоже следует называть участком земной поверхности? Нет. Потому, что практически ни один суд в России не использует такой термин. Практически все суды, так или иначе, оперируют термином “земельный участок”, вне зависимости от того, является ли он объектом права или нет. Да и иные государственные, а также муниципальные органы также оперируют именно термином “земельный участок”, но не “участок земной поверхности” или т.п.

Таким образом, Министерство экономического развития своим Письмом лишь внесло путаницу в термины. И, следовательно, хорошо, что его письма не являются обязательными в правоприменительной практике. На наш взгляд, во избежание путаницы, следует понимать земельный участок, как объект права, земельный участок, как природный ресурс и т.д.

Разновидности, формы использования земельных участков рассмотрены в различных нормативно-правовых актах, не только в земельном кодексе.  Рассмотрим всевозможные их варианты.

Раньше, в советское время, а также в 90-х годах прошедшего столетия, таких документов было, вообще говоря, много. Это – и выписки из похозяйственных книг, и договоры застройки и многое другое. В настоящее же время перечень таких документов содержит ст.26 ЗК РФ. В соответствии с ней, выделяются:

  • Свидетельства о праве собственности (теперь – выписки из Росреестра), выдаваемые в соответствии с с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
  • Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком.
    Если указанные договоры заключены менее, чем на 1 год, в соответствии с ч.2 ст.26 ЗК РФ, они не подлежат государственной регистрации в Росреестре.

Отметим, что остальные виды документов, по сути, не свидетельствуют о тех или иных правах на землю. Например, членские книжки, выдаваемые садоводческими товариществами, не являются правоустанавливающими документами. Ибо, в данном случае правом пользования земельного участка обладает ТОВАРИЩЕСТВО, а не садовод – владелец соответствующей членской книжки.

Все, что дает садоводу обладание ею – это признание садоводческим товариществом права пользования частью общего земельного участка, на который оно имеет право. Другое дело, что последнее может разрешить (что обычно и делается) садоводу приватизировать свой участок, т.е. оформить на него право собственности (если земли из состава земель товарищества законом не запрещено к приобретению в собственность). Хотя, в некоторых товариществах вместо этого предлагается аренда земли.

Прекращение права на земельные участки регулируется главой VII ЗК РФ. Любое право может быть прекращено как добровольно, так и принудительно, НЕзависимо от вида права.

Общий способ, применимый ко ВСЕМ видам прав – это изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Единственное, что может (немного) усложнить такое изъятие – это нахождение его в собственности. Правда, усложнение не слишком существенное, ибо, в любом случае, через суд и, быть может, экспертизу может быть определены выкупная цена и после этого судом прекращается право собственности с выплатой соответствующей стоимости (бывшему) его владельцу.

Также, если право на земельный участок используется не в соответствии с законом, то оно, в оговоренных случаях, также может быть прекращено, вне зависимости от вида такого права.

https://www.youtube.com/watch?v=lC8tOufJhFY

Кроме того, имеются и иные способы прекращения прав.

Например, если участок находится в собственности, то прекращение права на него может быть вызвано его отчуждением (ст. 44 ЗК РФ) – в результате продажи, мены, дарения, внесения в уставный капитал организации… Также участок может быть изъят у собственника – физического лица за совершение преступления – конфискация в соответствии со ст.50 ЗК РФ. Земля может быть и реквизирована у собственника (ст. 51) временно, на период стихийных бедствий и пр.

Права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком могут быть прекращены (см. ст. 45 ЗК РФ) в результате отказа землепользователя, а также в результате его использования с нарушением законодательства.

Согласно ст. 56.1 ЗК РФ, права на земельный участок могут быть ограничены, если он признается зарезервированным для государственных или муниципальных нужд. Хотя, отметим, нередко такое признание можно оспорить в суде.

Вся территория страны разделена на определенные категории по целевому и экономическому признаку. В частности, существуют следующие виды использования земельных участков:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Водный и лесной фонд.
  3. Промышленного назначения.
  4. Земли населенных пунктов, предназначенных для строительства.
  5. Особо охраняемые территории.
  6. Земли запаса.
  7. Территории, входящие в общую долевую собственность, кондоминиум. земля виды земельных участков

Каждый разрешенный вид земельных участков обладает как специальным, так и общим целевым назначением. Разные группы могут быть тесно связаны друг с другом. Они взаимно переплетаются и дополняются, согласно зонированию. Наделы могут быть неделимыми либо делимыми. К последним относят те, которые после зонирования могут образовать несколько участков. Неделимые наделы не могут быть разделены.

Понятие «категория земель»

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, принятого 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) все земли в России по своему целевому назначению делятся на 7 категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли для нужд:
    •  промышленности;
    •  транспорта;
    •  энергетики;
    •  связи и телевидения;
    •  обороны и космической деятельности;
    •  а также иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых объектов и территорий;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Пункт 2 указанной статьи ЗК РФ «Состав земель в РФ» закрепляет, что все земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральними законами.

