Удостоверение матроса

Что представляет собой паспорт моряка: форма и содержание

Так как с 2009 года паспорт моряка больше не выдается, вместо него стали выпускать УЛМ – улучшенный аналог бордовой книжки. Он оформлен в виде двухсторонней ламинированной карточки, отпечатанной на бумаге Госзнака.

На лицевой стороне размещена следующая информация о человеке:

  1. ФИО.
  2. Гендерная принадлежность.
  3. Число, месяц, год рождения.
  4. Место рождения.
  5. Гражданство.
  6. Число, месяц и год, когда выдавалась карточка, а также срок ее действия.
  7. Штрих код с биометрическими данными.
  8. Фото.

Оборотная сторона пластикового документа содержит информацию об имеющихся физических особенностях моряка, которые могут понадобиться для его идентификации, подпись человека, давшего разрешение на оформление карты, название органа, где она выдавалась, его печать, юрадрес.

Удостоверение личности моряка (УЛМ)
Удостоверение личности моряка (УЛМ)

Оформление и выдача паспорта моряка

При личном обращении соискатель должен иметь при себе:
  1. Заполненную и подписанную анкету-заявление;
  2. Паспорт;
  3. Свидетельство занятости (работы) на судне в любом статусе либо диплом и медицинское свидетельство, подтверждающие соответствие уровня подготовки и физического состояния соискателя стандартам, определённым международными конвенциями для членов судовых экипажей;
  4. Квитанцию об оплате госпошлины.
Стоимость оформления УЛМ в 2019 году при любом способе подачи заявки составляет 1300 рублей.

Люди, работающие на морском (речном) судне, должны обладать глубоким знанием своей профессии и высоким уровнем физического здоровья, располагая подтверждающими это дипломами и свидетельствами. Однако именно удостоверение личности моряка является главным документом, без которого доступ на суда в качестве работника будет закрыт перед любым человеком.

Выдача УЛМ занимает определенное время и требует предоставления большого пакета документации, который проходит жесткую проверку. Рассмотрим подробнее, в каких органах выдается документ, сколько действует и какова его цена.

Для получения удостоверения личности моряка необходимо обратиться к капитанам морских портов, в специальные федеральные госучреждения, которые контролирует ФАМРТ, в Минтранспорта РФ, Минсельхоз, Бассейновое водное управление.

Выдается УЛМ администрацией в портах следующих городов:

  • Мурманск;
  • Архангельск;
  • Новороссийск;
  • Калининград;
  • Севастополь;
  • Феодосия;
  • Керчь;
  • Владивосток
  • Таганрог и других.
Министерство транспорта РФ
Министерство транспорта РФ

Действует удостоверение личности моряка в течение 5 лет, после этого имеется возможность продлить его на аналогичный срок, причем без сдачи документа. Но стоит знать, что даже когда срок УЛМа закончится, его владелец может целый год легитимно въезжать в РФ. Продлевать документ можно лишь один раз. Если же истек срок продления, то УЛМ признается недействительным (восстанавливать его уже нельзя) и передается на руки владельцу для хранения. Затем нужно оформить новый документ.

Удостоверение матроса

Если в настоящее время человек не работает по морской специальности, можно заранее заняться оформлением УЛМ, чтобы непосредственно перед отправкой в рейс не бегать, не срывать график, не тратить нервы. Но стоит знать, что такой паспорт моряка выдадут после предоставления справки о работе (с корабля или любого другого судна).

После подачи всей документации ее рассматривают в течение 15 календарных дней (если документацию предоставляют по месту прописки моряка). Если же подача происходит по настоящему месту пребывания, то рассмотрение может занять до 3 месяцев. За это время проводится проверка человека на предмет криминального прошлого, возможных связей с экстремистами и террористами.

После этого кандидатура в течение недели согласовывается с работниками Федеральной службы безопасности. Оттуда приходит либо одобрение, либо отказ в выдаче УЛМ с обязательной трактовкой причины.

Если ведомство не имеет никаких претензий к человеку, выдача УЛМ считается согласованной. Остается только заплатить госпошлину (стоимость документа – 1300 рублей). Однако придется платить еще и за пересылку документов, за фото. Также, если не хочется возиться со сбором, отправкой документации, можно обратиться в специальные агентства, которые оказывают помощь морякам в оформлении документов за определенную цену.

Для многих выпускников морских училищ и академий, мечтающих как можно быстрее уйти в плаванье, порой становится шоком тот факт, что одного только учебного диплома для этого недостаточно. Перечень выездных морских документов обширен, для высшего, среднего, младшего командного состава он разный. Дополнительные сертификаты получают моряки, исходя из занимаемой на судне должности (механик-моторист, спасатель, вахтенный). Но имеется и базовый набор морских сертификатов, который должен быть у всех, как у офицеров, так и матросов.

