Зарплата профессора мгу

Зарплата преподавателей и других работников ВУЗов

Педагоги в высших учебных заведениях, считаются отдельной кастой педагогов, задачи которых сходит передача студентам углубленных знаний по профильным или общим предметам. К преподавателям и прочим сотрудникам ВУЗов предъявляются высокие квалификационные требования. Ведь именно они, ответственны за выпуск квалифицированных специалистов, устраивающихся в дальнейшем на работу в промышленном, экономическом, коммерческом и прочих секторах экономики.

Однако насколько хорошо стимулируется труд учителей, на фоне повышенных обязательств и квалификационных требований? Зарплата преподавателя в университете зависит от нескольких факторов, узнать о которых будет интересно как специалистам, претендующим в дальнейшем на работу в ВУЗе, так и прочим читателям.

По данным статистики средняя заработная плата преподавателей, работающих в высших учебных заведениях по стране составляет около 45 тысяч рублей в месяц. Однако, на практике, доходы сотрудников на местах, могут в значительной степени отличаться друг от друга. На конкретные показатели, влияют следующие факторы:

  • Стаж и квалификация преподавателя или научного сотрудника;
  • Регион расположения ВУЗа – наиболее высокие зарплаты отмечаются по Москве;
  • Престижность учебного заведения;
  • Наличие дополнительной нагрузки сказывающейся на оплате труда.

На практике, специалисты с одинаковым уровнем квалификации при том же уровне нагрузки, могут получить существенно различающиеся оклады. В частности, средняя заработная плата преподавателей по Москве, составляет 63 тысячи рублей, в то же время показатели в регионах значительно ниже и находятся в районе 35 тысяч.

Наименьшая зарплата у научных сотрудников без стажа, работающих от 1 до 3 лет. Они получают в среднем около 24 тысяч рублей, с учетом возможных надбавок. Таким образом, однозначно ответить на вопрос: какая средняя зарплата преподавателей ВУЗов в 2020 году достаточно сложно, слишком много сопутствующих факторов, обеспечивающих формирование оклада на конкретном месте, для конкретного специалиста.

Наиболее высокие оклады у специалистов престижных учебных заведений, входящих в топ-50 по стране. Это обеспечивается благодаря дополнительной государственной поддержке, привлечению сторонних средств на исследовательскую и прочую деятельность. Однако и к специалистам, работающим в них, применяются более высокие требования по уровню квалификации.

Сколько получают преподаватели ВУЗов в первую очередь, зависит от стажа на месте работы. Так, специалисты с опытом ценятся значительно больше и для них могут быть предусмотрены надбавки. Значение имеет и уровень занятости специалиста, работает человек на 1 или 1,5 ставки, какое количество часов обучения ведет. Исследовательская и научная деятельность оценивается дополнительно, и прибавка начисляется к заработной плате.

Важным фактором в формировании оклада, является наличие ученой степени, кандидата или доктора наук, наличие опубликованных научных работ и прочие достижения. Это является подтверждением высочайшего уровня квалификации и говорит о сотруднике как о высококвалифицированном специалисте в своей области. К примеру, зарплата доцента отвечающего за ведение обучения, работающего в качестве лектора, имеющего собственные научные труды, в среднем составляет 46 тысяч по стране.

Наиболее высокой является зарплата ректора – руководителя высшего учебного заведения. Здесь отсутствуют средние показатели как таковые, так как колебание в сумме, между столичными и периферийными ВУЗами, могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Высокий оклад руководителя бюджетного образовательного учреждения, объясняется большим объемом выполняемых работ и высоким уровнем квалификации.

На практике, помимо ставки, которая чаще составляет 50-70% от общего объема заработной платы, сотрудники учебных заведений получают следующие надбавки:

  • Премии – назначаются при качественном исполнении возложенных обязательств, а также по поводу общегосударственных, профильных праздничных дат;
  • Компенсации – выплачиваются в случае переработок, превышения общего объема часов или в других схожих случаях;
  • Вознаграждения – начисляются за инициативную деятельность, ведение дополнительных занятий и прочие дополнительные нагрузки, взятые по собственной инициативе;
  • Надбавки к окладу – начисляются за большой стаж работы в учебном заведении, при наличии ученой степени и прочих заслуг в выбранном аспекте научной деятельности.

Несмотря на то, что существуют стандарты определяющие размеры надбавок и компенсаций, они часто назначаются на основании политики конкретных учебных заведений, что также сказывается на обще статистике заработной платы.