Земли сельскохозяйственного назначения

В эту категорию входят земли, расположенные за пределами населенных пунктов и определенные для использования в нуждах сельского хозяйства.

В категории земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • собственно сельскохозяйственные угодья – сенокосы, пашни, плодовые сады, пастбища и др.;
  • земли, отведенные под внутрихозяйственные дороги и коммуникации;
  • земли, отведенные для создания зон древесно-кустарниковой растительности в целях защиты от воздействия негативных природных и техногенных факторов;
  • земли, окружающие замкнутые водоемы;
  • земли, занятые зданиями и сооружениями, используемыми в целях хранения и переработки сельхозпродукции.

Земли сельскохозяйственных угодий имеют приоритетный статус и подлежат особой охране. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для нужд промышленности или иных несельскохозяйственных нужд. В этом случае предоставляются земли, непригодные для сельскохозяйственного производства, либо земли сельхозугодий максимально худшего качества в соответствии с их кадастровой стоимостью.

Земли населенных пунктов

В эту категорию входят земли, расположенные в черте населенных пунктов (городов, сел, поселков и т.д.) и предназначенные для застройки или размещения инфраструктуры этих населенных пунктов. Целевое назначение земель этой категории определяется нахождением того или иного участка в той или иной территориальной зоне населенного пункта. Согласно ЗК РФ в населенных пунктах выделяют следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые
  • рекреационные;
  • зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
  • специального назначения;
  • иные.

Для каждой из этих зон существуют собственные регламенты, определяющие правовой режим и целевое использование расположенных в этих зонах земельных участков. Для всех участков, которые расположены в пределах одной территориальной зоны, действует единый регламент целевого использования. Этот регламент обязателен к выполнению всеми собственниками, арендаторами и пользователями земельных участков вне зависимости от формы собственности на эти участки.

В соответствии с ЗК РФ участки и расположенные на них объекты при несоответствии их параметров предельным значениям, прописанным в регламенте, или при несоответствии их профиля перечню разрешенных типов использования могут быть запрещены к использованию органами местного самоуправления.

Территориальные зоны, расположенные вне черты городов, но при  этом составляющие с этим городом единую природную, социальную и хозяйственную инфраструктуру и не находящиеся в составе земель других населенных пунктов, считаются пригородными. В составе пригородных земель различают;

  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны отдыха  населения;
  • зоны развития города.

Земли промышленного и специального наначения

В эту категорию входят земли, используемые для нужд различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций, а также иного специального назначения. Важной особенностью этой категории земель становится то, что многие участки, имеющие данное целевое назначение, окружены охранными, санитарными  и иными зонами с особыми условиями использования. Эти условия ограничивают права всех землепользователей вне зависимости от формы собственности.

Земли особо охраняемых объектов и территорий

В эту категорию входят земли, имеющие особое научное, природоохранное, историко-культурное, оздоровительное или иное назначение. Эти земли частично или целиком изъяты из хозяйственного оборота. К землям этого типа относят, например, земли заповедников.

Земли водного и лесного фондов, а также земли запаса

В эту категорию входят земли для ведения лесного хозяйства, земли, на которых расположены водные объекты и водоохранные зоны. А также земли государственной или муниципальной собственности, которые в настоящий момент никак не использованы – это земли запаса. Предоставление земель запаса физическим или юридическим лицам возможно только после перевода этих земель в другую категорию.

Соотношение деления земель по категориям и разрешенным видам использования

Понятие «разрешенного использования земель» намного шире категорий – для каждой категории может быть предусмотрено несколько видов использования. Определение указанных видов соответствует принципам территориального зонирования территорий, каждый вид использования соотносится с определенной зоной. Общий перечень разрешенных видов пользования землей установлен системой классификаторов.

Основной целью установления вида разрешенного использования является конкретизация правового статуса участка земли для вовлечения его в хозяйственный оборот. Субъект, осуществляющий владение или пользование участком земли, обязан подчиняться ограничениям, которые возлагаются на него исходя из разрешенного вида пользования принадлежащей ему земли, а также условиям режима территориальной зоны.

Перераспределение земельных участков – это относительно недавняя новация российского законодательства, введенная Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ. Под ним понимается изменение конфигурации, положения границ земельных участков. При этом может меняться их площадь.

Перераспределяться могут земельные участки, принадлежащие к различным формам собственности – между собой. Как правило (но, к сожалению, не всегда) перераспределение реализуется на основе согласия собственников таких участков. В ст.39.27-39.28 ЗК РФ содержатся случаи перераспределения земельных участков в зависимости от конкретных форм собственности.