Как правило, в него входят следующие сертификаты:

  • шлюпки и плоты;
  • охрана судна;
  • борьба с пожаром;
  • ОБЖС;
  • оказание первой медпомощи.

Если какого-либо из базовых сертификатов нет, нужно записаться на соответствующие курсы, обучиться, сдать экзамен и получить официальное подтверждение об этом.

Помимо морских сертификатов необходимо иметь:

  • подтверждение рабочего диплома моряка (сертификата о компетенции) и сам диплом;
  • установленные законом свидетельства (они разные и зависят от должности).
  • диплом об окончании «мореходки»;
  • медицинское освидетельствование, в котором указано, что человек может нести службу на водном транспорте;
  • квалификационное свидетельство;
  • мореходную книжку или иной документ, являющийся подтверждением наличия морского стажа в течение последних 5 лет и содержащий послужной список.

Кому и зачем выдается паспорт моряка

Удостоверение нужно, чтобы человек мог работать на речных, морских, смешанных судах. Выдается при заключении соглашения о трудоустройстве на заграничном или российском судне. Трудовое соглашение заключается самим россиянином, или же с помощью компаний, которые трудоустраивают россиян на иностранные суда, но при условии, что это разрешено международными конвенциями о найме иностранцев.

Морское удостоверение личности следует оформлять в федеральных органах исполнительной власти, в ведомство которых входит управление рыболовством и рыбообработкой, водным транспортом.

Выдается УЛМ россиянам, иностранцам, апатридам, относящимся к следующим категориям:

  • учащиеся мореходных училищ и академий, практикующиеся на судах;
  • работники водного транспорта, покидающего РФ и совершающего заграничные поездки;
  • рыбаки и рыбообработчики;
  • проходящие службу на торговых кораблях.
  • командировочные для работы на заграничных судах.

Удостоверение личности моряка (УЛМ)

Это документ для идентификации человека, трудящегося в любом качестве на морских либо речных судах, занятых в сферах:
  • Торговли;
  • Гражданских перевозок;
  • Промысла морепродуктов.

Содержит основную (паспортную) информацию о человеке и его биометрические данные (дактилоскопия). Действительно в течение 5 лет.

Удостоверение личности моряка (УЛМ) – это пластиковая карта, содержащая необходимые данные. Действительно 5 лет. Важный нюанс: если действие УЛМ истекло в период пребывания члена команды за границей, то он может пересечь границу России и подать заявление на новый документ.

Информация на лицевой стороне:
  1. ФИО;
  2. Пол;
  3. Место рождения и дата;
  4. Гражданство;
  5. Снимок;
  6. Дата выдачи и срок годности;
  7. Персональный номер;
  8. Биометрические данные в виде штрих-кода.
Сведения Описание
Уникальные приметы, позволяющие идентифицировать личность Внешность: рост, цвет глаз и прочее
Личная подпись Подпись лица, отвечающего за выдачу удостоверения
Название и юридический адрес организации, которая выдала документ Должна стоять печать или штамп
Номер телефона, контактные данные Номер координационного центра
Выдают документ следующие учреждения:
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта (ФАМРТ);
  • Государственные организации, относящиеся к ФАМРТ;
  • Капитаны морских портов.

Подать заявку на получение можно через портал Государственных услуг.

Документы для подачи на получение УЛМ:
  • Заявление по образцу;
  • Паспорт гражданина (оригинал и копия страниц и обязательно отметка о регистрации);
  • Справка от организации, удостоверяющая, что гражданин является членом экипажа, трудится на судне и занимает определённую должность;
  • Документы об образовании и квалификации;
  • Загранпаспорт (оригинал и копия);
  • Фотографии матовые (6 штук 3,5х4,5см в белой рубке с чёрным галстуком на голубом фоне);
  • Трудовая книжка;
  • Медицинская книжка о том, что гражданин годен по состоянию здоровья и может работать в данной сфере;
  • Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • Квитанция об оплате.
Документы об образовании, без которых нельзя получить удостоверение:
  1. Диплом учебного заведения;
  2. Рабочий диплом;
  3. Свидетельство о подтверждении квалификации;
  4. Справка, подтверждающая стаж работы за последние 5 лет.

Время изготовления УЛМ занимает 15 рабочих дней, если заявление подано по месту регистрации гражданина, и до 3 месяцев по месту пребывания.

Все документы и личность заявителя проверяются ФСБ. По завершении приходит либо положительный ответ на выдачу удостоверения, либо отказ. Отрицательное решение можно оспорить в суде, а если никакого ответа от ФСБ не поступило, то согласование считается автоматически одобренным.

Цена за документ составляет 1300, это госпошлина в Москве и по всем регионам страны. Без оплаты получить удостоверение нельзя. Дополнительные расходы потребуются для оплаты фотографий и запросы некоторых справок. В настоящее время существуют специальные организации, которые за определённую стоимость сделают за гражданина все справки для оформления документа.