Как было сказано выше, оплата труда преподавателей включает в себя несколько основных составляющих, включая ставку, доплаты, премии и компенсации. При желании, по мере набора опыта и стажа работы в конкретном ВУЗе, специалист может приложить усилия для повышения собственной заработной платы, сделав это следующим образом:

  • Увеличить количество часов;
  • Взять дополнительную работу со студентами;
  • Заниматься научной и исследовательской деятельностью, если это входит в компетенцию учебного заведения;
  • Получить ученую степень.

Стаж и выслуга лет являются одним из главных стимулирующих факторов, определяющих конечный размер оклада. Учебные заведения ценят опытных сотрудников, особенно успешных в своей сфере, поэтому готовы предлагать более высокую оплату труда для специалистов, зарекомендовавших себя с лучшей стороны.

Престиж учебного заведения напрямую сказывается на уровне зарплат сотрудников. Выше приведены средние показатели того, сколько зарабатывают преподаватели ВУЗов в Москве и периферийных городах и разница между ними существенная.

Престижность учебного заведения определяется качеством подготовки студентов, количеством трудоустроившихся по специальности студентов, наличием исследовательской деятельности, количеством преподавателей с учебными степенями и т.д. Обратите внимание, престижные и успешные вузы, готовящие действительно нужные кадры, вправе рассчитывать на получение дополнительного финансирования со стороны государства, различных грантов для научной работы, которые в том числе идут на стимулирующие выплаты при оплате услуг сотрудников, преподавателей, научных работников и т.д.

Таким образом, работники престижного учебного заведения получают больше своих коллег на тех же должностях, но в менее популярных и востребованных учебных заведениях. Наиболее высокие показатели у ВУЗов из ТОП-100 по стране.

Преподавательская деятельность, по праву считается недооцененной с точки зрения оплаты труда. Это является Российской действительностью, изменить которую призвано множество государственных программ. В частности, Майские указы президента от 2012 года, предполагают проведение индексации и повышения зарплат работников высших учебных заведений до окончания 2020 года. Предполагается увеличение зарплат на 200% по сравнению с показателями от 2012 года.

В значительной степени данное поручение удалось реализовать и сейчас процент подъем составляет 120-130, в зависимости от региона, учебного заведения, специализации персонала и т.д. Однако, эти показатели существенно отстают от запланированного графика в соответствии с проводимыми реформами. В 2020 году, следует ожидать дополнительных повышений и индексации заработных плат, возможно, будет проведено существенное повышение ставки преподавателей. Внедрение решений зависит от возможностей разрешения кризисных вопросов, касающихся размеров бюджета страны.

В данном материале, мы постарались рассмотреть, сколько получают в ВУЗах России, определить от чего зависит объем оплаты труда, как добиться больше зарплаты и где платят лучше. Обратите внимание, все данные имеют усредненный характер и оперировать точными цифрами в данной среде достаточно сложно, так как многие ВУЗы имеют собственную политику работы с кадрами.

Предлагая существенные или незначительные вознаграждения поверх стандартной ставки лектора, научного работника или любого другого сотрудника. Более точную и объективную информацию необходимо собирать по конкретным регионам, а лучше по отдельным учебным заведением, чтобы получить актуальную информацию.

Пятерка лидеров по доходам

РБК изучил почти 1,3 тыс. антикоррупционных деклараций топ-менеджеров государственных вузов и составил рейтинг их доходов за 2018 год. Ректор Санкт-Петербургского горного университета, бывший глава избирательного штаба Владимира Путина в Санкт-Петербурге Владимир Литвиненко в четвертый раз стал лидером по доходам среди ректоров России.

В 2018 году Литвиненко задекларировал доход 236,9 млн руб. — на 5% меньше, чем в предыдущем году. Зарплата ректора — около 570 тыс. руб. в месяц, или 6,8 млн руб. за год, это только малая часть его доходов. Литвиненко владеет 20,98% акций одного из крупнейших производителей химических удобрений — компании «ФосАгро». Она в 2018 году выплачивала дивиденды четырежды, на общую сумму 13,6 млрд руб.

От науки до политики

В 1997 году Владимир Литвиненко был научным руководителем Владимира Путина, который защитил кандидатскую диссертацию «Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений». Литвиненко тогда был ректором Горного университета, ученый совет которого одобрил присвоение кандидатской степени будущему президенту. В 2000, 2004 и 2012 годах ректор возглавлял избирательный штаб Путина в Санкт-Петербурге.