Территория сельхозназначения

К ней относят виды земельных участков, предоставляемых для осуществления с/х деятельности. Как правило, они располагаются за пределами населенных пунктов. В данную категорию входят наделы:

  1. Выделенные для ведения индивидуального хозяйства.
  2. Территории подсобных производств.
  3. Участки, выделенные для пашен, пастбищ, сенокосов, садов и так далее.
  4. Наделы огороднических, садоводческих, дачных обществ.
  5. Территории опытных научных станций.
  6. Особо ценные наделы. изменение разрешенного вида земельного участкам

К территории сельхозназначения относят также внутрихозяйственные дороги, угодья, здания, посадки и пр.

Перевод земель из одной категории в другую

Статья 8 ЗК РФ «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» предусматривает как порядок перевода земель из одной категории в другую,  так и процедуру переоформления.

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Виды земельных участков: целевое назначение, форма использования и владения, вид разрешенного использования

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Пункт 3 данной статьи ЗК РФ закрепляет, что нарушение установленного Кодексом, Федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Территория промышленного назначения

В нее включены виды земельных участков, предназначенные для:

  1. Строительства объектов промышленного назначения.
  2. Транспортной сети.
  3. Объектов связи.
  4. Оборонных комплексов.
  5. Энергетических учреждений.

Эти территории могут быть в государственной, коммунальной либо частной собственности.

Поселения

Виды земельных участков, включенные в данную группу, предназначены для развития и застройки городов и сел. Территории поселений разделены на зоны. Их границы утверждаются или изменяются органами местной власти. Населенные пункты включают в себя земли инженерных, общественных, жилых и прочих инфраструктур.

Надел может относиться только к одной зоне. Территории общего использования, которые отводятся для площадей, улиц, дорог, водоемов, скверов и пр., не могут быть приватизированы. При этом они могут относиться к различным зонам. Границы городов и прочих населенных пунктов отделяют их от прочих участков.

Особо охраняемые территории

К ним относят виды земельных участков, представляющих историческую и культурную ценность. ФЗ не допускается эксплуатация этих территорий, кроме как по целевому назначению. К данной категории относят:

  • Заповедники и заказники.
  • Ботанические сады.
  • Природные и национальные парки.
  • Прочие объекты, представляющие достояние страны. классификатор видов использования земельных участков

Территории садоводческих, огороднических и дачных объединений

Эти категории относятся к землям поселений. Регулирование отношений с такими наделами осуществляется ФЗ №66. Его нормами устанавливается три категории юридических лиц, которые могут быть созданы гражданами для реализации прав:

  1. Некоммерческие объединения.
  2. Потребительские кооперативы.
  3. Садово-огороднические и дачные товарищества некоммерческого типа.

виды земельных участков

В последнем случае имущество, которое формируется за счет взносов всех членов, является их общей собственностью. Участники потребительского кооператива объединяют паи. Таким образом, они создают общее имущество. Собственником самого кооператива является юрлицо. Имущество, которое сформировано взносами членов некоммерческого объединения, также принадлежит юридическому лицу.

Специфика законодательства

ФЗ № 66 регламентирует порядок предоставления, зонирования земель, предназначенных для дачного и садово-огороднического использования. Нормами также устанавливаются правила формирования некоммерческих объединений. В Законе отражены принципы регулирования и управления, установлены обязанности и права участников, специфика приватизации наделов. ФЗ не допускает изменения целевого назначения и вида использования указанных земель при осуществлении сделок с ними.

Распоряжение

Все виды прав на земельные участки могут рассматриваться с двух позиций. Они могут выступать в качестве юридических фактов. В соответствии с ними возникают права обладания участком. Они также рассматриваются как комплекс возможностей, касающихся распоряжения, владения и эксплуатации территорий. Данные позиции тесно связаны.

Данное право ограничивается законодательными рамками в степени, которая возникла вследствие необходимости не допустить реализацию частных интересов во вред общественным. Примером может служить сделка с территорией, находящейся в общей собственности. При продаже своей доли гражданин не должен нарушать право преимущественного приобретения других владельцев.

Связное множество – это понятие из математики. Означает такое множество, что существует, по меньшей мере, одна непрерывная линия (необязательно прямая), которая, будучи проведенной через любые две точки этого множества, полностью будет содержаться в нем.

Правда, законодателю, как видится, математические термины не нравятся (хотя, на самом деле, зря, ибо они являются четкими и корректными). Вместо этого был разработан другой термин, в частности, введено понятие «многоконтурный участок».

Самое интересное, что это понятие используется только в письмах Минэкономразвития РФ (см. выше), тогда как ни в земельном кодексе, ни, тем более, в гражданском или жилищном – его нет вообще. Но, письма Минэкономразвития нельзя назвать источником права, поэтому, зачастую, суды игнорируют их в своих решениях.