Нельзя забывать о мореходной книжке (МК). Именно в ней записаны сведения о работе на судне, период и занимаемая должность. Она не заменяет трудовую, но обязательна на флоте. Получить можно по тем же документам, что и УЛМ. Нюансы можно уточнить в выдающей организации. В отличие от удостоверения, МК не имеет срок годности и будет вестись до тех пор, пока все страницы не заполнят.

Люди, которые хотят связать профессиональную деятельность с морем, должны знать нюансы, позволяющие находится на водной территории мира. Обязательно нужно оформить удостоверение личности моряка по мере трудоустройства. Действительно УЛМ 5 лет и продлить его можно один раз. Оно позволяет беспрепятственно пересекать водные границы стран и выполнять профессиональную деятельность.

Для чего нужно и кто может получить

УЛМ позволяет своему обладателю трудоустроиться на любом (кроме военного) морском или речном судне. Используется также для опознавания находящегося в плавании моряка, не заменяя при этом обычный паспорт РФ в полной мере (по УЛМ нельзя осуществить законное пересечение государственных границ России).

Приобрести удостоверение моряка имеет право любой дееспособный россиянин либо иностранец, постоянно проживающий на территории РФ по РВП, ВНЖ или как беженец.

Несовершеннолетний учащийся (старше 14 лет) специализированного учебного заведения, направленный на морское (речное) судно для прохождения моряцкой практики, также может (и обязан) иметь такое удостоверение.

Отмена паспорта моряка

В 2009 году паспорт моряка начали отменять. На замену ему пришло УЛМ как более удобный и надежный документ. Но те люди, у которых срок действия паспорта истекал только через 5 лет, использовали его до начала 2014 года.

УЛМ является официальным идентификатором личности его владельца, как в РФ, так и вне ее. Если ранее документ именовался паспортом, по нему можно было свободно выезжать из РФ и въезжать обратно на любом транспорте, а не только на водном (как в компании, так и в одиночку), то после законодательных изменений этот пункт был убран.

В 2008 году было принято Постановление о замене паспорта моряка на удостоверение личности моряка (УЛМ), и с 1 января 2014 года паспорт утратил действительность, и все члены команды должны иметь УЛМ в комплекте с мореходной книжкой.

В отличие от паспорта моряка, удостоверение выглядит как пластиковая карточка с биометрическими и персональными данными. Имеет личный номер и серию.

Главное отличие паспорта от УЛМ:
  1. Гражданин мог пересекать границы России на любом виде транспорта. Разрешено было делать это и отдельно от команды. Моряк мог сходить с корабля и гулять по городу без загранпаспорта сколько разрешено руководством;
  2. С новым удостоверением такую возможность ограничили и пересечь границу можно только на водном пространстве и обязательно в составе команды, имея определённую должность. А также пребывая на территории страны нужно иметь и загранпаспорт. То есть УЛМ не подтверждает личность без других документов.

Где и как оформляют

Юридическим правом выдавать УЛМ обладает Федеральное агентство морского и речного транспорта России (Росморречфлот (Москва, ул. Петровка, д. 3/6)), а также подведомственные ему федеральные госучреждения:
  • Администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей;
  • Образовательные организации (полный список размещён на сайте агентства).

Соискатель подаёт заявку (личный запрос) в выбранном учреждении. Сотрудник заполняет анкету (машинописью) со слов соискателя (должен поставить подпись) и делает его снимок (цифровое фото). Срок оформления составляет 1 месяц (по месту прописки) либо 3 месяца (по месту пребывания).

Отправить заявку на УЛМ можно через сайт «Госуслуги» (для лиц с «подтверждённой» учётной записью на портале и действительным загранпаспортом).

Порядок действий:

  • Окошко «Паспорта, регистрации, визы»;
  • Раздел «Документы гражданина» и пункт «Оформление и выдача удостоверений . . .»;
  • Вкладка «Получить услугу».

Далее соискателю следует заполнить отобразившуюся на странице анкету, приложить (в её нижней части) скан своего загранпаспорта и нажать экранную клавишу «Подать заявление».

Получение паспорта моряка в Крыму

Крымчане, у которых есть рабочие морские документы Украины, имеют полное право обменять их на российские. Необходимо прийти в отделение любого российского порта.

Предварительно следует собрать следующий пакет документации:

  • оригинал и сканы всех страниц российского паспорта;
  • диплом о получении морской специальности;
  • оригинал и копию морского сертификата;
  • рабочий диплом;
  • фото (3 штуки) 35 на 45 мм;
  • результаты медицинского освидетельствования.

Сразу следует сказать, что все морские документы будут тщательно проверять на законность (легитимность).