Второе и третье места в рейтинге третий год подряд занимают ректор РАНХиГС Владимир Мау и ректор Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Сергей Синельников-Мурылев. В 2018 году доход Мау вырос до 107,6 млн руб. — более чем в 1,5 раза. Доход Синельникова-Мурылева вырос на 12%, почти до 60 млн руб.

Абитуриент-2019: Что лучше – платить за учебу в престижном вузе или идти на бюджет в университете-середнячке

Многие думают, что зарплата ректора выше зарплаты в правительстве и круче, чем доходы знаменитых спортсменов. Так ли это и сколько на самом деле зарабатывают ректоры российских вузов и обычные преподаватели?

Кто такой ректор

С латинского языка это слово означает ‘правитель’. В эпоху Возрождения так называли заведующих учебными заведениями и главных учителей. В РФ ректор является главой вуза. До Второй мировой войны эта должность значилась как директор. В западных странах ректора иногда называют канцлером, директором и президентом.

Как стать ректором

Критерии, которым должен соответствовать ректор:

  • Не старше 65 лет.
  • Должен иметь диплом о высшем образовании.
  • Педагогический или научный стаж работы — не менее пяти лет.
  • Должна быть научная степень.
  • Диплом о дополнительном образовании в сфере управления персоналом, менеджмента или экономической деятельности.

Российская система имеет определенные отличия от европейской. В РФ ректора выбирают на собрании главных представителей (ученом совете) университета. После этого его кандидатуру должно утвердить Министерство образования.

В западных странах выборы ректора постепенно отходят в прошлое. В Европе ректора после согласования с министерством выбирают только в Турции (обычно из трех кандидатур). В некоторых странах, например, в Германии, выборы проходят даже тогда, когда кандидат всего один.

Ректора выбирают на пятилетний срок, но есть возможность пойти на перевыборы. Среди основных функций ректора следующие:

  • Организация работы сотрудников вуза.
  • Обеспечение соблюдения порядка замещения педагогического состава и других работников учебного заведения.
  • Принятие мер по охране трудовой дисциплины.
  • Соблюдение финансовых и хозяйственных договоров и др.
  • Утверждение должностных окладов работников.

Синельников-Мурылев заработал в ВАВТ почти 14 млн руб., а в РАНХиГС, где он является проректором по науке, еще 12,9 млн руб. В Академии внешней торговли уточнили, что еще 1,5 млн руб. — доход от ценных бумаг и акций. Более 30 млн руб. ректор заработал, участвуя в проектах, связанных с научной, преподавательской, консалтинговой деятельностью, уточнили в вузе.

Ректор Высшей школы экономики, депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов в 2018 году занял четвертое месте в рейтинге по доходам, поднявшись на три позиции по сравнению с 2017 годом, — он заработал 53,6 млн руб., почти на 24 млн больше, чем в 2017-м. Его зарплата и премии в ВШЭ составили за год 11 млн руб.

Ректор РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Виктор Мартынов замкнул пятерку лидеров, поднявшись на одну позицию за год, — в 2018-м он заработал 49,2 млн руб. против 42,7 млн в предыдущем году.

Руководство университетов каждый год обязано подавать антикоррупционные декларации, так же как правительство и министерства. Сведения о доходах ректоров публикуются ведомством, в подчинении которого находится университет (это министерства здравоохранения, обороны, сельского хозяйства и другие). Министерство образования публикует только информацию о ректорах вузов, сведения о доходах проректоров должны размещаться на сайтах учебных заведений. РБК обнаружил, что не все вузы к 27 мая опубликовали сведения о доходах топ-менеджеров и их среднегодовые зарплаты.

И другие известные лица

На восьмом месте в рейтинге ректор Московского авиационного института Михаил Погосян, в прошлом президент ОАК, — он заработал 27,5 млн руб. Из них зарплата в университете составила около 7 млн руб.

Девятое место у бывшего министра образования, ректора РУДН Владимира Филиппова, который на этой неделе в третий раз возглавил ВАК. Его доход вырос по сравнению с 2017 годом на 2,7 млн руб. и составил около 23 млн руб. Зарплату ректора университет не раскрывает.

Ректор МГУ Виктор Садовничий, как и в 2017 году, находится на 17-й строке. Он задекларировал доход 18,5 млн руб. — примерно на 1 млн больше, чем в 2017 году. Более половины дохода Садовничий получил в МГУ — 13,4 млн руб. Садовничий на полставки работает заведующим кафедрой матанализа механико-математического факультета МГУ и за это получает 21 тыс. руб. в месяц до обложения налогами.

Бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, который с осени возглавляет Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, за год заработал 8,7 млн руб. Этот институт был основан по распоряжению Тулеева в 2002 году и находится в подчинении правительства Кемеровской области.

Самый большой рывок в рейтинге у ректора Белгородского государственного университета, диссертационный совет которого в 2017 году сохранил министру культуры Владимиру Мединскому ученую степень доктора исторических наук. В 2018 году Олег Полухин задекларировал доход 17,7 млн руб. и оказался на 19-м месте по доходам среди руководителей российских вузов. В предшествующем году он заработал 8,8 млн руб. и был на 49-й строчке.

Ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе поднялся на 20 позиций — с 44-го на 24-е место, заработав 13,8 млн руб.

Впервые в топ богатейших ректоров попал глава Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева Альберт Гильмутдинов. Он задекларировал доход 21,2 млн руб. — на 13 млн больше, чем в 2017 году. Другие новички рейтинга — ректор Смоленского государственного медицинского университета Роман Козлов (доход почти 20 млн руб., 15-е место) и ректор МИЭТ Владимир Беспалов (14,6 млн руб., 23-е место).

Проректоры не уступают ректорам

Среди других руководителей вузов самый большой доход задекларировал проректор Горского государственного аграрного университета (Владикавказ) Анатолий Кудзаев. В декларации, опубликованной на сайте Минсельхоза, и в декларации на сайте вуза указано, что он заработал 122,7 млн руб. Кудзаев — обладатель 35 авторских свидетельств и патентов и является соавтором первого в мире комбайна для уборки винограда с уникальной переработкой урожая, указано на сайте университета.

После выхода публикации РБК Кудзаев сообщил, что в опубликованных вузом и Минсельхозом декларациях содержится ошибка, и его доход в действительности составил 1,2 млн руб. Декларация на сайте университета была обновлена.

В результате на первом месте по доходам среди проректоров оказался Леонид Гохберг из ВШЭ. Он заработал за год 35,4 млн руб., выплаты вуза составили менее трети из них. За год университет в два раза увеличил стимулирующие выплаты для первого проректора: с 236 тыс. руб. в среднем в месяц в 2017 году до 569 тыс. руб. в 2018 году.

В ЕГРЮЛ нет информации об участии Леонида Гохберга в каком-либо бизнесе в России. «Леонид Гохберг участвует в целом ряде научных и консалтинговых проектов, а также состоит в органах управления нескольких крупных компаний. Эта деятельность, разумеется, оплачивается. Вся необходимая информация о доходах предоставляется в соответствии с российским законодательством», — пояснили в пресс-службе Высшей школы экономики.

На третьем месте — проректор по международному сотрудничеству Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Дмитрий Кутафин (сын бывшего ректора, в честь которого назвали университет). Его доход в 2018 году составил 34,8 млн руб. Хотя Кутафин стал проректором вуза еще в 2011 году, сведения о его доходах впервые были опубликованы в 2020 году. Зарплату руководства вуз не раскрывает.

Лидер прошлого года, организатор программы обучения президентского резерва, проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров в 2018 году задекларировал доход почти в четыре раза меньше прошлогоднего — 30,6 млн руб. Среди проректоров он на пятом месте по доходам.

Итак, до Единого госэкзамена месяц. Предметы выбраны, репетиторы настороже, школьные учителя повторяют пройденное. Семьи прикидывают, сколько баллов удастся набрать отпрыску и в какие вузы потом заявления разносить.

Десятилетний мониторинг Вышки и Яндекса доказывает: все больше абитуриентов стараются зацепиться в престижном университете, пусть даже на платном отделении. И логика в этом есть – после окончания такого вуза, как уверяет нас статистика, зарплаты у молодого специалиста чуть ли не вдвое выше, чем у того, кто окончил вуз-середнячок.

Но вот вопрос: а так ли это на самом деле?

Крутая корочка – не гарантия

Статистика любит усреднять.

Диплом МГУ , Вышки, МИСиСа или Бауманки, конечно, у сотрудника отдела кадров (или, по-модному, эксперта HR-службы) в первое мгновение чтения резюме вызовет если не уважение, то хотя бы любопытство. Но спустя еще мгновение он будет искать в присланном файле описание навыков, которыми обладает претендент на работу. А потом вызовет соискателя и попросит показать, чему же на самом деле он научился.