Вместе с тем, действующее законодательство (в частности, ЗК РФ) не противоречит понятию «многоконтурный участок». В качестве основных нормативно-правовых актов, которые содержат описание и порядок кадастрового учета многоконтурных земельных участков, можно отметить, например, вышеупомянутое Письмо от 22 декабря 2009 г.

N 22409-ИМ/Д23 “Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках”, Письмо от 16 января 2009 г. N 266-ИМ/Д23 “О многоконтурных земельных участках” и др.

Вот как оно определяется в соответствии с указанными письмами: многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров. Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости) либо частью многоконтурного земельного участка.

Кстати, относительно недавно для многоконтурных участков существовало понятие «единое землепользование». Оно было введено, в основном, для облегчения кадастрового учета и регистрации прав собственников на линейные объекты, например, небольшие участки с расположенными на них опорами электропередач. Которых, даже на площади в 1 кв. км может существовать несколько (десятков).

Рассмотрим ключевые особенности многоконтурных земельных участков:

  1. кадастровый номер многоконтурного земельного участка является ЕДИНЫМ вне зависимости от числа его контуров; однако, каждому из контуров присваивается индекс в скобках ((1), (2), (3) и т.д.).
  2. в целях кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивается наименование (если оно существует)
  3. Примечание: на наш взгляд, указанная цитата из Письма лишь вносит путаницу в термины, регулирующие земельные отношения и срочно нуждается в кардинальном смысловом уточнении или отмене. Несмотря на то, что Министерство экономического развития НЕ НАДЕЛЕНО полномочиями толкования норм, регулирующих земельные отношения, тем не менее оно настаивает на том, чтобы “довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Роснедвижимости” (см., например, Письмо Министерства экономического развития от 16 января 2009 г. №266-ИМ/Д23 “О многоконтурных земельных участках”). При этом могут возникнуть коллизии у работников Росреестра и т.д.

    каждый контур в отдельности НЕ является объектом права; в терминологии Письма Минэкономразвития от 22.12.2009 №22409-ИМ/Д23, часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости), либо частью многоконтурного земельного участка. Подобно тому, как, скажем, крыша или отдельная стена (или иная часть) здания не является объектом недвижимости.

  4. площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных контурами. По мнению Минэкономразвития, площади таких геометрических фигур должны определяться как проекции их границ на горизонтальную плоскость.
  5. все без исключения контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования (населенного пункта), хотя могут находиться в разных кадастровых кварталах
  6. пересечение границы многоконтурного земельного участка с границами единиц кадастрового деления не является основанием для принятия решения о приостановлении либо решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурного земельного участка

Основные категории

Существуют следующие виды прав на земельные участки:

  1. Собственность.
  2. Владение.
  3. Распоряжение.
  4. Пользование.

Собственность возникает при наличии следующих условий:

  1. Земельной правоспособности физлица.
  2. Соблюдения правил получения надела.

Гражданин должен обладать правами, позволяющими ему быть собственником и в соответствии с этим нести обязанности и реализовывать юридические возможности самостоятельно. Соблюдение правил, по которым приобретается надел, предусматривает выполнение условий купли-продажи, соответствие договора типовому образцу и прочее.

Предупреждение коллизий

Для сохранения общественных и частных интересов в процессе распоряжения земельными участками предусмотрен определенный порядок регулирования процедуры оформления прав на надел. Так, специальной регистрации подлежат:

  • Все совершаемые сделки.
  • Права собственности на землю и на сооружения, расположенные на ней и пр.

Учитывая особенности рассматриваемых объектов, законодательство устанавливает относительную и реальную собственность граждан. В последнем случае право существует на участки, определенные на местности в натуре. В этих случаях нет необходимости проводить уточнение границ, юридических возможностей. Относительное право предусмотрено для земельных участков, находящихся в собственности товариществ и хозяйственных обществ, двух и более граждан одновременно.

Категории земель — какие они бывают?

Одним из моментов определяющих государственную стратегию является присвоение определенному участку земли категории. Категория земли представляет собой закрепленное законодательством описание ее стандартных свойств. В дальнейшем она предопределяет, для чего будет использоваться та или иная территория.

Согласно ст. 7 Земельного Кодекса существует семь категорий земель, к ним относятся:

  • Населенные пункты или земли поселений;
  • Земли запаса, находящиеся в резерве государства;
  • Сельскохозяйственные земли;
  • Водный фонд, представляющий собой территории рек, прудов, морей, озер, а также земли возле них;
  • Лесной фонд, необходимый для ведения и восстановления лесного хозяйства;
  • Земли, используемые для производственных целей, на которых расположены различные предприятия и здания вспомогательного назначения;
  • Охраняемые территории.

Каждая представлена категория может предусматривать особенные условия использования для того, чтобы сохранить все свойства земли.

Кто выдает разрешение в РФ: государство или нет?

Территории земель, которые находятся в государственной собственности или принадлежат субъектам РФ, могут передаваться гражданам и организациям. Порядок передачи бывает платный или бесплатный в зависимости от задач использования территории.

Как определяется разрешенное использование земли?

Для того, чтобы эксплуатировать землю на законных основаниях, исходя из норм и правил, следует узнать ее вид разрешенного использования. Это можно сделать такими способами:

  • Ознакомившись с правилами использования земли, а также застройками земель поселений. В этих документах прописано, какой зоне принадлежит участок, и его ВРИ;
  • Запросив данные в органах местного самоуправления;
  • Заказав кадастровый паспорт данного земельного участка, в случае отсутствия ВРИ, его присвоят в органах местного самоуправления исходя из предъявленного заявления.

Правила зонирования территорий

Зонирование является распределением участков земли на определенные зоны и районы, а также установления некоторых ограничений на ее применение. Исходя из статьи 30 “Градостроительного кодекса Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ правила зонирования имеют такие цели:

  • Сохранять природу и памятники архитектуры;
  • Развивать муниципальные территории;
  • Обеспечивать законность интересов физических лиц и организаций;
  • Создавать все условия для привлечения большего количества инвесторов для строительства капитальных объектов.

При этом правила зонирования территории включает:

  • Порядок их применения, а также внесение всевозможных изменений;
  • Градостроительный регламент, а также карту градостроительного зонирования.

Такая классификация приводится в Градостроительном кодексе РФ (ст.35):

  1. жилые
  2. общественно-деловые
  3. производственные
  4. инженерной и транспортной инфраструктур
  5. сельскохозяйственного использования
  6. рекреационного назначения
  7. особо охраняемых территорий
  8. специального назначения
  9. размещения военных объектов
  10. иные территориальные зоны

В состав жилых зон могут включаться, в частности, зоны застройки индивидуальными жилыми домами (так называемое ИЖС – индивидуальное жилищное строительство). Часть 15 ст.35 ГсК РФ определяет, что помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. Т.е.

изменение вида земельного участка

перечень градостроительных территориальных зон НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКРЫТЫМ. Это означает, что местная администрация, в ряде случаев, имеет полное право объявить назначение той или иной зоны, по сути, произвольным. Конечно, при этом может встать вопрос о правах уже имеющихся владельцев земельных участков, а также может возникнуть противоречие с иным федеральным законодательством.

Последнее – разве что, в случаях грубых нарушений. Однако, ничего не помешает администрации, к примеру, объявить некий лесной участок или поляну зоной “специального назначения” и устроить там хранилище радиоактивных отходов. Или мусора, привезенного из другого региона России или вообще даже из другого государства.

Классификатор видов использования земельных участков

Распределение по целевому назначению видов разрешенного использования территории представляет собой последствие детального зонирования земли в разных масштабах и носит уточняющий характер. Ведь участок, имеющий одно целевое назначение, может относиться к разным ВРИ. Данные виды разделяются на:

  • Условно разрешенный ВРИ: предполагает некие дополнения или изменения в строениях на участке. Его применение является необходимостью, ведь нельзя создать классификатор на каждый особенный случай. При этом для установления дополнительной нормы, необходимо пройти долгую процедуру, которая включает согласование и слушания;
  • Вспомогательный ВРИ: характерен дополнениями в рамках других типов использования. Это может заключаться в размещении на территории мелких пристроек, например, гаража или какого-либо вспомогательного строения. При этом застройщику необходимо, обязательно иметь основной вид разрешенного использования, а также целевое назначение;
  • Основной ВРИ: предполагает соответствие с категориями, и определяется при помощи классификатора. Изменение этого вида производится в органах государственной власти.

Первым делом при смене ВРИ территории, необходимо получить информацию в органах местного самоуправления о текущем типе пользования. Изменение ВРИ земли, имеет следующий порядок действий:

  • Написание заявления в органы управления;
  • Установление возможности корректировки, исходя из анализа градостроительного плана;
  • После этого при положительном ответе, документы направляются на рассмотрении;
  • Проведение слушания и внесения возможных корректировок;
  • Направление протокола в администрацию.

Когда слушания не проводятся, процедура может длиться тридцать дней. Решение принимает глава местной администрации, при этом каждый участник вносит собственные предложения, на основании которых принимается дальнейшее решение. Отказать в изменении ВРИ могут:

  • Если участники слушания считают изменения не рациональным;
  • Если нет возможности внести правки с правовой точки зрения;
  • Если не были предоставлены все необходимые документы.

Документы для Росреестра:

  • План межевания территории;
  • Заявление написанное собственником участка;
  • Правоустанавливающий документ;
  • Решение администрации об изменении ВРИ.

Документы можно подать лично при посещении Росреестра или отправить почтой, указав все приложения.