О чем это я? О том, что многие считают: поступил в престижный вуз (пусть и на платное) – дальше можно будет катиться по жизни, как на задней площадке трамвая.

Нет, так не получится. Диплом выпускника известного вуза – не индульгенция. То, что вуз входит (например) в проект топ-100, то есть дополнительно финансируется правительством, поддерживается Министерством науки и высшего образования, означает: это учебное заведение активно развивается. Открываются новые программы, преподаватели не только читают студентам лекции, но и занимаются исследованиями.

Семинары и мастер-классы ведут люди, занятые в реальной экономике или науке. То есть такой вуз предоставляет своему студенту больше возможностей для получения востребованных знаний, для учебы по современным технологиям. Но выбор студента – воспользоваться открывающимися возможностями или протусить все четыре или шесть лет, перебиваясь с тройки на тройку и исправно занося в кассу вуза родительские кровные.

Поэтому поступление в престижный вуз – это еще и большая ответственность перед собой и перед теми, кто выкладывает деньги за твое обучение (если уж поступил на платное).

Сегодня ценится не только и не столько корочка вуза, сколько те навыки, которые студент приобрел, пока учился.

Цены растут

Исследователи Яндекса и Высшей школы экономики, подводя итог мониторинга качества приема в вузы, делают поучительные выводы (они-то как раз важны абитуриентам-2019).

Член-корреспондент РАН заявил, что ему предложили преподавать в вузе бесплатно

В МГУ имени Ломоносова возникли неожиданные проблемы с оплатой труда: известный ученый, член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик заявил, что ему предложили преподавать в университете бесплатно. Просьбу объяснили тем, что «средств на совместителей у факультета истории нет». Ученый согласился, поскольку оплата и до этого была «чисто символической», но считает происшедшее «проявлением полного неуважения к сотрудникам». В деканате истфака утверждают, что заявление ученого «не соответствует реальному положению дел».

« Я так же читаю лекции, веду семинары, принимаю экзамены. Это полноценное преподавание, отличие только в системе оплаты».

По законодательству совместитель может быть оформлен максимум на половину ставки штатного преподавателя. «В реальности люди получают даже меньше — например, треть или четверть ставки»,— уточнил Аскольд Иванчик. Обычно зарплата преподавателей вузов складывается из нескольких частей — небольшого оклада (ставки) и различных надбавок, которые в совокупности приносят даже больший доход, чем оклад.

«Несколько дней назад на кафедре мне сообщили, что средств на совместителей у факультета больше нет. При этом мне любезно предложено читать все то же, что раньше, но на безвозмездной основе,— рассказал Аскольд Иванчик.— Оформлено это будет по-прежнему как официальные занятия в рамках учебной программы». Ученый согласился преподавать бесплатно.

« Оплата и так была символической, я работал в МГУ не ради денег,— пояснил он.— Для меня это преподавание важно, так как я считаю правильным участвовать в подготовке будущих коллег. Иначе моя дисциплина исчезнет. Мне самому важно общаться со студентами, потому что это будущие аспиранты, из которых я имею возможность отбирать тех, с кем стану работать в дальнейшем».

Вместе с тем Аскольд Иванчик признает, что ситуация выглядит «несколько абсурдно»: «Это проявление полного неуважения к сотрудникам, это безобразие, так не должно быть». Господин Иванчик добавил, что не обсуждал эту ситуацию с руководством факультета или вуза: «И это обычная практика, когда сотрудникам все сообщают на кафедре. От деканата я и ранее никаких посланий не получал».

“Ъ” обратился за комментарием в пресс-службу МГУ, где корреспондента перенаправили к пресс-секретарю исторического факультета. Поздно вечером она прислала ответ и. о. декана факультета Льва Белоусова: «Работающие на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова совместители получают заработную плату в соответствии с окладом, предусмотренным занимаемой ими штатной ставкой. А. И.

Напомним, что в 2013 году сотрудники МГУ обратились к президенту Владимиру Путину с открытым письмом, в котором жаловались на массовые увольнения. Тогда в письме подчеркивалось, что администрация университета не продлила контракты в первую очередь сотрудникам-совместителям (см. “Ъ” от 14 ноября 2013 года).

Авторы заявляли, что сокращение ставок вызвано требованием поднять зарплаты преподавателям «до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе» — несмотря на выделенное правительством дополнительное финансирование. Ректор МГУ Виктор Садовничий тогда называл письмо «абсолютно не соответствующим действительности» и заявлял, что «не сокращен ни один сотрудник, преподаватель, который занимается основной деятельностью».