В ч.1 ст.37 ГсК РФ определены общие виды разрешенного использования:

  • 1) основные виды разрешенного использования
  • 2) условно разрешенные виды использования
  • 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними

Ч.3 ст.37 ГсК РФ устанавливает, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбираются правообладателями земельных участков самостоятельно (ч.5 ст.

разрешенный вид земельных участков

Виды разрешенного использования земли не прописаны ни в земельном кодексе, ни, тем более, в гражданском. Перечень их содержится в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, который утвержден Приказом № 540 Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Классификатор содержит 12 обобщенных (основных) видов разрешенного использования земельных участков и 81 уточненный вид. Кратко перечислим основные виды разрешенного использования:

  • 1.0 – Сельскохозяйственное использование
  • 2.0 – Жилая застройка
  • 3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства
  • 4.0 – Предпринимательство
  • 5.0 – Отдых (рекреация)
  • 6.0 – Производственная деятельность
  • 7.0 – Транспорт
  • 8.0 – Обеспечение обороны и безопасности
  • 9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы
  • 10.0 – Лесная
  • 11.0 – Водные объекты
  • 12.0 – Общее пользование территории

Каждый вид разрешенного использования подразделяется на подвиды. Например, в составе группы «Жилая застройка» содержатся следующие подгруппы (подвиды):

  1. 2.1 – Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов);
  2. 2.2 – Приусадебный участок личного подсобного хозяйства
  3. 2.3 – Блокированная жилая застройка
  4. 2.4 – Передвижное жилье
  5. 2.5 – Среднеэтажная жилая застройка
  6. 2.6 – Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)
  7. 2.7 – Обслуживание жилой застройки

И так далее, аналогичную расшифровку содержат в себе и другие группы.

Кадастровый учет должен осуществляться в соответствии с требованиями статьи 7 ЗК РФ и пунктом 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540, т.е. Росреестр обязан  проверять, соответствует ли классификатору конкретный выбранный вид разрешенного использования земельного участка.

В статье представлен обзор классификатора разрешенных видов использования. Можете посмотреть также эту статью.

Отметим, что раньше, до начала действия Классификатора, в силу того, что в федеральном законодательстве не были прописаны виды разрешенного использования, в каждом регионе РФ, вообще говоря, использовались свои классификации, нередко нарушающие права собственников и пользователей земельных  участков.

Что и побудило законодателя издать упомянутый выше классификатор. Его правила закреплены Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Органы местного самоуправления (администрация) должны до 01 января 2020 г.

Для собственников, арендаторов земельных участков может являться актуальным тот факт, что в примечании к Классификатору, согласно Приказа №540, допускается без отдельного указания размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорого общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), информационных и геодезических знаков.

А это означает, что линейные объекты являются разрешенными во всех территориальных зонах. Что это может означать на практике? Что ЛЮБОЕ заинтересованное лицо, сумевшее доказать необходимость установки линейного объекта на чьем-либо земельном участке, теперь (начиная с даты вступления в силу Классификатора) получает, по сути, беспрепятственную возможность это сделать.

Каждая из представленных выше категорий земель имеет свой индивидуальный список видов разрешенного использования.

– правительством РФ – для земель, находящихся в федеральной собственности;

– органами власти субъектов федерации – для земель, находящихся в собственности этих субъектов, а также земель, состоящих в частной или муниципальной собственности, в том числе и в отношении земель сельскохозяйственного назначения;

– органами местного самоуправления – для муниципальных земель и земель, находящихся в частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

виды использования земельных участков

Также вышеназванные властные структуры имеют право перевода земель из одной категории в другую в отношении всех земель, попадающих под их юрисдикцию.

Любой из видов целевого использования, разрешенный согласно классификатору для данной категории и подкатегории земель, может осуществляться без получения каких-либо дополнительных разрешений или процедур согласования.

В тех же случаях, когда целевое назначение конкретного участка земли не предусматривает осуществление планируемого вида деятельности (например, ИЖС), можно обратиться в соответствующие властные органы за получением разрешения на изменение целевого назначения.

В том случае, если в отношении данной территориальной зоны действуют регламенты, предусматривающие соответствующий вид деятельности,  такое разрешение получить существенно легче, чем инициировать процедуру перевода участка земли в другую целевую категорию.

Какие изменения вступили в силу в 2018 году?

С начала 2018 года начал действовать измененный порядок расчета налога на землю. Новые правила расчета предполагают, изменение кадастровой стоимости участка при смене ВРИ.

Изначально этот налог мог начисляться исключительно с начала налогового периода.

Сейчас, исходя из нового порядка расчета, начисление налоговой суммы будет происходить с учетом кадастровой стоимости, определенной на день внесения сведений в Росреестр. Таким образом, часть года может считаться по старой цене налога, а остальные месяца после изменения ВРИ по новой.

Вид разрешенного использования земли имеет огромное значение при любом строительстве, несоблюдении этих норм влечет за собой ответственность в виде штрафов. Поэтому очень важно знать тип использования территории, начиная постройку любых зданий. В случае несоответствия ВРИ с предполагаемой постройкой, следует обратиться в местные органы самоуправления для решения этого вопроса.

9. Классификация по способу приобретения в собственность

Государственная (федеральная, субъекта РФ): это форма собственности на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Управление и распоряжение такими землями осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Муниципальная: это форма собственности на земельные участки, принадлежащие муниципальным образованиям. Управление и распоряжение такими землями осуществляется органами местного самоуправления.

Частная: это такая форма собственности, которая позволяет юридическим и физическим лицам – гражданам (а также их объединениям, товариществам и т.д.), владеть, пользоваться, распоряжаться землей.

Конечно, способ приобретения, за исключением особых случаев, не оказывает влияние ни на характеристики участка, ни на его разрешенное использование, ни т.д. Вместе с тем, раз уж в этой статье мы говорим о разного рода видах земли с точки зрения права, то, очевидно, классификация по способам приобретения также будет не лишней.

Итак, земельный участок может быть приобретен в собственность путем:

  1. Выделения администрацией бесплатно
  2. Заключения сделки купли-продажи
  3. Заключения сделки дарения
  4. Наследования
  5. Внесения в уставный капитал
  6. Мены
  7. Приватизации
  8. Признания права собственности

Рассмотрим указанные моменты более подробно.

Бесплатно участок может быть выделен на основании условий ст. 39.5 ЗК РФ и с учетом пп.6 п.2 статьи 39.10 ЗК РФ. Например, это может быть ситуация, когда гражданин в течение 5 лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.

Например, это такие земельные участки, которые входят в состав Дальневосточного федерального округа. Речь идет о так называемом “Дальневосточном гектаре”. В отношении их на данный момент (и вплоть до 1 января 2035 г., согласно Федеральному закону от 01.05.2016 N 119-ФЗ) действует п.7.1 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.

2015 №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”. Согласно этой норме, как для регистрации права, так и для кадастрового учета такого земельного участка достаточно утвержденной схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование.

Кроме того, бесплатно может быть выделен участок гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.6 ст.39.5 ЗК РФ).

Теоретически, администрация может, руководствуясь этой нормой, выдать гражданину земельный участок, который использовался последним длительное время, например, лет 10…20 и более, начиная еще с советских времен. Однако, на практике подобное наблюдается очень редко – в последнее время. Как правило, землю необходимо узаконивать, т.е. через суд признавать на нее право собственности.

3. Классификация по признаку совместности владения

Можно выделить собственность одного лица (когда весь земельный участок принадлежит только ему) и  собственность нескольких лиц – общую. Последняя подразделяется на  совместную и долевую (равно как и общая собственность на другие вещи, согласно гражданскому законодательству, ст. 244 ГК РФ, например, квартиры):

  • Общая долевая – общая собственность на землю двух или нескольких лиц с определением доли каждого из них;
  • Общая совместная – общая собственность на землю без определения долей каждого из собственников (при необходимости значения долей определяются договоренностью или судом).

Согласно ч.3 ст. 244 ГК РФ, общая собственность на имущество (в данном случае – земельный участок) является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это него. Это, в частности, случаи совместной собственности супругов (ст. 33 семейного кодекса РФ), земли общего пользования, приобретенной или созданной за счет целевых взносов в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе (ст.

Как и любую другую недвижимость, земельный участок можно разделить, осуществить из него выдел в натуре, если такой выдел является возможным (например, не нарушаются нормы минимально возможной площади земельных участков).

13. Классификация способов прекращения прав на земельный участок

Вообще, способ использования земельного участка характеризует его применителя, как субъекта земельных отношений. Такие субъекты установлены в ст.5 ЗК РФ «Участники земельных отношений». Ч.3 названной статьи выделяет следующих возможных участников: собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута. Первые четыре вида участников (ит.е. обладатели сервитута в этот перечень не входят) называются правообладателями земельных участков.

Таким образом, существуют основные права на землю: собственность, пользование, владение, аренда и вспомогательные – сервитут. Некоторые права (например, пользование) могут иметь различные правовые особенности и характеристики.

Согласно ч.1 ст.260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, пользоваться им в соответствии с законом, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Использование участка, находящегося в собственности, осуществляется строго на основе вида его разрешенного использования.

Наличие земельного участка в собственности дает и весьма ощутимые преимущества, т. к. собственник может распоряжаться участком по своему усмотрению: дарить, продавать, завещать по наследству, регистрировать его в качестве залога и т.д.

Ст. 40 ЗК РФ дает перечень прав собственников земельных участков:

  1. Использовать имеющиеся на участке полезные ископаемые, пресные воды, пруды;
  2. Возводить постройки (соблюдая при этом соответствующие требования, нормы и правила);
  3. Проводить работы, способствующие улучшению земельного участка (мелиорацию, обогащение почву, орошение и т.д.) в соответствии с законодательством и, на что стоит обратить внимание – в соответствии с видом разрешенного использования;
  4. Реализовывать и иные, разрешенные законом. права.

Если собственник пользуется участком сам, то он имеет право на сельскохозяйственную продукцию, выращенную на этом участке.

Отметим, что прав на выращенные деревья на данном участке у собственника априори НЕТ. Подробнее читайте об этом здесь.

Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству (ст. 267 ГК РФ). Т.е. при этом лицо может только пользоваться, а также передать в наследство. Впрочем, при определенных условиях, на основе права пожизненного наследуемого владения лицом может быть приобретено право собственности на такой участок.

Права лиц, пользующихся земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, те де самые, что и у собственников и устанавливаются ст.40 ЗК РФ.

Такое право установлено ст. 268 ГК РФ. Раньше, примерно до 90-х годов прошедшего столетия, право бессрочного пользования на земельные участки выдавалось достаточно многим лицам, в том числе и гражданам. В настоящее же время, на основании ст. 39.9 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:

  • органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  • государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Т.е. иных субъектов права бессрочного пользования земельными участками в настоящее время закон не предусматривает. Более того, в соответствии со ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” от 25.10.2001 N 137-ФЗ, право бессрочного пользования всех остальных видов лиц подлежит подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ.

Бессрочное пользование, так же, как и пожизненно наследуемое владение, может являться основанием для приобретения права собственности на соответствующий земельный участок. А для юридических лиц, как правило, осуществляется переоформление права бессрочного пользования на право аренды или право публичного сервитута (ст.3.6 №137-ФЗ от 25.10.2001).

Права лиц, пользующихся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, те же самые, что и у собственников, см. ст.40 ЗК РФ.

Возможность безвозмездного пользования земельным участком закреплена в ст. 24, 39.10 ЗК РФ. В этой статье приведен довольно длинный перечень лиц (20 видов), которым на указанном виде права может быть выделен такой участок. Перечислим наиболее важные из них (номера пунктов соответствуют соответствующим подпунктам статьи ЗК РФ):

  1. 6) гражданину для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством (КФХ) его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
  2. 9) гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;
  3. 10) гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;
  4. 11) некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет;
  5. 12) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;
  6. 16) лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;
  7. 18) гражданину в соответствии с Федеральным законом “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Таким образом, круг субъектов возможного получения права безвозмездного пользования земельным участком достаточно широк. Обращает на себя внимание, в частности, возможность передачи участка в пользования гражданам, в том числе для ИЖС, ЛПХ, КФХ, но, на срок, не более 5…6 лет. Дальше, по-видимому, таким гражданам придется или заключать договор аренды с владельцем участка, или выкупать его, или… освобождать.

Права лиц, пользующихся земельным участком на праве безвозмездного пользования – см. ст.40 ЗК РФ.

4.5. Аренда

Аренда – это временное использование земельного участка, осуществляемое по договору с его собственником. Порядок аренды земли установлен ст. 22 ЗК РФ. Согласно ч.2 указанной статьи, земельные участки, за исключением тех, которые указаны в п.4 ст.27 ЗК РФ, могут предоставляться в аренду в соответствии с гражданским законодательством (глава 37 ГК РФ, в частности, ст. 607) и ЗК РФ.

Ч.6 ст. 22 ЗК РФ устанавливает возможность субаренды, т.е. передачи арендованного земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

Зачастую срок аренды земли составляет 5 лет (хотя, потом он может продлеваться). Это вызвано тем фактом, что при более длительных сроках аренды у арендатора появляются некоторые дополнительные права и, соответственно, уменьшаются права арендодателя. Например, при сроке аренды большем, чем в 5 лет, аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более, чем пять лет, арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды, передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия арендодателя при условии его уведомления.

Арендаторы имеют права лиц, аналогичные тем, которые имеют собственники земельных участков.

Право сервитута на земельный участок установлено ст. 274 ГК РФ.  Вообще, сервитут может устанавливаться на участок, находящийся в частной или муниципальной, государственной собственности. Согласно ч.1 этой статьи, сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. При переходе прав другому лицу сервитут сохраняется. Т.е. новый обладатель права на земельный участок будет нести бремя сервитута.

Ст. 39.23 ЗК РФ устанавливает перечень оснований для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Это, в частности:

  1. Размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  2. Проведение изыскательских работ;
  3. Ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Т.е., надо сказать, что это – довольно специфические случаи реализации сервитута, их перечень, судя по конструкции ст. 39.23 ЗК РФ, не является закрытым (хотя, напрямую об этом не сказано).